Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Цель данной работы выявить влияние коррекционной программы на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Были выделены следующие задачи:
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2). На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных оценить эффективность коррекционной программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ. 5
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 29
3.1 Развивающий этап 32
3.2 Констатирующий этап 36
3.3 Выводы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 41

Работа состоит из  1 файл

Диплом(Психология).docx

— 83.16 Кб (Скачать документ)

     «Презентация  мира» направлена прежде всего на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости.

     Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты ), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им.[21]

     Предметом презентации я избрала живую  розу, оформив ее красиво в вазе на столе. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

     Что значит для нас простой цветок розы?

     Какая от него может быть польза?

     Что бы было, если бы роз не было на земле?

     Выскажите ваше личное отношение к этому цветку?

     Реакция детей была довольно интересна. Естественно, прежде всего дети увидели за розой «подарок», «любовь», «поздравления», «украшение», «симпатию», «добрые пожелания». Интересно, что прозвучала и система символов: «белая роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви, желтая роза — эмблема измены». Артем Гомзяков высказал такое предположение, что если не будет роз, то тогда не будет и любви. Саша Бондарев, подойдя к розе и взяв ее в руки, заявил о том, что она напоминает ему папу, когда он устал, потому что роза уже немного повяла и выглядит грустно, а папа тоже бывает грустным, когда устает. Девочки говорили больше о любви «подарив розу девочке, мальчик так признается ей в любви».

      Делая вывод, хочется сказать о довольно высоком ценностном восприятии детьми реальности. Поражает их готовность и  умение рассуждать, строить выводы, общий высокий уровень интеллекта. В дальнейшем можно усложнить  работу, предлагая детям самим  выбрать предмет презентации, им может стать явление, событие, факт, процесс.

      Что на что похоже.

      Развитие  воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Хочу предложить следующую работу в этом направлении.

      Данное  мероприятие проводится в форме  игры. В ней могут участвовать  до 30 детей, роль ведущего лучше взять  на себя учителю, воспитателю. Дети с  помощью ведущего выбираю 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?». Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова.

      Такой вид работы позволяет развивать  у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в  коллективе.

      В моем классе такая работа показала, что у детей не достаточно развито  образное мышление. Им довольно трудно было справиться, что говорит о низком уровне ассоциирования. Безусловно такая работа оказалась полезна.

            Театр "Рукавичка".

      Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях, ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют — эмоционально осваивают мир отношений и формы их проявления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того используя народные литературные произведения, мы тем самым приобщаем детей к национальной культуре, русскому фольклору.

      Цель  работы — обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного  перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией.

      Деятельность  ребенка ориентирована на образец. В процессе общения воспитатель — взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие.

      Данный  вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы.

      Реквизит (куклы-рукавички) — это опора  для воссоздающего воображения,  понимания  характера  персонажа,  предпосылка  к раскрепощению чувств, движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении самих кукол, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии можно сделать и детку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т. д.

      Для постановки я взяла русскую народную сказку «Петух и собака». Сказка рассказывается от лица Петрушки в ярмарочном балагане.

3.2 Констатирующий  этап

     По  окончании развивающего этапа (через 30 дней) нами был проведен контрольный эксперимент определения влияния развивающей программы на динамику способности к творческому восприятию у детей контрольной и экспериментальной группы. 

     Результат исследования.

2-А  (экспериментальная группа)

                       Фамилия, имя          Тип решения задачи на

                                                            воображение

      1. Веслов Дима        4

      2. Волков Саша        4

      3. Деева Даша        4

      4. Домрачев Денис        4

      5. Егорова Ольга        4

      6. Еклашев Илья        5

      7. Иванов Дима        5

      8. Ингачева Анна        4

      9. Коробкова Анна        4

      10. Кравец Дима        4

      11. Куклина Ирина        3

      12. Молчанова Анна       4

      13. Опалев Дима        4

      14. Павлов Алеша        4

      15. Речкина Надя        4

      16. Сержан Наташа        5

      17. Ушакова Юля        5

      18. Чернобокова Анна       5

      19. Шмелькова Саша       4

Коэффициент оригинальности = сумма  типов / количество детей = 79/19 =4,1
 

                       2-Б (контрольная группа)

                       Фамилия, имя          Тип решения задачи на

                                                            воображение

     1. Бабушкина К.        3

     2. Беломестнова Н.        4

     3. Бондарев С.        3

     4. Бородай К.        4

     5. Буйлина Л.        5

     6. Бусыгин А.        3

     7. Васильева Н.        4

     8. Винокуров В.        4

     9. Вафина Д.         3

     10. Габдуллина Р.        3

     11. Гарбулин Д.        4

     12. Гомзяков А.        4

     13. Гомзякова А.        3

     14. Головина К.        3

     15. Глушков Р.        3

     16. Дрягин А.        4

     17. Емельянов Р.        3

     18. Киселев Н.        3

     19. Козлова П.        4

     20. Краев Д.         5

     21. Крючкова В.        3

     22. Липатникова В.        3

     23. Лоскутова К.        4

     24. Новоселов Г.        3

     25. Протасов С.        4

     26. Романова А.        3

     27. Утамкулов Р.        4

     28. Шагина О.        4

Коэффициент оригинальности = сумма  типов / количество детей = 98/28 =3,5
 

     Подсчет коэффициента оригинальности в экспериментальной  и контрольной группах показал  его значительный рост в экспериментальной  группе и практическое отсутствие в  контрольной.

     Для обоснования значимости влияния  коррекционной программы на развитие творческих способностей воображения у младших школьников нами был использован непараметрический статистический c2 ¾ критерий.

     Ученики каждой группы были разделены на категории: «произошли изменения», «не произошли  изменения». В результате мы построили четырехклеточную таблицу: 

  Да Нет
Экспериментальная группа 11 8
Контрольная группа 4 24
 
 
 

     Подсчет велся по формуле:

            

      где, n1, n2 ¾ объемы выборок,  N=n1+n2 ¾ общее число наблюдений.

      Полученное c2наб = 0,385 меньше Ттаб. Следовательно, полученные экспериментальные данные не дают оснований говорить о статистической значимости различий.

      Однако, наблюдается тенденция роста творческой активности школьников экспериментальной группы говорит о несомненном позитивном влиянии данной коррекционной программы на эту активность.

3.3 Выводы

      Несмотря  на статистическую незначимость различий сдвигов в творческой активности воображения младших школьников в экспериментальной и контрольной группах, наблюдается несомненная тенденция роста этой активности именно в экспериментальной группе. Что, в целом, позволяет нам говорить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, и, можно говорить о том, что проведенная нами коррекционная программа интенсифицирует рост творческой активности воображения у младших школьников. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Роль  в развитии детей самого учителя  огромна, особенно в младших классах. В этот период для ребенка еще  не так важен социальный статус среди  товарищей, как реакция на его  деятельность взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, учителя.

     Так же важен стиль преподавания учителя. Считается, что существует два типа учителей: «развивающие» и «обучающие». «Развивающий» учитель акцент в  своей работе прежде всего делает на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение и т. д.). Меньшее значение имеет количество выполненных заданий, чем качество творческой работы. «Обучающие» учителя большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы), меньше работы ведется на развитие творчества.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста