Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 02:12, контрольная работа
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.
Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».
Примечание.
Можно играть как с группой детей, так
и с одним ребенком. Очередность в игре
может быть установлена с помощью считалки.
Предметы, которые могут быть использованы
для игры: барабан, свисток, деревянные
ложки, металлофон, детское пианино, емкости
с водой для ее переливания и создания
звуков льющейся воды, стеклянные предметы
и молоточек для стука по стеклу и т.д.
Слушай
звуки !
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.
Описание. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: низкий звук - становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук - становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки !» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу (плакучей ивы» (показ с комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны ! Начинаем играть».
Примечание.
Необходимо чередовать звуки, постепенно
увеличивая темп.
Разведчики
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.
Оборудование: стулья.
Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок -«разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир» запомнив дорогу, должен провести отряд.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».
Примечание.
Для знакомства с игрой взрослый берет
роль «разведчика» на себя.
Съедобное
- несъедобное
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.
Оборудование: мяч, мел.
Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим».
Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо 5-6 классов.
Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т.д.
Слушаем
тишину
Предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто и что услышал в тишине.
ТЕМАТИКА
БЕСЕД С РОДИТЕЛЯМИ
1. Внимание и его роль в учебной деятельности.
2.
Возрастные особенности
3. Можно ли управлять вниманием дошкольника?
4.
Формирование внимания и учет
его индивидуальных
учебно-воспитательной работе
5. Нарушение внимания в детском возрасте.
6.
Психолого-педагогическая
внимания.
7.
Совместная работа педагогов
и родителей по развитию
внимания у детей старшего
дошкольного возраста.
Тема
1. Внимание и его роль в учебной
деятельности.
Вопросы
для обсуждения:
1. Преднамеренное внимание как одно из непременных условий успешного
обучения в школе.
2. Типичные проблемы школьного обучения, возникающие вследствие
несформированности
3.
Своевременная помощь детям с
нарушениями внимания.
Литература:
Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду /Под ред. Т.Н. Дороновой М.,1997 г.
Черемошкина
Л.В. Развитие внимания детей: Популярное
пособие для родителей и
Овчарова
Р.В. Справочная книга школьного психолога.
2-е изд., дораб. М, 1996 г.
Тема
2. Развитие внимания у дошкольника
Вопросы
для обсуждения:
1.
Характеристика нормально
2.
Пути и способы развития
способностей ребенка:
3.
Характеристика игр и
возможности их использования
в домашних занятиях с детьми.
Игры
и упражнения, которые можно использовать
в домашних условиях:
1. Домино, лото, шашки, мозаика.
2. Раскрашивание по образцу и рисование элементарных узоров по образцу.
3.
Выкладывание из палочек,
4. Игры на развитие слухового внимания: «Узнай по голосу», «Будь
внимателен», «Слушай хлопки».
5. Игры на развитие зрительного внимания: «Чего не стало?», «Что
изменилось?», «Чем отличаются две картинки?», «Оригами всей семьей».
Литература:
Психология детей дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорощца, Д.Б. Эльконина. М., 1964 г.
Табарина Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996 г.
Чистякова
М.И. Психогимнастика. 2-е изд. /Под
ред. М.И. Буянова. М., 1995 г. См. также литературу
к теме 1.
Тема
3. Роль взрослого в развитии произвольного
внимания у детей дошкольного возраста
Вопросы
для обсуждения:
1.
Актуальность проблемы
старшего дошкольного возраста.
2. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в
целом и развития внимания у детей дошкольного возраста
(Л.С. Выготский, Д.Б.
Н.Ф. Добрынин и д.р.).
3.
Важность своевременного
устойчивости, концентарции, переключаемости, распределяемости,
объема - в старшем дошкольном возрасте.
4.
Характеристика нормально
5.
Роль взрослого в развитии
произвольного внимания у
Летература:
1. Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и
образованию детей 6-7 лет в детском саду.
2.
Тихомирова Л.Ф. Развитие
Популярное пособие для
3. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.
Ярославль, 1995 г.
4.
Черемошкина Л.В. Развитие
5.
Чистякова М.И.
СЧИТАЛКИ
Дождик,
дождик, поливай -
Будет
хлеба урожай.
Будут
булки, будут сушки,
Будут
вкусные ватрушки.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
!
Едит
кошка на такси.
А
котята прицепились
И
бесплатно прокатились !
Раз,
два, три, четыре, пять.
Вышел
зайчик погулять.
Вдруг
охотник выбегает,
Прямо
в зайчика стреляет.