Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 19:00, курсовая работа
В данной курсовой работе используются следующие методы научно-педагогического исследования.
Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
Диагностика творческих способностей детей.
Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.
Введение
Глава 1. Творческое развитие дошкольника.
1.1 Понятие творчество и творческие способности
1.2 Компоненты творческих способностей
1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития творческих
способностей
Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
2.1 Условия успешного развития творческих способностей детей
2.2 Развитие качеств творческого мышления
2.3 Развитие творческого воображения
Заключение
Список литературы
Приложения
Некоторые
дети дают ответы, в которых сохранение
целостного контекста изображения "привязано"
не к какой-либо ситуации, а к конкретной
форме, которую принимает картинка
при складывании ("Утка стала домиком",
"Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные
ответы относятся к комбинирующему типу
и также оцениваются в 3 балла.
3. Методика "Как спасти зайку"
Основание.
Надситуативно-
Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий
уровень. Для спасения зайки предлагается
использовать сдутый воздушный шарик
или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть
шарик ("Зайка на шарике может улететь")
или сделать из листа кораблик. У детей
находящихся на этом уровне, имеет место
установка на преобразование наличного
предметного материала. Исходная задача
на выбор самостоятельно превращается
ими в задачу на преобразование, что свидетельствует
о надситуативном подходе к ней ребенка.
Оценка – 3 балла.
4. Методика "Дощечка"
Основание. Детское экспериментирование.
Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)
Инструкция к проведению.
Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".
Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"
Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка данных.
При
обработке данных оценивается количество
неповторяющихся ответов ребенка (называние
формы получившегося предмета в результате
складывания доски ("гараж", "лодочка"
и т.д.), по одному баллу за каждое название.
Максимальное количество баллов изначально
не ограничивается.
Информация о работе Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте