Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:05, курсовая работа
Актуальность. В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи особую форму – форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности речевого развития детей в младшем школьном возрасте
1.1. Определение понятия речевой деятельности ………………5
1.2. Виды речевой деятельности, их характеристика ……………………….
1.3. Общая характеристика речевого развития младших школьников …
Глава 2. Речевое общение детей младшего дошкольного возраста.
2.1. Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста
2.1.1. Связь общения и развития речи
Заключение
Литература
Творческая деятельность ребенка проявляется прежде всего в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра — первая ступень трудового воспитания. Игра и труд, протекающие в коллективе, предоставляют исключительна благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Одиноко играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется языком как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с окружающей средой.
Неисчислимы те знания, умения, которые ребенок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка. Игру детей мы должны в первую очередь приспособить к интересам развития их языка.
Самодеятельность в области языка детей ни в чем не проявляется так ярко и интенсивно, как в игре и через игру — в труде. К организации игры и изобразительной деятельности детей главным образом сводятся методические мероприятия по развитию языка детей дошкольного возраста. Забота эта должна предусматривать интересы организации обоих основных разделов игры — игр самостоятельных и игр дидактических, организованных. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства игрой, виды и формы вмешательства в нее должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями в связи с их влиянием на развитие речи детей.
Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.
В соответствии с поставленными задачами нами были рассмотрены понятие, виды речевой деятельности и их характеристика. Было выяснено, что речь человека, это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Основные функции речи проявляются в ее коммуникативной направленности, передачи и усвоении общественно-исторического опыта, знаковости, а также экспрессивности (выражение отношения человека к сообщению).
Выделяют следующие виды деятельности: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Под внутренней речью понимают различные виды использования языка (точнее языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.
В процессе изучения особенностей развития речи детей в младшем школьном возрасте, было выяснено, что обучение в школе способствует формированию произвольной, развернутой речи. В начальных классах дети овладевают умением рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, т.е. произвольной, программированной монологической речью. Письменная речь учащихся также претерпевает изменения, и уже к 3 – 4 классу приобретает форму книжной, литературной речи, превосходя, в некотором отношении устную речь.
Одновременно с обогащением и активизацией словаря детей происходит его систематизация, семантические знания детей располагаются в своеобразную иерархию.
Речевое развитие детей со стойко выраженным снижением познавательной деятельности, возникшем на основе органического поражения ЦНС, т.е. с умственной отсталостью, осуществляется своеобразно и с большим опозданием.
В младшем школьном возрасте, когда их сверстники учатся планировать, высказывать свои замысли и контролировать свою речевую деятельность, у детей с умственной отсталостью отмечается недоразвитие всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также бедностью словаря.
Недостатки произношения, замены, пропуски звуков родного языка делают их речь мало понятной, что препятствует свободному общению этих детей с окружающими. Устная речь детей характеризуется ограниченностью словаря, употреблением слов в их приближенных, неспецифических значениях, а также примитивным, часто неправильным построением даже простых предложений. В речи наблюдаются различные отклонения от норм родного языка – нарушения согласования, управления, пропуски второстепенных и даже главных членов предложения.
Умение планировать, строить высказывания в соответствии с планом, характерные для их сверстников с нормальным психическим развитием недоступно детям с умственной отсталостью. Ученики даже старших классов испытывают затруднения, когда возникает необходимость рассказать о ходе уже выполненной работы, либо самостоятельно спланировать предстоящую деятельность.
Недостатки и отставание становления устной речи детей с умственной отсталостью приводят к трудностям овладения грамотой: ошибки в написании, составлении предложений и пересказов. Письменная речь детей ситуационна, мало организована и не упорядочена. Предложения, также как и в устной речи часто построены неправильно или не окончены.
Недостатки речевой деятельности, неумение строить диалог и самостоятельное высказывание, а так же дефекты произносительной стороны речи часто приводят к тому, что ребенок, не умея говорить иначе, старается меньше пользоваться речью, отмалчивается, нередко прибегает к указательным жестам. Он становится настороженным, замкнутым, сужается круг его общения, практика речевой деятельности резко ограничивается.
Между тем, одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи. В структуре интеллектуального дефекта учащихся вспомогательной школы большое место занимает существенное речевое недоразвитие. Поэтому одним из центральных звеньев в системе коррекции личности умственно отсталых детей является работа по формированию речевых умений и навыков. Она осуществляется во вспомогательной школе на всех уроках.
1. Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
2. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
3. Психология здоровья дошкольника / Под редакцией Г. С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010.
4. Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
5. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет. – М.: АСТ, Астрель, 2009.
6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2007.
7. Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи у детей. – М.: Академия, 2009.
8. Блонский П. Психология младшего школьника. – М., 1997.
9. Возрастная и педагогическая психология. / Под. редакцией Гамезо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М., 1984.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т.3: Проблемы развития психики, т.4: Детская психология, т.5: Дефектология / Л.В. Выготский. – М.Педагогика.
11. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь-справочник. – Минск, 1998.
12. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
13. Запорожец А.В., Психология. М., 1965г.
14. Зеньковский Л. Психология детства. – М., 1996.
15. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. — М 1980.
16. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. — М., 1987.
17. Казакова В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. – М., 1989.
18. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.
19. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1998.
20. Лебединская К. С. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина - М.: Просвещение, 1983г.
21. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М., 2002
22. Люблинская А. А. Детская психология. – М., 1971.
23. Назарова Н.М. Специальная педагогика. М., 2002г.
Немов Р.С. Психология. Книга 2 – 3. – М.,1995.
24. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М., 1995.
25. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.
26. Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М., 1963
27. Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. — М., 2002
Информация о работе Развитие Коммуникативной функции у детей