Развитие речи дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:23, доклад

Описание

Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:
1) Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;
2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;
3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Работа состоит из  1 файл

Развитие речи дошкольника.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Развитие речи дошкольника

 

Речь - сложившаяся  в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная  языком. Выделяют три основные функции  речи:

 

1) Речь - это  наиболее совершенное емкое, точное  и быстродействующее средство  общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;

 

2) Речь служит  орудием осуществления многих  психических функций, поднимая  их до уровня ясного осознания  и открывая возможности произвольно  регулировать и контролировать  психические процессы. В этом  состоит внутрииндивидуальная функция речи;

 

3) Речь представляет  отдельному человеку канал связи  для получения информации из  общечеловеческого социально-исторического  опыта. В этом состоит общечеловеческая  функция речи.

 

Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.

 

Общечеловеческая  функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется  у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.

 

Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется  еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной  функции различаются функции  сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

 

Коммуникативная функция речи является исходной и  основополагающей. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

 

Речь автономная детская. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению  речью взрослых. По своей форме "слова" ее являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды (например, "коко" вместо "молоко", "кика" вместо "киска" и пр.).

 

Характерными  особенностями являются:

 

1) ситуативность,  влекущая за собой неустойчивость  значений слов, их неопределенность и многозначность;

 

2) своеобразный  способ "обобщения", основанный  на субъективных чувственных  впечатлениях, а не на объективных  признаках или функциях предмета (например, одним словом "кика" могут обозначаться все мягкие  и пушистые вещи - шуба, волосы, плюшевый мишка, кошка);

 

3) отсутствие  флексий и синтаксических отношений  между словами.

 

Автономная  детская речь может принимать  более или менее развернутые  формы и сохраняться продолжительное  время. Это нежелательное явление  задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая "подстраивание" под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррекции автономной детской речи. Особенно развитые и затяжные формы автономная детская речь может принимать у близнецов или в замкнутых детских группах. В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей.

 

Речь внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, при мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.

 

Внутренняя  речь является важным и универсальным  механизмом умственной деятельности человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи - разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно этот разговор обеззвучивается, синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю - речь для себя и про себя.

 

Речь эгоцентрическая. Состоит в том, что ребенок  раннего и особенно дошкольного  возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне зависимости от присутствия собеседника.

 

Ж. Пиаже характеризовал ее как:

 

а) Речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию);

б) Речь со своей  точки зрения без учета позиции собеседника.

 

В настоящее  время существует относительно устоявшееся  отделение эгоцентрической речи. от "Речи для себя" (private speech) как  другого феномена речевого развития ребенка. Понятие эгоцентрической  речи связано с эгоцентрическим  характером интеллектуальной позиции ребенка, неспособного учитывать точку зрения слушающего. "Речь для себя" образуют высказывания, не имеющие намеренной коммуникативной направленности, не адресованные кому-либо и не предполагающие знаков понимания со стороны слушающего. "Речь для себя" полифункциональна: в некоторых случаях может служить средством непрямого обращения ко взрослому в целях привлечения его внимания; основная ее функция связана с регуляцией деятельности самого ребенка - созданием плана отображения в речи собственных действий, планирования собственных действий. Роль "Речи для себя" в психическом развитии ребенка состоит в соотнесении формирующихся значений слов с предметным содержанием действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие  речи

 

Развитие речи проходит три этапа.

 

1. Довербальный - приходится на первый год  жизни. В этот период в ходе  довербального общения с окружающими  складываются предпосылки развития  речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие  овладение речью ребенком в  последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

 

2. Переход ребенка  к активной речи. Он приходится  обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

 

3. Совершенствование  речи как ведущего средства  общения. В ней все точнее  отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

 

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все  более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.

 

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная.

 

Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует  указательными местоимениями, в  ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит  к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.

 

С чего начать:

Первые годы жизни — период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопления словаря, овладения грамматическим строем языка. Отставание в ее развитии в раннем возрасте может иметь неблагоприятные последствия в дошкольные и даже школьные годы. С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка. Замедленное развитие речи может быть вызвано разными причинами, установить которые помогут врач или логопед. Однако чаще всего это результат недостаточного внимания взрослых к этому вопросу или неумелого воспитания.

Что же надо делать, чтобы ребенок своевременно начинал  говорить? Речь — это не прирожденный дар. Ребенок перенимает ее у взрослых. Очень рано, буквально с первых недель жизни, младенца привлекает голос матери и других близких. Разговаривая с малышом, взрослые формируют у него слуховое сосредоточение, умение прислушаться к звукам.

Если обращенная к ребенку речь эмоциональна, выразительна, то уже к 4—5 месяцам малыш будет по разному реагировать на интонации: на приветливый тон отвечать радостью, а сердитый может вызвать плач.

С 6—7 месяцев  у ребенка развивается способность  понимать некоторые слова и выражения, произносимые взрослым. Но для этого необходимо чаще с ним разговаривать; например, когда надо взять ребенка из кроватки, приговаривать: «Дай ручки, маленький», — и манить его к себе. Поднося его к предметам, находящимся в комнате, назвать их. После нескольких таких «уроков» ребенок научится поворачивать голову и находить взором то, о чем говорит взрослый. Для того чтобы название предмета связывалось у ребенка именно с самим предметом, а не с местом, где он находится, нужно переместить этот предмет на глазах у ребенка. Теперь он ищет взором именно его, поворачивает головку направо, налево и радостно улыбается, наконец-то найдя игрушку. Постепенно малыш запоминает членов семьи: «Где мама?» — спрашивают восьмимесячную Танечку, и та отыскивает глазами маму, тянется к ней.

Стремясь развить у ребенка понимание речи, стараются использовать любой повод для разговоров с ним. Одевая малыша, сопровождают словом свои действия: «Сейчас Машенька наденет рубашку. Дай мне ручку. Вот так». Берут ее за руку, чтобы она знала, где у нее рука, и что означает эта просьба. «А теперь наденем чулок. Где у Маши ножка?»

Хотя смысл  речи еще неясен ребенку, но он вслушивается в ласковый голос матери и улыбается  ей. Если такие приемы повторяются  несколько раз в течение дня, он постепенно запоминает, что от него требуется, и в ответ на предложение: «Сейчас наденем рубашку, дай ручку» — протягивает руку. Смысл слова становится малышу понятным благодаря тому, что оно сопровождается жестом, действием, подчеркивается тоном, мимикой.

Постоянные  разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря, т. е. понимания речи.

Маленького  ребенка берут на руки, ходят с  ним но комнате, показывают предметы и называют их: «Это часы: тик-так, тик-так! Где часы? А это киса. Вот петушок: петушок-петушок, золотой гребешок!» Малыш прислушивается, взгляд его говорит о том, что он понимает название предмета, отыскивает его глазами.

Чем чаще обращаются взрослые к ребенку со словами  ласки и внимания, с разговорами  о близких и знакомых предметах, тем быстрее развивается понимание речи.

Взрослый сажает малыша к себе на колени, берет его  ручки в свои и говорит с  улыбкой:

— Ладушки, ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

— Кашку.

- Что пили?

— Бражку

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку  сели.

Ладушки запели.

Произнося эту  потешку, взрослый хлопает ручками  ребенка в ритм стихотворения. При  словах «домой полетели» поднимает руки малыша вверх. Он доволен, улыбается: «А ну-ка еще раз!» - говорит взрослый, повторяя слова, с тем чтобы ребенок понял, что определенные слова обозначают определенные действия. Малыш вскоре начинает делать ладушки самостоятельно: в такт стихотворению сам прихлопывает в ладоши, движениями рук сопровождает содержание потешки. Или, поднимая ручки ребенка вверх, сказать: «Вот какой Андрейка большой!»

Повторить это  движение несколько раз, сопровождая  словами, а затем предложить: «Покажи, Андрюша, какой ты большой». Тот тянет руки вверх. При этом надо похвалить его: «Вот какой Андрей у нас большой! Молодец!»

Малыш, играя, вслушивается в речь взрослого, учится действовать  по словесному сигналу, испытывая при  этом удовольствие. Таким образом, забава становится для него делом серьезным, своеобразной школой понимания речи.

К концу первого  года жизни, когда ребенок становится самостоятельным «пешеходом», мир досягаемых для него вещей расширяется, а вместе с этим накапливается и его пассивный словарь. Малыш быстро начинает осмысливать новые слова, понимать указания, связанные с его перемещением в пространстве: «Подойди ко мне», «Постой!», «Иди туда» (указывается направление), «Положи здесь», «Подойди и возьми вот так».

Он понимает и с удовольствием выполняет  требования взрослого: «Пойдем мыть руки», «Будем собираться гулять. Где твоя шапочка, ботинки?» и т. п.

Если подобные указания подкрепляются соответствующими «делами», то малыш быстро их осмысливает и вскоре пытается самостоятельно выполнить то, что от него требуют. В этом таится большой воспитательный смысл: ребенок учится действовать по указанию взрослого, что является при соответствующем воспитании залогом организованного поведения.

Информация о работе Развитие речи дошкольника