Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе используются следующие методы научно-педагогического исследования.

Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.

Диагностика творческих способностей детей.

Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.

Содержание

Введение

Глава 1. Творческое развитие дошкольника.

1.1 Понятие творчество и творческие способности

1.2 Компоненты творческих способностей

1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития творческих

способностей

Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
2.1 Условия успешного развития творческих способностей детей
2.2 Развитие качеств творческого мышления
2.3 Развитие творческого воображения
Заключение

Список литературы

Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 49.06 Кб (Скачать документ)

    У младшего дошкольника воображение  идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить  коллективное сочинение сказки: каждый  из  играющих  говорит  по  несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.  

    Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным  видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки – матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру. 

    Богатейшим  источником развития фантазии ребёнка  является сказка. Существует множество  приемов работы со сказкой, которые  могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

    Говоря  о проблеме творческих способностей детей, стоит подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются: 

  1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

    Дошкольный  возраст имеет богатейшие возможности  для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. 

    Успешное  развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 

    1. Раннее физическое и интеллектуальное  развитие детей. 

    2. Создание обстановки, опережающей  развитие ребенка. 

    3. Самостоятельное решение ребенком  задач, требующих максимального  напряжения сил, когда ребенок  добирается до "потолка " своих  возможностей. 

    4. Предоставление ребенку свободы  в выборе деятельности, чередовании  дел,  продолжительности занятий  одни делом и т.д. 

    5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 

    6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления  ребенка к творчеству. 

    Но  создание  благоприятных условий  недостаточно  для  воспитания  ребенка  с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

    1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов  С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

    2. Богат В., Нюкалов В. Развивать  творческое мышление (ТРИЗ в детском  саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

    3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию  творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

    4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление  и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.

    5. Выготский Л.Н. Воображение и  творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.  92стр.

    6. Годфруа Ж. Психология, изд. в  2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.

    7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего  на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.

    8. Ендовицкая Т. О развитии творческих  способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.

    9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание  и образование детей на базе  ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

    10. Заика Е.В. Комплекс игр для  развития воображения. - Вопросы  психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

    11. Крылов Е. Школа творческой  личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

    12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок  - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

    13. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

    14. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

    15. Мурашковская И.Н. Когда я стану  волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.

    16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 стр.

    17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши  дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989. стр. 255-299.

    18. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.

    19. Палашна Т.Н. Развитие воображения  в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.

    20. Паскаль. Методическое пособие  для преподавателей начальной  школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".

    21. Полуянов Д. Воображение и способности.   - М.:3нание, 1985. 50стр.

    22. Прохорова Л. Развиваем творческую  активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

    23. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга воспитателя. - Норильск, 1994. 50стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 1
    Методики  диагностики универсальных творческих способностей для детей 

    4-5 лет (авторы: В. Синельников, В.  Кудрявцев) 

    1. Методика" Солнце  в комнате" 

      Основание. Реализация воображения. 

    Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. 

    Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.  

    Инструкция  к проведению. 

    Психолог, показывая ребенку картинку: "Я  даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". 

    Пользоваться  карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить,  что нужно сделать для "исправления" картинки. 

    Обработка данных.

    В ходе обследовании психолог оценивает  попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 

  1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл. 
  2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
  3. Содержательное устранение несоответствия: 

    а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла. 

    б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

  1. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других,  сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов. 
 

    2. Методика "Складная  картинка"

    О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей. 

    Ц е л ь. Определение умения сохранить  целостный контекст изображения  в ситуации его разрушения. 

    М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки,  имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см) 

    Инструкция  к проведению. 

    Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка". 

    Обработка данных.

    В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.  Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов: 

Информация о работе Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте