Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:15, реферат
Решения учебных задач по усвоению теоретических знаний требует постоянных рассуждений, речевых мыслительных действий по анализу и оценке условий задач, поиску и нахождению способов их решения, выбору приемов рассуждения на пути к решению. Идет развитие способности мыслить и рассуждать. Ребенок в школе, помимо прочего, учится излагать свои мысли, а не просто повторять (“озвучивать”) вычитанные из книги слова – значит, он учится мыслить, и мыслить в речевой форме. В результате идет одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребенка.
3. Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. синонимы: сырой - влажный, мокрый (влажная, мокрая земля после дождя), незрелый, зелёный (например, виноград, помидор)
4. Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. антонимы: сухой (песок), сырой, зрелый (виноград)
От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах: “Несет меня лиса за темные леса...”; “Не хочет косой косить косой, говорит: “Коса, коса”.
Кто вы?
Мы лисички, дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
— Мы лисички тоже!
— Как, с одной-то лапкой?
— Нет, еще со шляпкой!
Роль русского языка и русской речи в историческом плане возрастает, важность уверенного владения ими в бытовом, деловом, научном общении стала общепризнанной. Психологический взгляд на проблему и опыт лучших российских педагогов наталкивают на вывод: все зависит от качества школьного обучения.
Психолого-педагогические исследования ряда лет показывают:
Речевая деятельность для любого человека является каждодневной потребностью, ибо без нее невозможно активное общение.
Специальное обучение грамматически и стилистически правильной речи начинается в школе, главным образом в процессе обучения чтению и письму. Впоследствии, в старших классах школы целенаправленное обучение письменной и устной речи как таковой в нашей стране не проводится; и каждый школьник на занятиях по всем учебным предметам в лиру своего желания самостоятельно совершенствует свои речевые умения, а учитель в этом только помогает, исправляя ошибки в произношении, словоупотреблении, а также в письме. Однако, кроме русского языка и литературы, нет в школе других предметов, при изучении которых шло бы целенаправленное и систематическое обучение письменной и устной речевой деятельности на родном языке.
Изучение русского языка, этого единственного предмета в школьной программе, где правописание как основа грамотной письменной речевой деятельности изучается лишь частично: грамотно писать научаются не все учащиеся, многие из них после выпуска из школы пишут с орфографическими, пунктуационными и синтаксическими ошибками.
Еще хуже обстоит дело с обучением устной речевой деятельности, грамотной в смысле словоупотребления, синтаксиса и соответствия нормам литературного языка. Надежда на приобретение умения правильно строить устную речь на занятиях по всем учебным предметам не оправдывается из-за отсутствия на это времени в стесненном графике школьного урока: на долю каждого ученика в течение учебного дня выпадает не более 2 минут среднеарифметического времени для устного ответа и участия в дискуссиях. В этих условиях активно говорят только наиболее смелые и уверенные, а большинство молчит.
Между тем данные психологических исследований, проведенных в разные годы, говорят о возможности успешного обучения школьников грамотной письменной и устной речи, начиная уже с первого класса.
Чтобы уровень развития коммуникативных умений возрастал, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. А путем чередования различных упражнений мы поднимаем интерес к родному языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений.
Содержание
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы сущности коммуникативных умений
1.1 Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности
1. 2 Классификация коммуникативных умений
1.3 Коммуникативные умения, характерные для младших школьников
Глава 2. Внеучебная деятельность как средство формирования коммуникативных умений
2.1. Возможности внеучебной деятельности в формировании коммуникативных умений
2.2. Использование игры как средства формирования коммуникативных умений во внеучебной деятельности
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Организация базы исследования
3.2 Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Приложения
Список литературы
Введение
Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно- коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения - это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.
Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остра эта проблема в отношении младших школьников, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания.
Принципиальный подход к решению данной проблемы предоставлен в трудах Л. С Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л. С Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач общеобразовательных учреждений, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависят от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2007), среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В Касаткиной, Р.В Овчаровой и др. В качестве основных средств формирования данных умений младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность призвана развивать коллективные отношения, развивать дарования.
Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный его путь освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных средств предпочтительнее также через игру. Это особенно актуально в младшем школьном возрасте. Игра на этом этапе отходит на второй план, уступая место учебной деятельности (в отличие от дошкольного возраста, где игровая деятельность является ведущей), но продолжает существенно влиять на развитие детей, поэтому ребенку должно быть предоставлено достаточное количество игр (развивающих, обучающих, синтезированных с новыми видами деятельности) как в школе, так и дома.
Кроме того, внеучебные объединения младших школьников, по мнению педагогов и психологов, работающих с этой возрастной группой, (Выготский Л.С., 2001, Венгер А. Л., Давыдов В.В., 1992, Цукерман Г.А., 2003, Степанова О.А., Букатов В.М., Ершова А.П., 2001, Пиаже Ж., 1997, Мазепина Т.Б. и др.), должны строиться вокруг дошкольных видов деятельности: игры, рисования, конструирования, лепки, простейшего экспериментирования, сочинительства и прочих занятий, развивающих в первую очередь воображение, бескорыстное любопытство, интуитивные средства познания и другие человеческие способности, развитие которых уже началось, но, разумеется, не закончилось в дошкольном детстве, и которые не подхватываются новой для детей учебной деятельностью. Такого мнения придерживаются и педагоги, психологи, методисты, принимавшие участие в составлении рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в начальной школе - Эльконин Д.Б., Мелик-Пашаев А.А. и др. Следовательно, работу по освоению коммуникативных умений на внеклассных занятиях желательно проводить в игровой, увлекательной форме., расширять кругозор детей, воспитывать в них высокие нравственные качества.
Анализ теории и практики формирования коммуникативных умений младших школьников свидетельствуют о его существенных недостатках. Ученые в меньшей степени уделяют внимание рассмотрению педагогических условий и путей формирования коммуникативных умений младших школьников, особенно во внеучебной деятельности. Мало уделяется внимания их формированию с учетом индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных умений, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии, возрастные особенности); недостаточно полно используются возможности внеучебной деятельности, а именно включение в нее таких практико-ориентированных средств формирования коммуникативных умений, как игры, тренинги, специализированные упражнения.
Выявленные недостатки в теории и практике формирования коммуникативных умений младших школьников объясняются наличием объективно складывающихся противоречий:
- между необходимостью владеть умением общаться с людьми и несформированностью коммуникативных умений;
- между существующей потребностью поиска эффективных способов формирования коммуникативных умений младших школьников и недостаточной изученностью данной проблемы
- между возможностями внеучебной деятельности и недостаточном использовании практико-ориентированных средств формирования коммуникативных умений.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития коммуникативных умений, влияющих не только на результативность обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:
- необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативной компетенции младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа модернизации российской системы образования;
- настоятельной потребностью в программе, предполагающей систематическую работу по формированию коммуникативных навыков младших школьников во время внеклассных занятий как средство для успешной социализации личности.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: выявить роль внеучебной деятельности в формировании коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - коммуникативные умения младших школьников
Предмет: зависимость коммуникативных умений младших школьников от уровня организации внеучебной работы
Гипотеза: формирование коммуникативных умений у младших школьников будет эффективным, если:
-будет выявлен уровень коммуникативных умений у младших школьников
-будут определены средства, корректирующие определенные коммуникативные умения
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
- изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у младших школьников
- выявить методы, позволяющие установить уровень коммуникативных умений у младших школьников
- рассмотреть и выявить особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников
- выявить виды игр, направленных на формирование определенных коммуникативных навыков
- разработка рекомендаций социальному педагогу по формированию коммуникативных умений младших школьников
- определить возможности внеучебной деятельности в формировании коммуникативных умений.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной и методической литературы;
- анализ и обобщение передовой практики педагогической работы
- наблюдение, беседа
- опытно-экспериментальная работа
- методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
База исследования:
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №5 г. Архангельска в марте 2009 года
Глава 1. Научно-теоретические основы сущности коммуникативных умений
1.1 Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности
Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения, поэтому нам для осуществления дальнейшего исследования следует уточнить соотношение таких ключевых понятий как «коммуникация» и «общение», «общение» и «деятельность», раскрыть понятия «умения», «коммуникативные умения», «формирование коммуникативных умений» применительно к младшим школьникам.
В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение»: В соответствии с одним из них оба понятия отождествляются.
Так, в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании». В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия. Также понятия «коммуникация» и «общение» отождествляются в педагогическом и философском энциклопедическом словарях.
Информация о работе Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка