Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Цель данной работы выявить влияние коррекционной программы на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Были выделены следующие задачи:
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2). На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных оценить эффективность коррекционной программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ. 5
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 29
3.1 Развивающий этап 32
3.2 Констатирующий этап 36
3.3 Выводы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 41

Работа состоит из  1 файл

Диплом(Психология).docx

— 83.16 Кб (Скачать документ)

     В методике обучения акцент делается на формировании умения учиться. Учащимся регулярно предоставляется возможность выступать на  уроке в  роли учителя.  Широко  применяются разного рода творческие, в том числе конкурсные задания,   ролевые тренинги, групповые дискуссии. Поскольку классы данного типа имеют лишь относительно однородный состав, учебный процесс во многих случаях строится на основе внутриклассной дифференциации. Это предполагает использование    групповых форм  организации учебной работы, возможность для одаренных детей самостоятельно, работать   по индивидуальному  плану. Большое значение в классах  этого типа придается самостоятельному  чтению  художественной и научно-популярной литературы.

     При переходе в среднее звено класс  ускоренного обучения становится классом  углубленного изучения основных предметов. При этом в него могут влиться наиболее сильные ученики из классов возрастной нормы более раннего набора. Здесь в рамках стандартной сетки часов   применяется углубление  программы, позволяющее усваивать учебный материал на более сложном понятийном уровне. Если же у подростка к этому времени сформируется склонность к еще более глубокому изучению тех или иных предметов, он удовлетворяет ее путем посещения соответствующих факультативов (кружков).

     В среднем звене выпускники класса ускоренного обучения сразу же сталкиваются и с многопредметной, и с кабинетной системами, и с многими другими изменениями. А ведь это всего лишь девятилетние дети. Чтобы облегчить им необходимую адаптацию, предусматривается, что учитель, который вел данный класс, в течение года будет работать с ним в роли классного руководителя и преподавателя одного или двух предметов. Кроме того, учителя-предметники детально знакомятся с психологическими  особенностями   младших  подростков, включая кратковременную стажировку в классе, где им предстоит работать. Сущность этих мероприятий можно определить как психологическую взаимоадаптацию учащихся и педагогов.

     В старшем звене должна осуществляться еще  более  глубокая дифференциация обучения. В школе создаются три  отделения: гуманитарное, естественнонаучное и техническое. Каждое из них имеет в учебном плане профилирующие предметы, объем изучения которых расширен за счет непрофилирующих дисциплин.

     При реализации дифференцированной программы  обучения не ставится задача, чтобы ребенок   с повышенными    умственными способностями окончил школу на год раньше (хотя само по себе это тоже определенное благо). Ускорение — это прежде всего средство оптимально  загрузить способности одаренного  ребенка,  создать благоприятные условия для их дальнейшего плодотворного развития. При этом следует подчеркнуть, что для таких детей более быстрое прохождение учебных программ, собственно, и ускорением не является. Ведь для них этот темп совершенно естественен, нормален. Многие придерживаются той точки зрения, что раз одаренные дети проходят отдельные темы в более короткие сроки, то образующиеся излишки времени можно использовать для дополнительных предметов эстетического цикла, иностранных языков, ритмики и т. п. Но проблема не в том, чтобы как-то занять время детей или даже расширить их эстетическое образование. Проблема в том, чтобы оптимально загрузить умственные способности. А это значит обеспечить одаренному ребенку возможность безостановочно продвигаться вперед к усвоению все более сложных понятийных структур. Нельзя забывать и о сензитивных периодах. Ведь у одаренных детей каждый из этих периодов наступает, как правило, значительно раньше (а порой и наслаивается один период на другой). Следовательно, раньше должен наступить и момент овладения соответствующими знаниями, уменьями и навыками. 

 

     

3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ  ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 
     В   своей  работе  мне  также  пришлось  столкнуться  с дифференцированным подходом к обучению. Мною был проведен ряд исследований. Объектом эксперимента послужили два класса. Оба эти класса — академические, т. е. дети отобраны с помощью системы тестов по лучшим результатам. Возраст детей 7-8 лет (2 класс).

     Целью исследований было выявить влияние  стимулирования вооображения, как психологического процесса, на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста.

     В силу проблем диагностики такие  традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Младшие  школьники испытывают трудности, связанные  с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контакта, мне пришлось использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дало хорошие результаты.

     Мы  использовали тест на изучение оригинальности решения задач  на воображение.

     Подготовка  исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

     Проведение  исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

     Обработка   данных.   Выявляют   степень   оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

     Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

     Первый  тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

     Второй  тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

     Третий  тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

     Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

     Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок —  голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).[7]

     Результаты  исследования:        

2-А  (экспериментальная  группа)

                       Фамилия, имя          Тип решения задачи на

                                                               воображение

      1. Веслов Дима        4

      2. Волков Саша        2

      3. Деева Даша        3

      4. Домрачев Денис        4

      5. Егорова Ольга        3

      6. Еклашев Илья        3

      7. Иванов Дима        4

      8. Ингачева Анна        4

      9. Коробкова Анна        3

      10. Кравец Дима        4

      11. Куклина Ирина        3

      12. Молчанова Анна       4

      13. Опалев Дима        2

      14. Павлов Алеша        4

      15. Речкина Надя        3

      16. Сержан Наташа        3

      17. Ушакова Юля        4

      18. Чернобокова Анна       5

      19. Шмелькова Саша       3

Коэффициент оригинальности = сумма  типов / количество детей = 62/19 =3,3
 

                       2-Б (контрольная группа)

                       Фамилия, имя          Тип решения задачи на

                                                            воображение

     1. Бабушкина К.        3

     2. Беломестнова Н.        4

     3. Бондарев С.        2

     4. Бородай К.        4

     5. Буйлина Л.        5

     6. Бусыгин А.        3

     7. Васильева Н.        4

     8. Винокуров В.        4

     9. Вафина Д.         2

     10. Габдуллина Р.        3

     11. Гарбулин Д.        4

     12. Гомзяков А.        3

     13. Гомзякова А.        4

     14. Головина К.        2

     15. Глушков Р.        3

     16. Дрягин А.        4

     17. Емельянов Р.        3

     18. Киселев Н.        3

     19. Козлова П.        4

     20. Краев Д.         5

     21. Крючкова В.        2

     22. Липатникова В.        2

     23. Лоскутова К.        4

     24. Новоселов Г.        3

     25. Протасов С.        4

     26. Романова А.        3

     27. Утамкулов Р.        3

     28. Шагина О.        3

Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 93/28 =3,4

3.1 Развивающий  этап

     Этот  этап включает работу по развитию воображения, рассчитан на подключение творческого  потенциала ребенка.

    Виды  работы.

          Журнал  небылицы в лицах.

     Мероприятие проводится в виде соревнования. Класс делится на две команды. Каждая команда — это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:

     Жил-был  маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень  красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического космического корабля...

     На  самом интересном месте ведущий  останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере .......» Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере .......» Прервать сказку может ведущий словами:

«Окончание  в журнале «.......» в номере .......»

     В результате детского творчества главный  герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Валя Липатникова (!). Она отправила главного героя — Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах.

     В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам. К сожалению за неимением необходимых средств ТСО, я не смогла дословно зафиксировать работу детей. 
 

            Презентация мира.

      Предметное  восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая «скамейка» превратилась бы в «место для отдыха старика, свидания для влюбленных» и т. д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.

      Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим  человека, который живет среди  предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне — живет как  все, в сущности — живет вне  всех, так как исключен из системы ценностных отношений.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста