Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:15, реферат

Описание

Решения учебных задач по усвоению теоретических знаний требует постоянных рассуждений, речевых мыслительных действий по анализу и оценке условий задач, поиску и нахождению способов их решения, выбору приемов рассуждения на пути к решению. Идет развитие способности мыслить и рассуждать. Ребенок в школе, помимо прочего, учится излагать свои мысли, а не просто повторять (“озвучивать”) вычитанные из книги слова – значит, он учится мыслить, и мыслить в речевой форме. В результате идет одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребенка.

Работа состоит из  1 файл

Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

· Умение организовать общение (Я умею общаться»)

Первая составляющая коммуникативных способностей, можно назвать её «область желания», включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступать в контакт с окружающими. Без такого желания общение попросту невозможно. Дети, у которых оно отсутствует или недостаточно развито, стремятся большую часть времени проводить в одиночестве, наедине с книгами или телевизором. Недостаточное развитие потребности в общении может быть связано с чисто физиологическими нарушениями (различные патологии развития центральной нервной системы), но гораздо чаще это имеет под собой психологическую основу. Появление у ребенка различного рода психологических проблем связано, как правило, с негативными факторами социальной, прежде всего семейной, среды. Отсутствие потребности в общении лежит в основе серьезного заболевания - раннего детского аутизма.

Вторая составляющая коммуникативных способностей - область знания - определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты.

Умение использовать имеющиеся представлениями об эффективном общении - третья составляющая способности к общению («область умений»). Она включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к собственным действиям, высказываниям, умение слушать, умение эмоционально сопереживать, умение разрешать конфликтные ситуации и множество других коммуникативных умений.

Таким образом, коммуникативные способности представляют собой неразрывное единство трех своих составляющих. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них можно говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей. [21; с.129].

Рассмотрим основные коммуникативные умения, характерные для младших школьников ( Кузнецова Л. В) [13; с. 72]:

Умение слушать - одно из самых важных человеческих умений. Специалисты уверяют, что не умеют слушать примерно восемь школьников из десяти. Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Умение активно слушать - это одно из опорных коммуникативных умений младших школьников, которое вырабатывается у них процессе учебного общения и включает в свою структуру как речевые умения (восприятие и интерпретация

информации), так и умения межличностного общения (но перебивать собеседника активно реагировать на его информацию по смыслу дружелюбно относится к недостаткам речи, не проявлять агрессии и др. )

Умение активно слушать подразумевает гораздо более утонченный мыслительный процесс, чем просто умение слышать. Оно требует определенной дисциплины и затрат энергии, причем умение слушать - навык приобретаемый, усваиваемый в учебном процессе. Умение активно слушать включает:

- восприятие информации от говорящих или самого себя, при котором школьник воздерживается от выражения своих эмоций;

- поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» продолжать акт общения;

- незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на один шаг вперед»

Умение активно слушать как способ «принятия» собеседника часто повышает самооценку человека, являясь возможностью сообщить ему «Вы - человек достойный, и я вас не осуждаю».

Умение вербализировать свои мысли - не менее сложный способ общения, требующий больших знаний, содержательности, умений заботиться о том, чтобы всегда быть понятным собеседником, следить за ясностью и логичностью высказываний, обдумывать форму изложения своих мыслей, говорить всегда вежливо и дружелюбно, всегда учитывать мнение собеседника, стараться говорить кратко, но выразительно и следить за впечатлением, которое производят слова на собеседника и т.д. Это также опорное коммуникативное умение, которое так же, как и умение активно слушать, формируется в учебном процессе, в ходе внеучебной деятельности, и включает в свою структуру и речевые умения, и умения межличностного общения, хотя по своему названию - «умение вербализировать свои мысли» - на первый взгляд, оно могло бы быть названо чисто речевым. [13; c.75]

Выделяют девять способов ведения беседы (Сиялова А.Я ):

1) Партнер допускает высказывания, которые принижают личность другого, дают негативную оценку, например: «Глупости ты говоришь», «Ты в этом ничего не понимаешь» и т.д.

2) Собеседник не принимает во внимание то, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями (игнорирование слов партнера).

3) Собеседник пытается найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют его самого (эгоцентризм)

4) Собеседник задает партнеру вопрос за вопросом, явно стараясь разузнать что -то, не объясняя своих целей (выспрашивание)

5) Собеседник старается делать высказывания и замечания о ходе беседы («Давай вернемся к цели разговора», «Давай перейдем к делу» и т.д.)

6) Собеседник сопровождает высказывания партнера реакциями типа «да, да», «да уж», «угу» (поддакивание)

7) Собеседник точно повторяет слова партнера, начав с вводной фразы: «Как я тебя понял..», «По твоему мнению..» (проговаривание)

8) Собеседник воспроизводит слова партнера в обобщенном виде, кратко формулируя главное: «Ты говоришь о том, что..», «Ты имеешь ввиду, что..» (перефразирование)

9) Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказываний партнера, выдвинуть предположение «Ты так считаешь, потому что..», «Исходя из твоих слов..» (развитие идеи)

Первая, вторая и третья техники не способствуют пониманию сверстниками друг друга; четвертая, пятая и шестая - промежуточные техники; седьмая, восьмая и девятая способствуют взаимопониманию. Овладение этими техниками сформирует высокий уровень умения вербализировать свои мысли, в котором наиболее значимыми слагаемыми являются: содержательность, логичность, взаимопонимание[15; c. 93].

Умение ввести себя в конфликтной ситуации не менее важный и сложный процесс, чем два предыдущих. Необходимо знать психологические особенности конфликтующей личности, обладать тактичностью, уравновешенностью и владеть техникой конструктивного поведения в конфликтной ситуации. Это опорное коммуникативное умение, имеющее особенно сложную структуру и опирающееся на речевые умения, но в нем доминирует личностный аспект, проявляются нравственные качества школьника, его способность принимать конструктивные решения.

Техника конструктивного поведения конфликтной ситуации имеет две фазы. Первая фаза включает в себя настройку на партнера. В этой фазе необходимо:

- ориентироваться на эмоциях партнера (понять, какие причины вызывали это состояние);

- не замыкаться на себе, своем состоянии, своих мыслях; проговаривать, вербализировать собственное состояние;

- стараться смотреть в глаза собеседнику, на его движения;

- дать партнеру возможность высказаться и не перебивать его;

- попытаться мысленно встать на место партнера, осознать его мысли и чувства.

Вторая фаза включает в себя перестройку поведения партнера. В этой фазе необходимо:

- дать партнеру выговориться и сделать паузу;

- сказать о том впечатлении, которое производят на вас слова партнера, подчеркнуть свою общность с партнером, его значимости для вас;

- вести себя корректно и подчеркнуто вежливо, попытаться встать на место партнера и посочувствовать ему;

- в случае своей неправоты - признать ошибки;

сделать выводы, найти выход из конфликтной ситуации. [13; c.78]

Таким образом, для младшего школьного возраста характерны такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту.

Наиболее приемлемым средством формирования младших школьников является внеучебная деятельность, так как она может включать разные виды деятельности в более свободной форме, чем, например процесс обучения, а также является наиболее интересной и легче воспринимается школьниками. Эффективным средством формирования коммуникативных умений во внеучебной деятельности является использование игры. Являясь одним из основных видом деятельности младших школьников, игра позволяет ребенку получать необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использовании в практике общения [23; с. 172].

Глава 2. Внеучебная деятельность как средство формирования коммуникативных умений

2.1 Возможности внеучебной деятельности в формировании коммуникативных умений

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Внеучебная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Неслучайно особое внимание должно быть уделено формированию коммуникативных умений школьников вне уроков. Процесс формирования коммуникативных умений во внеучебной деятельности включает в себя организацию деятельности учеников, способствующую многостороннему и личностному развитию учеников, реализации творческого потенциала, развитию межличностного взаимодействия, развитию коллективных отношений, развитию разнообразных форм общения, а также адаптации в социальном пространстве.

 



Информация о работе Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка