Развитие внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 02:12, контрольная работа

Описание

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.

Работа состоит из  1 файл

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.doc

— 372.50 Кб (Скачать документ)

   Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

   Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

   Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».

   Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д. 

   Слушай  звуки ! 

   Цель: развитие произвольного внимания.

   Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.

     Описание. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: низкий звук - становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук - становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

   Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки !» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу (плакучей ивы» (показ с комментариями).  Давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны ! Начинаем играть».

   Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп. 

   Разведчики 

   Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.

   Оборудование: стулья.

   Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок -«разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир» запомнив дорогу, должен провести отряд.

   Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».

   Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя. 

   Съедобное - несъедобное 

   Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.

   Оборудование: мяч, мел.

   Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

   Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим».

   Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо 5-6 классов.

   Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т.д.

   Слушаем тишину 

   Предлагается  всем послушать тишину, а потом  определить, кто и что услышал  в тишине.

   ТЕМАТИКА  БЕСЕД С РОДИТЕЛЯМИ 

   1. Внимание и его роль в учебной  деятельности.

   2. Возрастные особенности внимания  дошкольников.

   3. Можно ли управлять вниманием дошкольника?

   4. Формирование внимания и учет  его индивидуальных особенностей  в 

       учебно-воспитательной работе с  дошкольниками.

   5. Нарушение внимания в детском  возрасте.

   6. Психолого-педагогическая помощь  детям - дошкольникам с нарушением

       внимания.

   7. Совместная работа педагогов  и родителей по развитию произвольного 

       внимания у детей старшего  дошкольного возраста. 

   Тема 1. Внимание и его роль в учебной  деятельности. 

   Вопросы для обсуждения: 

   1. Преднамеренное внимание как  одно из непременных условий успешного

       обучения в школе.

   2. Типичные проблемы школьного  обучения, возникающие вследствие 

       несформированности произвольного  внимания.

   3. Своевременная помощь детям с  нарушениями внимания. 

   Литература: 

   Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду /Под ред. Т.Н. Дороновой М.,1997 г.

   Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997 г.

   Овчарова  Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М, 1996 г. 

   Тема 2. Развитие внимания у дошкольника 

   Вопросы для обсуждения: 

   1. Характеристика нормально развивающегося  внимания у детей 5-7 лет.

   2. Пути и способы развития внимания  через формирование познавательных

       способностей ребенка: мышление, памяти, восприятия, воображения.

   3. Характеристика игр и упражнений, направленных на развитие внимания  и 

       возможности их использования  в домашних занятиях с детьми. 

   Игры  и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях: 

   1. Домино, лото, шашки, мозаика.

   2. Раскрашивание по образцу и  рисование элементарных узоров  по образцу.

   3. Выкладывание из палочек, спичек  фигур, предметов, узоров по  образцу.

   4. Игры на развитие слухового  внимания: «Узнай по голосу», «Будь

       внимателен», «Слушай хлопки».

   5. Игры на развитие зрительного  внимания: «Чего не стало?», «Что 

       изменилось?», «Чем отличаются  две картинки?», «Оригами всей  семьей».

   Литература:

   Психология  детей дошкольного возраста /Под  ред. А.В. Запорощца, Д.Б. Эльконина. М., 1964 г.

   Табарина  Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей  и педагогов. Ярославль, 1996 г.

   Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. /Под  ред. М.И. Буянова. М., 1995 г. См. также литературу к теме 1. 

   Тема 3. Роль взрослого в развитии произвольного внимания у детей дошкольного возраста 

   Вопросы для обсуждения: 

   1. Актуальность проблемы развития  произвольного внимания у детей 

       старшего дошкольного возраста.

   2. Вклад отечественных ученых в  изучение проблемы развития внимания в

       целом и развития внимания  у детей дошкольного возраста 

       (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гольперин, С.Л. Кабыльницкая,

       Н.Ф. Добрынин и д.р.).

   3. Важность своевременного развития  основных свойств внимания -

       устойчивости, концентарции, переключаемости, распределяемости,

       объема - в старшем дошкольном  возрасте.

   4. Характеристика нормально развивающегося  внимания у детей 5-7 лет.  

   5. Роль взрослого в развитии  произвольного внимания у детей  5-7 лет.

   Летература: 

   1. Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и

       образованию детей 6-7 лет в  детском саду.

   2. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных  способностей у детей: 

       Популярное пособие для родителей  и педагогов. Ярославль, 1996 г.

   3. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.

      Ярославль, 1995 г.

   4. Черемошкина Л.В. Развитие внимания  детей

   5. Чистякова М.И. Психогимнастика.

            

   СЧИТАЛКИ 

   Дождик, дождик, поливай -                                  Бегал заяц по болоту,

   Будет хлеба урожай.                                              Он искал себе работу,

   Будут булки, будут сушки,                                   Да работы не нашел,

   Будут вкусные ватрушки.                                     Сам заплакал и пошел. 

   До-ре-ми-фа-соль-ля-си !                                     Ежик-ежик, чудачок

   Едит  кошка на такси.                                            Сшил колючий пиджачок.

   А котята прицепились                                          Встал в кружок и ну считать,

   И бесплатно прокатились !                                  Нам водилку выбирать ! 

   Раз, два, три, четыре, пять.                                  Жили-были я ли, ты ли.

   Вышел зайчик погулять.                                      Между нами вышел спор.

   Вдруг охотник выбегает,                                     Кто затеял, позабыли

   Прямо в зайчика стреляет.                                   И не дружим до сих пор.

Информация о работе Развитие внимания