Развитие письменной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:12, реферат

Описание

Модернизация образования обусловлена рядом причин. Основное - включение русского языка в образовательную область "Филология", что усиливает его интегративные связи с другими учебными предметами, входящими в этот цикл. Школа переходит от автономного изучения отдельных предметов и интегрированной системе образования. Ее основной задачей становится текст как единица обучения, - он начинает занимать все большее место в курсе русского языка, помогая выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи при формировании духовно-нравственных качеств личности

Работа состоит из  1 файл

Развитие письменной речи.docx

— 51.80 Кб (Скачать документ)

Введение 

В последнее время снижается  уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способностей формирует  личность ребёнка, помогает решать многие задачи его воспитания, развития и  социализации. Учебный предмет "Русский  язык" развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, его абстрактное и логическое мышление, память, воображение, формирует  навыки самостоятельной учебной  деятельности, способствует успешному  и прочному усвоению знаний по другим учебным предметам.

В настоящее время в  обществе сложилось новое понимание  основной цели образования. Учитель  в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении русскому языку ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания.

Основными принципами, решающими  современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становятся: принцип деятельности и целостного представления о мире, принцип  непрерывности и вариативности, принцип творчества (креативности), актуализация субъективной позиции  ребенка в педагогическом процессе.

Таким образом, для современного этапа развития школьного образования  характерен переход от экстенсивного  обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески. В практике обучения русскому языку в настоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциал уроков речевого развития.

Признание того факта, что  речь является своеобразной деятельностью  человека, и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу  к работе по развитию речи - с позиций  теории речевой деятельности. Вследствие этого целью обучения, традиционно  именуемого развитием речи, стало  совершенствование у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения. Большое  внимание следует уделить формированию письменной речи.

Модернизация образования  обусловлена рядом причин. Основное - включение русского языка в образовательную  область "Филология", что усиливает  его интегративные связи с  другими учебными предметами, входящими  в этот цикл. Школа переходит от автономного изучения отдельных  предметов и интегрированной  системе образования. Ее основной задачей  становится текст как единица  обучения, - он начинает занимать все  большее место в курсе русского языка, помогая выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи при формировании духовно-нравственных качеств личности. Противоречие проблемы состоит в том, что в реальной практике обучения письменной речи в  традиционной начальной школе строится таким образом, что центральное  место в ней занимают формирования умений в области орфографии и  каллиграфии, а не в умении создавать  семантически самостоятельные высказывания. В связи с этим проблема исследования заключается в поиске такого подхода  в методике преподавания русского языка, который бы способствовал развитию умений у младших школьников самостоятельно составлять письменные высказывания, для этого предлагается использовать в процессе обучения русскому языку  межпредметные связи.

Таким образом, тема работы: "Развитие письменной речи " актуальна.

 

1 Особенности  развития речи младших школьников

 

Одним из важнейших показателей  уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув  впервые в раннем детстве в  виде отдельных слов, не имеющих  еще четкого грамматического  оформления, речь постепенно обогащается  и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически  усваивает закономерности изменения  слов (склонения, спряжения) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается  меткость и выразительность его  речи. Всем этим богатством ребенок  овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики [8].

Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет  функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и  воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном  обществе, а для школьника - средством  успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С  одной стороны, богатство речи в  большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями  и понятиями; с другой - хорошее  владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе  и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам [8, с.314].

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе  приобретает все более четкую коммуникативную направленность. В  соответствии с содержанием программы  по русскому языку для начальной  школы учащиеся младших классов  должны получить представление о  культуре речевого поведения, о видах  речи и ее значении в жизни человека, овладеть умениями построения связного текста в различных стилях; у них  должно развиваться чувство уместности высказывания, формироваться навыки речевого этикета.

Вопросы культуры речи имеют  в современном обществе первостепенное значение. Большинство ученых (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочено снижением общего уровня речевой культуры, следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию речевой и коммуникативной компетенции.

Введение в практику школы  понятия "компетенция" дает более  четкие ориентиры при описании владения русским языком и для разработки измерителей уровня подготовки школьников в данной образовательной области. Не случайно оценка уровня владения как  родным и как неродным языком включает и тесты для определения языковой и лингвистической компетенции, а речевая компетенция включает в себя проверку уровней владения речевой деятельностью (чтения, письма, устной монологической, диалогической  речью).

Современные ученые, занимающиеся проблемами развития речи, исходят  из посылки, состоящей в том, что  сознание ребенка развивается в  результате деятельности, в процессе практической деятельности формируется  его мышление и речь.

Такая трактовка впервые  в психологической науке была предложена Л.С. Выготским и развита  его школой (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин и др.). Язык, будучи средством обобщения и отражения действительности в сознании человека, используется как средство общения людей, и в этой своей коммуникативной функции он сам является не чем иным, как особым видом интеллектуальной, речевой деятельности.

Владение родным языком, умение общаться, вести гармонический  диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации, умение воспринимать и  осмысливать содержание речи, а также  умение целенаправленно строить  высказывания и продуцировать тексты - важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. Совершенствование речемыслительных навыков человека создает условия  для развития его способности  ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве.

Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся содержательно, грамматически  и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Работа по развитию речи осуществляется на уроках русского языка  и на специальных уроках по развитию связной речи.

М.Р. Львов и Т.К. Рамзаева выделяют следующие периоды речевого развития человека:

младенческий возраст - до 1 года - гуление, лепет;

ранний возраст - от 1 года до 3 лет - овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями  слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная;

дошкольный возраст - от 3 до 6 лет - появление монологической, контекстной речи; появление форм внутренней речи;

младший школьный возраст - от 6 до 10 лет - осознание форм речи (звукового  состава слов, лексики, грамматического  строя; - овладение письменной речью, понятием о литературном языке норме, интенсивное развитие монолога;

средний школьный возраст - от 10 до 15 лет - овладение литературной нормой, функциональными стилями  речи, начало формирования индивидуального  стиля речи;

старший школьный возраст - от 15 до 17 лет - совершенствование культуры речи, овладение профессиональными  особенностями языка, становление  индивидуального стиля [8, с.315].

Методисты отмечают несколько  условий, без соблюдения которых  речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием возникновения  и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности  выразить свои стремления, чувства, мысли  не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание  и необходимость что-то высказать  устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания - это наличие  содержания, материала, то есть того, о  чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

Четкость, логичность речи зависит  от того, насколько богат и насколько  подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Выражение мысли и общение  между людьми возможно только с помощью  общепонятных знаков, т.е. главным образом  слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития - это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду [8, с.315].

В результате слушания речи и использования ее в собственной  практике у ребенка формируется  подсознательное "чувство языка", на которое и опирается методика обучения.

Н.И. Жинкин раскрыл механизм практического формирования этого явления; он писал: "При передаче сообщения вводится два вида информации - а) о предмете и явлениях действительности и б) правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, т.е. через речь" [9, с.315].

 

Следовательно, утверждают ученые, методическим условием развития речи учащихся является создание широкой  системы речевой деятельности: с  одной стороны, восприятие хороших  образцов речи, достаточно разнообразных  и содержащих необходимый языковый материал с другой - создание условий  для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть. Язык усваивается  ребенком в общении, в процессе речевой  деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко  бывает примитивна и неправильна. М.Р. Львов утверждает, что есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы [8, с.316].

Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

Во-вторых, это усвоение навыков  чтения и письма - важнейших речевых  навыков, необходимых каждому члену  современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в  отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.

Третья задача школы - это  совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

Для решения указанных  задач нужна планомерная работа учителя и учащихся, с определенной дозировкой материала, с последовательным планированием как общей, "большой" перспективной цели (которая обобщенно  может быть определена как "хорошая  речь"), так и частных, "малых" целей каждого отдельного урока, каждого упражнения по развитию речи.

В развитии речи ученые выделяют три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над  словосочетанием (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень  текста). Кроме того, в объем понятия "развитие речи" включается произносительная работа - дикция, орфоэпия, выразительность, просодия, исправление произносительных недочетов. Лингвистической базой для первых двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис, что же касается связной речи, то она опирается на теорию текста (лингвистику текста), логику, теорию литературы [8, с.317].

Указанные три линии работы, развиваются параллельно, хотя они  и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и  второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством  обогащения словаря.

Развитие речи учащихся, отмечают специалисты, имеет свой арсенал  методических средств, собственные  виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения). Они  представляют собой высшую ступень  в сложной системе речевых  упражнений, так как в них сливаются  все речевые умения и в области  словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения [8, с.317].

М.Р. Львов отмечает, что  систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями: последовательностью  упражнений, их перспективностью, разнообразием  упражнений (и пониманием конкретной, узкой цели каждого типа упражнений) и умением подчинить разнообразные  виды упражнений общей цели. Каждое новое упражнение, как бы ни было оно мало, связывается с предыдущими и готовит учащихся к последующим, в то же время, подчиняясь общей далекой цели, вносит что-то новое.

В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как  главная задача обучения родному  языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого  урока (не только по русскому языку, но также природоведению, математике, труду, изобразительному искусству) и  во внеклассные мероприятия.

Информация о работе Развитие письменной речи