Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание

Развитие творческих способностей дошкольников как предмет научного исследования.
Творческие способности дошкольников, их сущность и структура.
Изобразительная и музыкальная деятельность дошкольников.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа ДОУ..docx

— 42.36 Кб (Скачать документ)

Хлебное  поле  еще  называют – нива, от  слова низ,  то  есть - находится  низко - низко.

Нива  моя  нива,  нива  золотая!

Зреешь ты, на солнце,  колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем  море,

Волны так и ходят, ходят  на просторе …

В. Зерна  созрели и на поле  выходят – комбайны .

Он идет  волну сечет,  из трубы зерно  течет .

В.Кто  работает  на комбайне?

Д.Комбайнер.

В.Как  вы думаете , куда же потом  везут  муку?

Д.На  хлебзаводы .

В. Какая  бывает мука?  

Д.мука  бывает  пшеничная  и ржаная.

В.Что  выпекают  из  пшеничной муки?

Д.Белый  хлеб,  булки, печенье, баранки…

В.А еще  делают  манную крупу

А Что  из  ржаной  муки пекут?

Д.Черный хлеб

В. Но  не  все  зерна отвезли  на  мельницу и  смололи. Часть  зерен - самые  лучшие,  самые крупные  – оставили,  чтобы  посеять  и в следующем  году снова собрать урожай.

Как много труда надо затратить, чтобы  получить  хлеб.

Существует  много  пословиц  о  хлебе

Хлеб – всему голова.

Без хлеба – нет обеда. Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб – батюшка, вода - матушка

В. В России есть обычай  встречать дорогих гостей хлебом и солью.

На  красивое  расшитое  полотенце кладут  хлебный каравай,  в  центре  обязательно маленькая  солонка с солью. 
Тот ,кого  встречают, обязательно должен отломить маленький  кусочек хлеба от каравая, обмакнуть в соль и съесть.

В.Кто такие  крестьяне?

Д.Крестьяне - это  люди,  которые живут и трудятся в деревне

В.Как  называется хлебное поле?

Д. Нива

В. Что  делает  комбайн?

Д. Комбайн  срезает  колосья и вымолачивает из них зерна, эти  зерна  по специальному длинному  рукаву – бункеру высыпаются   в  грузовые  машины. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается  мука.

В.  Для чего нужны сеялки?

Д.Чтобы  засыпать  зерном  поле.

В.Хлеб  главное  богатство  нашей  страны и  его надо беречь!

 

 Акция: Собери природный материал (сентябрь – октябрь)

 Проведение  наблюдений :

Осенние приметы.

Деревья и плоды.

Листья и деревья –  в течение всего проекта.

 Игровая деятельность:

Д/игры: «Съедобное-несъедобное», В течение всего проекта: «Загадки на грядке», «Хорошо – плохо», «Здравствуй, осень!»».

С/р игры: «Семья готовит обед», октябрь «Семья идет в овощной магазин», «Заготовка овощей на зиму».

Игры – эстафеты: «Собери  урожай» - 20.09, «Приготовь блюдо из овощей» - 23.09

Экспериментальная деятельность:

- Тяжелые и легкие овощи. сентябрь

- Угадай на вкус (запах,  ощупь) фрукты октябрь

 Решение проблемных  ситуаций:

-Откуда к нам приходит  хлеб? сентябрь

- Из чего делают кашу? Октябрь

 Организованная  образовательная деятельность:

- « Как все живое  растет» сентябрь

«Сказка о дереве», «Осенний лес» октябрь

 Художественное  творчество:

Рисование: «Яблоня с золотыми яблоками», «Грибы», «Осенний натюрморт» - сентябрь 

Аппликация: «Коллективная  «Яблоки и груши»,  «Грибная поляна» - октябрь

Участники проекта: старшая группа, воспитатель, родители.

Образовательная область: экологическое воспитание

Тема: « Дары осени».

Актуальность  темы:

Цель проекта: воспитание любви и интереса к природе, позитивного отношения к миру.

Задачи проекта:

-продолжить знакомство  с миром природы, используя  разные приемы и ситуации; вызвать  устойчивый интерес к природе;

-развивать умение понимать  содержание произведений, внимательно  слушать сказки, рассказы, стихотворения  о природе;

-воспитывать бережное  отношение к природе. 

Предполагаемые  результаты

Формирование разносторонних знаний о природе и бережное отношение  к ней.

Приобретение детьми знаний о пользе растений

Предварительная работа

Выпуск буклета: «День  луковой слезинки».

Ознакомительная консультация с родителями о проекте.

Выставки книг: Осень,книги о растениях.

Экскурсия с детьми в парк.

Роль родителей: сбор природного материала с детьми.

Участие специалистов ДОУ:

Работа с воспитателями:

10. Подведение  итогов

Развлечение «День луковой  слезинки» 21 сентября

Коллективная работа «Дары  осени» октябрь

Презентация:

1.Название проекта.  Автор проекта.

2.Что такое  проект, проектирование, проектная  деятельность.

3.Введение.

4.Цели и задачи.

5.Проблема.

4. Слайды с изображением осени, овощей, фруктов, грибов, пшеницы.

5. Слайды деревьев  и плодов, листьев и деревьев.

 

Введение  в тему

Развивающаяся педагогика ненасилия  существенно изменила отношение  взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной  системы в целом. Педагоги ДОУ  ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его  целей, интересов, создание условий  для развития – непременные условия  гуманистического подхода. 
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. 
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. 
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Метод проектов возник в 1920-х  годах в США и связан с развитием  гуманистического направления в  философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. 
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика,  Э. Коллингса. 
Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика). 
Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. 

Типы проектов:

Автор – Евдокимова Елена  Сергеевна предлагает свой вариант  типов проектов, актуальных для дошкольного  образования:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. 
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру. 
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. 
4. По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект) 
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный. 
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов. Например, путешествие по Волге. В течение 3 дней идет разговор о путешественниках: кто на чем путешествовал, определение маршрута, само путешествие, отдых на берегу, возвращение. Обмен впечатлениями, оформление результатов, презентация.

Технология проектирования в ДОУ

План тематического проекта

1.Тема и ее происхождение __________________________________ 2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта____________ 
3.Необходимые материалы ___________________________________________________________ 
4.Вопросы к детям по предлагаемому проекту. 

Что мы знаем? _________________________________________________ 
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) ___________________________ 
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта ______________________________

МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Воспитатель – организатор  детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. 
         Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение. 
         Технологии проектирования необходима соответствующая  организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта. 
        Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности. 
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы.

Частным, конкретным результатом  работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др.

  В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Развитие у  детей проектных умений

Проектировочные способности  проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность). 
          Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. 
         Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.

          Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. 
         Ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ; усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей; уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей; объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать  можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества,  каникулы. 
         Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.

Критерии проектов

1. Актуальность проекта,  реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка. 
2.Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность. 
3.Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений. 
4.Аргументированность предлагаемых решений, подходов. 
5.Надлежащее оформление :соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

После защиты проекта переходят  к его реализации , т.е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.


Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста