Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 12:03, реферат
Мужчина в затемненных очках, неуверенно тыкающий палочкой по тротуару безуспешно пытаясь перейти дорогу, женщина в инвалидной коляске, просящая прохожих помочь ей в преодолении нескольких ступенек, подросток на костылях не способный без посторонней помощи попасть даже в автобус... Всех этих людей мы называем одним словом - инвалиды и, глядя на них, испытываем, как правило, лишь щемящее чувство жалости и бесконечного сочувствия.
Тема работы: «Развитие специального образования в Европе и России»
Выполнила: студентка 1 курса, специальность: логопедия, Бумарскова Ксения.
Мужчина в затемненных очках, неуверенно тыкающий палочкой по тротуару безуспешно пытаясь перейти дорогу, женщина в инвалидной коляске, просящая прохожих помочь ей в преодолении нескольких ступенек, подросток на костылях не способный без посторонней помощи попасть даже в автобус... Всех этих людей мы называем одним словом - инвалиды и, глядя на них, испытываем, как правило, лишь щемящее чувство жалости и бесконечного сочувствия.
К сожалению, в нашем обществе принято делить людей на две категории, в первую из которых попадают здоровые люди, а в другую - люди с ограниченными физическими возможностями, и между ними до сих пор существует непробиваемая стена непонимания. Между тем уже давно пришла пора осознать то, что все люди равны между собой, а соответственно, обладают равными правами.
Исследование эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции.
В период Античности лица с ограниченными возможностями не считались гражданами государства, а их статус приравнивался к статусу рабов. Права на существование не имели лица с ограниченными возможностями даже знатного происхождения. Ситуация изменилась с принятием христианства. Милосердие было объявлено основной добродетелью христиан, но адекватное восприятие лиц с ограниченными возможностями было чуждо жестокому языческому миру.
Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии. Условной границей периода в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах - открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г. В России же прецеденты возникновения первых монастырских приютов приходятся на 1706 - 1715 годы и связаны с реформами Петра.
Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них. Условной границей периода в Западной Европе можно считать переосмысление во Франции гражданских прав лиц с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия в Париже специальных школ: для глухонемых (1770) и для слепых (1784). В России прецеденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих - 1806 и для слепых - 1807 гг.) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.
Третий период - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. Условной границей периода в Западной Европе можно считать последнюю четверть XIX века - время принятия в западноевропейских странах Законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе - Законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Это время создания параллельной образовательной системы - системы специального образования для трех категорий детей.
Действующие системы специального образования, а также перспективы их развития к 1914 году существовали в большинстве западноевропейских стран. Исключение составляли только страны с фашистскими режимами. Так, в Германии с установлением фашистской диктатуры было не только остановлено развитие одной из лучших в мире систем специального образования. Фактически лица с отклонениями в развитии были лишены гражданских прав, не так давно завоеванных. Вспомогательные школы, формально разрешенные, стали закрываться, поскольку для фашистов не представляла никакой ценности жизнь умственно отсталых людей. С целью оздоровления потомства арийской расы в Германии стала проводиться массовая стерилизация умственно отсталых. Прогрессивные немецкие ученые всячески старались избавить от преследований своих воспитанников, снимая с них диагноз или уничтожая их личные дела. По сути дела, в Германии вновь произошло разделение людей на «полноценных» и «неполноценных», а немецкое общество вновь вернулось в эпоху средневековой борьбы с еретиками.
Уникальность третьего периода в России состоит в том, что он был прерван двумя революциями, приведшими к переустройству государства и общества коренным образом. Предпосылки формирования национальной системы специального образования складываются в монархической России, а оформляется она в России советской в уникальный исторический момент смены государственного строя, идеологии, ценностных ориентаций, морально-этических и культурных норм, глубокого экономического кризиса, разрухи, гражданской войны и с этого момента отечественная система специального образования отличается от западноевропейской, так как строится в логике тоталитарного государства
В
1918 г. церковь отделяется от государства
и школы, запрещается филантропически-
В Западной Европе оформление системы специального образования происходит на основе развития права граждан на образование, закрепленного конституцией, в том числе законодательно определенного права детей с отклонениями в развитии на специальное образование; при финансовой и общественной поддержки благотворительных движений, т.е. в условиях реального взаимодействия государства, общества и заинтересованных групп населения при освещении проблемы средствами массовой информации.
В
России же оформление системы специального
образования происходит в контексте понимания
государством обязанности граждан быть
полезными обществу, при отсутствии как
закона об образовании, так и законодательных
актов о праве на специальное образование,
вне диалога с общественными движениями
и родителями, при запрещении филантропически-
Особая роль принадлежит закону «О всеобуче». Постановление ЦК ВКП(б) «О всеобуче» не содержало отдельной статьи о детях с отклонениями в развитии и соответственно распространило на них нормативы обучения, предназначенные для нормально развивающихся детей.
Провозгласив
обязательное образование по единому
государственному стандарту и не
введя специализированного
Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. Он приходится в Западной Европе на период от начала XX в. до конца 70-х гг. и характеризуется там развитием законодательной базы специального образования, структурным совершенствованием национальных систем.
