Речевые нарушения у детей с дцп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:56, реферат

Описание

О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. По данным В. Кардвелл (1956) речевая патология имеет место в 73% случаев. К.А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже встречается моторная алалия, при гемипаретической форме 25–35% детей имеют те же расстройства речи, при гиперкинетической форме дизартрия присутствует в 90% случаев, при атонически-астатической форме – 60–75, а при двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия.

Содержание

Введение……………………………………….…………………………….……….2
Факторы, определяющие патологию речи у детей при ДЦП 2
Специфические расстройства двигательной сферы, влияющие на формирование речи 4
Алалия и задержка развития речи 5
Дизартрия и анартрия 6
ЛИТЕРАТУРА 9

Работа состоит из  1 файл

Речевые нарушения у детей с ДЦП. реферат.docx

— 31.86 Кб (Скачать документ)
Речевые нарушения у детей с ДЦП
 

Казанский Федеральный  Университет 
Институт психологии и педагогики 
Кафедра специальной психологии и  коррекционной педагогики
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Выполнила: Закирова А. Р  – студентка гр. 05.18-1005 
           

Проверила:  Суздальцева Л.   –  
 
 
 
 

 

Оглавление

Введение……………………………………….…………………………….……….2

Факторы, определяющие  патологию  речи у детей при  ДЦП 2

Специфические расстройства  двигательной сферы, влияющие на формирование речи 4

Алалия и задержка развития речи 5

Дизартрия и анартрия 6

ЛИТЕРАТУРА 9 
 

 

    Введение

    О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. По данным В. Кардвелл (1956) речевая патология имеет место в 73% случаев. К.А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже встречается моторная алалия, при гемипаретической форме 25–35% детей имеют те же расстройства речи, при гиперкинетической форме дизартрия присутствует в 90% случаев, при атонически-астатической форме – 60–75, а при двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия.

      Большинство исследователей связывают  нарушения речи самым непосредственным  образом с ДЦП, пытаясь все симптомы речевых нарушений обусловить патологией движений органов артикуляционного аппарата. Такой подход является несколько односторонним, так как патология речи при ДЦП может иметь и традиционную этиологию, не зависящую от моторных расстройств или связанную с ними лишь опосредованно.

    В свою очередь речевые расстройства также оказывают влияние на развитие ребенка с церебральным параличом: ограничивают речевое общение или  привносят в него специфический  компонент, отрицательно сказываются  на развитии познавательной деятельности, возникают проблемы в развитии вербального  интеллекта. 

    Факторы, определяющие  патологию  речи у детей при  ДЦП

    О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. По данным В. Кардвелл (1956) речевая патология имеет место в 73% случаев. К.А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже встречается моторная алалия, при гемипаретической форме 25-35% детей имеют те же расстройства речи, при гиперкинетической форме дизартрия присутствует в 90% случаев, при атонически-астатической форме – 60-75, а при двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия.

    Большинство исследователей связывают нарушения  речи  самым непосредственным образом  с ДЦП, пытаясь все симптомы речевых нарушений обусловить патологией движений органов артикуляционного аппарата. Такой подход является несколько односторонним, так как патология речи при ДЦП может иметь и традиционную этиологию, не зависящую от моторных расстройств или связанную с ними лишь опосредованно.

    Учитывая  разнообразие нарушений речи при  ДЦП и сложную структуру данной патологии, можно представить, что  развитие речи у этих детей во многом зависит от проявлений данного расстройства. Так на развитие речи оказывают влияние:

  • те же обстоятельства, которые вызывают патологию речи  у детей  без ДЦП;
  • моторные нарушения в периферическом речевом аппарате.

    В зависимости от их распространенности, интенсивности  и характера у  детей развиваются разные формы  дизартрии;

    • сенсорные расстройства, которые могут быть связаны с моторными нарушениями.

    Нарушения зрения, слуха и осязания, задержка в развитии перцепции отрицательно влияют на овладение лексикой и речью  в целом;

  • частные отклонения в строении артикуляционного аппарата, обусловленные внутриутробной патологией, которые могут  являться механическим препятствием к овладению  правильным произношением;
  • органические поражения ЦНС, затрагивающие не только ее моторные отделы. При наличии билатеральных диструкций в височных зонах и заднем ассоциативном комплексе возникают алалии;
  • социальные условия развития  больного ребенка – позднее становление ситуативно-делового общения и предметно-практической деятельности, частичная изоляция от окружающих.

    В свою очередь речевые расстройства также оказывают влияние на развитие ребенка с церебральным параличом: ограничивают речевое общение или  привносят в него специфический  компонент, отрицательно сказываются  на развитии познавательной деятельности, возникают проблемы  в развитии вербального интеллекта.

    У дошкольников с церебральным параличом  могут встречаться любые нарушения  речи, известные в логопедии. В  то же время есть ряд речевых расстройств, которые так же как ДЦП, обусловлены  органическим поражением центральной  нервной системы и поэтому  встречаются особенно часто у  этой категории детей. К таким нарушениям относятся  дизартрия и алалия, которые представлены разными формами и выражены по-разному.  

    Специфические расстройства  двигательной сферы,  
влияющие на формирование речи

    Известно, что «ядерным» синдромом ДЦП  является патология рефлекторного  развития. У ребенка неправильно  развиваются безусловные рефлексы, и это влияет на  развитие моторики.

    Большинство безусловных рефлексов при нормальном развитии исчезает на первом году жизни. На смену им приходят установочные рефлексы, позволяющие человеку овладеть произвольными  движениями и позами. При ДЦП безусловные рефлексы часто появляются с опозданием и, не исчезая, препятствуют образованию  нормальных моторных схем. Нередуцированные рефлексы в искаженном виде становятся добавочными компонентами движений, в связи с чем движения приобретают нерациональный и неестественный характер.

    Для понимания того, как ребенок овладевает произношением, наибольшее значение имеет  анализ развития  оральных рефлексов  и оральной моторики. На первом году жизни ребенка.

    Оральные  рефлексы (сосательные, поперечный, выталкивающие, рефлексы взаимосвязи оральной области и руки)   относятся к важнейшим врожденным рефлексам, обеспечивающим жизнедеятельность организма. Патология оральных рефлексов может отрицательно влиять  на формирование произношения и затруднять  проведение логопедической работы. Когда рефлексы сосания не редуцированы, любое движение губ может «запускать» сосательно-жевательную синкинезию, при которой суженный кончик языка продвигается вперед, а средняя часть спинки языка поднимается. Соответственно возникают эффекты межзубности и палатализации. Проявления сосательных рефлексов (поискового, хоботкового, кусательного) затрудняют  проведение логопедической работы, особенно применение манипуляций во рту ребенка. Известно, что артикуляционный массаж, пассивная гимнастика органов артикуляции и установка артикуляционных поз с помощью рук, зондов и других приспособлений особенно эффективны в постановке звуков при дизартрии.  Все эти приемы практически невозможно реализовать в отношении ребенка с оживленными рефлексами сосания.

    Патологическая  активность поперечного рефлекса (при  раздражении боковой поверхности  языка он движется по направлению  к раздражителю, перемещая пищу во рту при жевании) приводит к  избыточным боковым движениям  кончика языка  и провоцирует боковое произношение звуков.

    У детей с ДЦП часто чрезмерно  оживлены кашлевой и рвотный рефлексы, относящиеся к выталкивающим (оборонительным). Это может проявляться в выталкивании при попытках манипуляций в полости рта.

    Если  не редуцированы рефлексы взаимодействия оральной области и руки, то движения рук ребенка провоцируют  движения в оральной области и затрудняют артикуляцию.

    Гиперкинезы в оральной области проявляются преимущественно в виде хореического и атетоидного. Они встречаются только у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. Гиперкинезы могут проявляться во всех отделах речевого аппарата. Во время гиперкинеза все мышечные движения выходят из-под контроля, произношение при этом искажается и становится невозможным. У детей с такими симптомами отмечаются трудности автоматизации любых, особенно тонких движений.

    Атаксия характеризуется гиперметрией и нарушением координации движений.  При атаксии характерны проблемы в управлении дыханием и голосом – интенсивность в начале фразы и ослабление к концу. Нарушения координации движений проявляются в недостаточном управлении работой мягкого неба и наличии ринофонии, а также в асинхронности работы всех отделов речевого аппарата.

    Синкинезии – это добавочные содружественные движения. В оральной области они проявляются в добавочных лишних  артикуляционных движениях, которые искажают произношение.

    Оральные  автоматизмы – это насильственные движения в оральной области: смех, плач, стон, сосание, облизывание губ, причмокивание, являющиеся показателем  стволовых нарушений. Оральные автоматизмы искажают произношение и или вынуждают ребенка прерывать речь. 

    Алалия  и задержка развития речи

    Алалия – системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения  языковых единиц и правил их функционирования. Традиционно алалия разграничивается на  две основные формы: моторную (экспрессивную) и сенсорную. При экспрессивной алалии в основе недоразвития  речи лежит  нарушение механизма перевода мысли в речь. При сенсорной  алалии грубо нарушено распознавание  лингвистических единиц, в связи, с чем затруднено понимание  речи и ее развитие в целом.

    Алалию  вызывают органические поражения центральной  нервной системы в пренатальном и натальном периоде развития ребенка. В этиологии алалии  имеют место те же факторы, что и при ДЦП.

    Задержка  развития речи характеризуется более  медленными по сравнению с нормальным развитием темпами усвоения  родного  языка. При задержке развития речи наблюдается  равномерное отставание в формировании всех компонентов языка: лексики, грамматики, фонетики и фонологии. Характерно позднее  появление первых слов и фраз.

    В связи с недостаточной изученностью задержка речевого развития не имеет  четких диагностических границ. Детей  с этой проблемой трудно отличить от алаликов, а еще труднее отличить от детей с нормальным развитием речи, поскольку сама норма разнообразна.

    У детей с ДЦП задержка развития речи  встречается часто и провоцируется  как сенсомоторной недостаточностью, так и задержкой психического развития. По данным И.А. Смирновой у  дошкольников с ДЦП темпы раннего  речевого развития менее отстают  от нормы, чем темпы раннего психомоторного развития. У 62% детей, охваченных специальным  образованием, в раннем возрасте был  нормальный темп развития речи, у 19% - задержанный (гуление с 3-5 мес., лепет с 6-8 мес., понимание речи с 9-11 мес., первые слова  с 12-18 мес., фразы – с 24-30 мес.), у 19% - значительно задержанный. 

    Дизартрия и анартрия

    У детей с ДЦП были обнаружены спастическая, гиперкинетическая и мозжечковая формы дизартрии. В каждой форме можно выделить три степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую. Исследователями наблюдались у детей с ДЦП смешанные формы: спастико-атактическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактико-гиперкинетическая.

    Все авторы сходятся во мнении, что у  детей с ДЦП наиболее часто  встречается псевдобульбарная дизартия. Для детей с псевдобульбарной дизартрией характерно в той или иной степени замедленное, напряженное произношение. Ограничение движений в дыхательном отделе приводит  к тому, что воздушная струя недостаточна для образования звуков в передней части артикуляционного аппарата. При очень слабой воздушной струе невозможно образование даже  губных звуков. Недостаточность воздушной струи может приводить к смещению артикуляции в средние и задние участки артикуляционного отдела.

    Нарушение корковой регуляции голосовой функции  проявляется в недостаточной  модулированности голоса, сужении его диапазона. На характер вокализации влияет также спастичность голосовых складок, приводящая к неполному их смыканию, и вследствие этого – сиплому оттенку голоса. Расстройства управления работой мышц небно-глоточного кольца приводит к назальному оттенку голоса.

Информация о работе Речевые нарушения у детей с дцп