Развитие внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 02:12, контрольная работа

Описание

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.

Работа состоит из  1 файл

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.doc

— 372.50 Кб (Скачать документ)

   Воспитатели часто используют показ, объяснение, образец. На таких занятиях дети как будто внимательно слушают. Но когда воспитатель просит повторить, не все могут ответить.

   Во  время объяснения и в течении  занятия необходима известная эмоциональная  разрядка, смена приемов. Воспитатель  приводит интересные примеры, используя иллюстрации, задает вопросы в несколько необычной форме, напоминает отдельным детям, что спросит их.

   Сочетание слова воспитателя с применением  наглядности широко используется в  практике обучения. Формы этого сочетания  различны: использовать образец или вместо него картинку, рисунок, и не только в начале объяснений, но и в середине, конце.

   Но  вот дети приступили к выполнению задания. Как же сохранить их внимание на этом этапе занятия?

   Проанализируем  особенности поведения детей  в зависимости от вида деятельности и от продолжительности выполнения задания. Анализ показал, что хорошо ведут себя дети на занятиях по родному языку в течение 15-20 минут. В это время число отвлекающихся невелико (2-3). В дальнейшем увеличивается (9-10).

   На  занятиях по рисованию внимание сохраняется в течение 25 минут, при конструировании – до 20 минут. В дальнейшем число отвлекающихся детей увеличивается до 6-7 человек.

   Какие методические приемы используются воспитателем на этом этапе занятия ?

   Особенно  важно направлять деятельность детей  в процессе занятия по родному  языку. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание, как можно  сказать по –другому, что интересного  в ответе товарища, воспитатель тем  самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания.

   Для создания устойчивого внимания и  сохранения его воспитатели усложняют  задания, ставя на каждом занятии  перед детьми умственную задачу.

   При однообразном ведении занятия внимание сохранить трудно. Так, например, воспитатель в течение 20 минут рассказывала сказку «Сивка-бурка». Уже на 5-й минуте чтения сказки дети начали отвлекаться. К.Д. Ушинский говорил, что губительно действует на ребенка всякая слишком долгая однообразная деятельность.

   Немаловажное  значение имеет и характер вопросов,  задаваемых воспитателем. На вопросы, непонятные детям или носящие  слишком общий характер, типа: «Какая была старуха? Какая бывает зима? и  т.д.» - ребенок не может ответить правильно. Ему приходится догадываться, что хочет спросить воспитатель. Неудовлетворенность ребенка своими ответами может ослабить внимание.

   К концу занятия утомление нарастает.

   У одних это сказывается в повышенной возбудимости, у других замечается вялость, пассивное ожидание конца занятия. И в том и в другом случае  внимание детей снижается.

   В конце занятия воспитатель обычно подводит итог деятельности, поэтому  целесообразно использование разных форм выбора и оценки работ, ответов: анализ работ воспитателем, выбор  и оценка лучших работ, игровая форма анализа, 3- 4 минут для этого достаточно. 

   НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ 

   Существуют  так называемые отрицательные стороны  процесса Внимания или нарушения  внимания - отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная подвижность и инертность.

   Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности  психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или  при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда  одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

   Причины нарушения могут быть внешними и  внутренними. Внешними причинами можно  считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Действия внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.

   К нарушениям внимания относятся :

   - неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

   - снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться  на предмете;

   - повышенная отвлекаемость: при  выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;

   - снижение внимания в непривычных  ситуациях, когда необходимо действовать  самостоятельно.

   Виды  нарушений внимания: отвлекаемость, рассеяность, гиперподвижность, инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении концентрации внимания).

   ОТВЛЕКАЕМОСТЬ 

   Отвлекаемость (отвлечение внимания) - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью.

   Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает  под влиянием раздражителей, при  этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость  возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.

   Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

   - неполная нагрузка;

   - недостаточная сформированность волевых качеств;

   - привычка быть невнимательным (привычная  невнимательность связана с отсутствием  серьезных интересов, поверхностным  отношением к предметам и явлениям);

   - повышенная утомляемость;

   - плохое самочувствие;

   - наличие психотравмы;

   - монотонная, неинтересная деятельность;

   - неподходящий тип деятельности;

   - наличие интенсивных посторонних  раздражителей;

   Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам  деятельности. 

   РАССЕЯННОСТЬ 

   Рассеянность  внимания - это неспособность сосредоточиться на  чем-либо определенном в течении длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться:

   а) в неспособности к сосредоточению;

   б) в чрезмерной концентрации на одном  объекте деятельности; 

   Рассеянность  бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность - это невнимание человека к окружающим предметам  и явлениям, вызванное сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) или переживании. «При сосредоточенном думании, - пишит И.П. Павлов, - и увлечении каким-либо делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит - явно отрицательная индукция».

   Механизмом  рассеянности является наличие мощной доминанты - очага воображения в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы, поступающие извне. Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность.

   Так называемая ученая рассеянность - это  проявление очень высокой сосредоточенности  внимания в сочетании с его ограниченным объемом. В состоянии профессорской рассеянности ход мыслей логически упорядочен и строго направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск решения сложной задачи. Примеры «профессорской» рассеянности обычно находят в жизнеописании великих философов, изобретателей и ученых.

   К расстройствам внимания, получившим название старческой рассеянности, относят  его слабую переключаемость в  сочетании с недостаточной концентрацией. Внимание человека как бы «залипает» на одном предмете, деятельности или размышления, но при этом, в отличие от рассеянности «профессорской», такое сосредоточение неэффективно.

   Сходное явление рассеянности наблюдается  в состояниях депрессии и тревоги, когда мышление человека долго и  непрерывно занят повторяющимися и бесплодными мыслями и образами.

   Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. У болезненных и  ослабленных детей подобный вариант  рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать  в начале  урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания, и, как следствие, нарушения внимания.

   Поверхностное и неустойчивое внимание встречается  у дошкольников - мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются  из урока, уносясь в иллюзорный мир. В.П. Кащенко  указывает еще на одну причину рассеянности - переживание  страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.

   В каждом случае приходится разбираться  в причинах нарушений и строгость  индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом.

   Причин  подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными являются следующие:

   - общее ослабление нервной системы  (неврастения)

   - ухудшение состояния здоровья;

   - физическое и умственное переутомление;

   - наличие тяжелых переживания, травм;

   - эмоциональная перегрузка вследствие  большого количества впечатлений  (положительных и отрицательных);

   - недостатки воспитания (например, в  условиях гиперопеки ребенок,  получающий слишком много словесных  указаний, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание становится поверхностным, не формируется наблюдательность и концентрация внимания);

   - нарушения режима труда и отдыха;

   - нарушения дыхания (причиной нарушения  правильного дыхания могут быть  аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д. ребенок, который дышит ртом, дышит неглубоко, поверхностно, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность, низкая работоспособность мешает концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность)

   - чрезмерная подвижность;

   Чрезмерная  подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при  низкой эффективности. 

   ИНЕРТНОСТЬ 

   Инертность  внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

   В детском возрасте очень часто  отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, если перечисленные  ниже признаки проявляются у ребенка  в течение шести и более  месяцев:

   - неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;

   - неспособность удерживать внимание  и вслушиваться в обращенную  к нему речь;

   - частая отвлекаемость на посторонние  раздражители;

   - беспомощность в доведении задания  до конца;

   - отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения)

   - потеря предметов, необходимых  для выполнения задания. 

Информация о работе Развитие внимания