Существенно расширяется охват специальным обучением нуждающихся детей. К концу 70-х гг. специальным образованием в странах Западной Европы охватывается от 5 до 15 % детей школьного возраста. В России же развитие и дифференциация системы, ее структурное совершенствование осуществляется в 50 - 90-е гг. и специальным образованием на территории СССР было охвачено не более 3 % детей школьного возраста, а специальные образовательные учреждения и дефектологические кадры крайне неравномерно распределялись по территории страны.
В этот период в Западной Европе была ситуация бурного экономического роста, развития демократии и либерально-демократических настроений, проведения активной антидискриминационной государственной политики на смену старой парадигме общественного и государственного сознания «полноценное большинство» – «неполноценное меньшинство» приходит новая – «единое сообщество, включающее людей с различными проблемами».
В России же возникновение этой тенденции совпадает с распадом СССР и кардинальным изменением устройства государства, т.е сменой общественного устройства, ценностных ориентаций государства и совпадением его с глубоким экономическим кризисом в стране в целом.
Пятый период эволюции - от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии, новой философии общества, уважении к различиям между людьми. Развитие социальной интеграции инвалидов вызывает к жизни идеи интеграции в образовании.
Россия же в 1991 году была только на границе перехода к этому периоду эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии.
По данным министерства здравоохранения и социального развития, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах (данные 2009 года). В основном такие дети воспитываются и обучаются дома, не имея возможности и, зачастую, желания выходить на улицу, боясь осуждающих взглядов.
В качестве альтернативы принятому ранее традиционному коррекционному образованию в нашей стране детям с ограниченными возможностями сегодня предлагается инклюзивное образование, которое благополучно внедряется за рубежом. Но инклюзив для детей с ограниченными возможностями реален лишь при одном условии: если родители здоровых учеников согласятся на то, что рядом с их детьми будет учиться «особый» ребенок. Например, в Германии за парты в массовой школе садятся 20 процентов детей с синдромом Дауна. Увы, в России общество к этому пока не готово. К тому же в нашей стране у многих педагогов нет специальных знаний для работы с такими детьми. Когда класс переполнен, учитель часто просто не в силах уделять больше внимания «особому» ребенку. К тому же, такой труд не оплачивается дополнительно.
Вот как рассказывает московская студентка об американской системе инклюзивного образования (Юлия Симонова — колясочница, получившая спортивную травму в десятилетнем возрасте, она до выпускного класса училась на дому, пока не смогла выехать по обмену на годичное обучение в США). Американская школа. Ширина дверей в классах и других местах предполагает передвижение на инвалидных колясках. Для незрячих имелась вся литература по Брайлю или наговоренная на аудиокассеты. В классах, где присутствовали дети с нарушением слуха, находился сурдопереводчик. Детям с синдромом Дауна или аутизмом предоставлялся личный помощник. Все эти дети не шокировали детей без инвалидности, наоборот, с ними дружили и оказывали им всяческую поддержку.
В Америке те и другие дети уже с детского сада учатся общаться друг с другом, распознавать и принимать различия. Ребенок с синдромом Дауна активно участвует во всех проводимых в детском саду мероприятиях, общается со здоровыми детьми и чувствует себя вполне комфортно.
В России же 9-летнему мальчику с синдромом Дауна педагоги обычной, государственной школы вынесли вердикт: «необучаем». Пришлось родителям устраивать ребенка в школу частную, которая стала обходиться им почти в 7 тысяч рублей ежемесячно. Но платить за обучение такую сумму могут далеко не все семьи, особенно те, где приходится еще ставить на ноги и других детей, здоровых. И в таких семьях не понимают, почему больной ребенок не может учиться в бесплатной школе вместе с обычными детьми: ведь дома он играет со своими здоровыми братьями и сестрами, иногда они даже дерутся и никто не замечает, что ребенок-инвалид ущербен.
Однако мамы здоровых детей тоже будут протестовать, если в одном классе с их ребенком будет учиться сверстник с синдромом Дауна или ДЦП.
Однако, ребенок с бронхиальной астмой, диабетом тоже может быть на инвалидности — как и ребенок с ДЦП, с синдромом Дауна, ребенок-аутист, но ребенок с астмой или эпилепсией в школе будет адекватен, что нельзя сказать об аутисте и дауне. Эти дети склонны к асоциальным действиям.
И Запад нам здесь не пример: там легче получить статус инвалида. Если у ребенка аллергия — он уже инвалид, а где вы видели у нас ребенка с диатезом на инвалидности?
Россия — уникальная страна, и картина школьного класса, где учатся вместе здоровые дети и дети с ограниченными возможностями слишком неправдоподобна, а пропаганда такого обучения нелепа. Ведь у слепых и глухих, несмотря на их подчас более высокое умственное развитие, другие методы восприятия информации, что делает их обучение среди обычных детей неэффективным.
При этом ребенок с вынужденными ограничениями в движении часто умственно развивается быстрее, учится прилежнее, «зажигая» своим примером здоровых сверстников.
И дети-колясочники или дети на костылях вполне могут учиться со здоровыми детьми. Не тратя время на беготню и дворовые игры, такие дети тоже часто обгоняют по умственному развитию своих бегучих-прыгучих сверстников и могут «подтягивать» их на свой интеллектуальный уровень.
На сегодняшний день, по данным ООН, в мире проживают 650 миллионов людей с ограниченными физическими или умственными возможностями.
Информация о работе Развитие специального образование в Европе и России