Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 02:12, контрольная работа
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Воспитатели часто используют показ, объяснение, образец. На таких занятиях дети как будто внимательно слушают. Но когда воспитатель просит повторить, не все могут ответить.
Во время объяснения и в течении занятия необходима известная эмоциональная разрядка, смена приемов. Воспитатель приводит интересные примеры, используя иллюстрации, задает вопросы в несколько необычной форме, напоминает отдельным детям, что спросит их.
Сочетание
слова воспитателя с
Но вот дети приступили к выполнению задания. Как же сохранить их внимание на этом этапе занятия?
Проанализируем особенности поведения детей в зависимости от вида деятельности и от продолжительности выполнения задания. Анализ показал, что хорошо ведут себя дети на занятиях по родному языку в течение 15-20 минут. В это время число отвлекающихся невелико (2-3). В дальнейшем увеличивается (9-10).
На занятиях по рисованию внимание сохраняется в течение 25 минут, при конструировании – до 20 минут. В дальнейшем число отвлекающихся детей увеличивается до 6-7 человек.
Какие методические приемы используются воспитателем на этом этапе занятия ?
Особенно важно направлять деятельность детей в процессе занятия по родному языку. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание, как можно сказать по –другому, что интересного в ответе товарища, воспитатель тем самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания.
Для создания устойчивого внимания и сохранения его воспитатели усложняют задания, ставя на каждом занятии перед детьми умственную задачу.
При однообразном ведении занятия внимание сохранить трудно. Так, например, воспитатель в течение 20 минут рассказывала сказку «Сивка-бурка». Уже на 5-й минуте чтения сказки дети начали отвлекаться. К.Д. Ушинский говорил, что губительно действует на ребенка всякая слишком долгая однообразная деятельность.
Немаловажное значение имеет и характер вопросов, задаваемых воспитателем. На вопросы, непонятные детям или носящие слишком общий характер, типа: «Какая была старуха? Какая бывает зима? и т.д.» - ребенок не может ответить правильно. Ему приходится догадываться, что хочет спросить воспитатель. Неудовлетворенность ребенка своими ответами может ослабить внимание.
К
концу занятия утомление
У
одних это сказывается в
В
конце занятия воспитатель
НАРУШЕНИЯ
ВНИМАНИЯ
Существуют так называемые отрицательные стороны процесса Внимания или нарушения внимания - отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная подвижность и инертность.
Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Действия внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.
К нарушениям внимания относятся :
- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
-
снижение избирательного
-
повышенная отвлекаемость: при
выполнении заданий дети
-
снижение внимания в
Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеяность, гиперподвижность, инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении концентрации внимания).
ОТВЛЕКАЕМОСТЬ
Отвлекаемость (отвлечение внимания) - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью.
Отвлекаемость
может быть внешней и внутренней.
Внешняя отвлекаемость
Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:
- неполная нагрузка;
- недостаточная сформированность волевых качеств;
-
привычка быть невнимательным (привычная
невнимательность связана с
- повышенная утомляемость;
- плохое самочувствие;
- наличие психотравмы;
- монотонная, неинтересная деятельность;
- неподходящий тип деятельности;
-
наличие интенсивных
Чтобы
организовать внимание ребенка, надо включить
его в действие, пробудить интеллектуальный
интерес к содержанию и результатам
деятельности.
РАССЕЯННОСТЬ
Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течении длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться:
а) в неспособности к сосредоточению;
б)
в чрезмерной концентрации на одном
объекте деятельности;
Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность - это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) или переживании. «При сосредоточенном думании, - пишит И.П. Павлов, - и увлечении каким-либо делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит - явно отрицательная индукция».
Механизмом рассеянности является наличие мощной доминанты - очага воображения в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы, поступающие извне. Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность.
Так
называемая ученая рассеянность - это
проявление очень высокой
К
расстройствам внимания, получившим
название старческой рассеянности, относят
его слабую переключаемость в
сочетании с недостаточной
Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и тревоги, когда мышление человека долго и непрерывно занят повторяющимися и бесплодными мыслями и образами.
Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. У болезненных и ослабленных детей подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания, и, как следствие, нарушения внимания.
Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у дошкольников - мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в иллюзорный мир. В.П. Кащенко указывает еще на одну причину рассеянности - переживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.
В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и строгость индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом.
Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными являются следующие:
-
общее ослабление нервной
- ухудшение состояния здоровья;
-
физическое и умственное
- наличие тяжелых переживания, травм;
-
эмоциональная перегрузка
-
недостатки воспитания (например, в
условиях гиперопеки ребенок,
получающий слишком много
-
нарушения режима труда и
-
нарушения дыхания (причиной
- чрезмерная подвижность;
Чрезмерная
подвижность внимания - постоянный
переход от одного объекта к другому,
от одной деятельности к другой при
низкой эффективности.
ИНЕРТНОСТЬ
Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, если перечисленные ниже признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:
- неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
-
неспособность удерживать
-
частая отвлекаемость на
-
беспомощность в доведении
-
отрицательное отношение к
-
потеря предметов, необходимых
для выполнения задания.