Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:56, реферат
О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. По данным В. Кардвелл (1956) речевая патология имеет место в 73% случаев. К.А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже встречается моторная алалия, при гемипаретической форме 25–35% детей имеют те же расстройства речи, при гиперкинетической форме дизартрия присутствует в 90% случаев, при атонически-астатической форме – 60–75, а при двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия.
Введение……………………………………….…………………………….……….2
Факторы, определяющие патологию речи у детей при ДЦП 2
Специфические расстройства двигательной сферы, влияющие на формирование речи 4
Алалия и задержка развития речи 5
Дизартрия и анартрия 6
ЛИТЕРАТУРА 9
Речевые нарушения у детей с ДЦП |
Казанский Федеральный
Университет
Институт психологии и педагогики
Кафедра специальной психологии и
коррекционной педагогики
Выполнила:
Закирова А. Р – студентка гр. 05.18-1005
Проверила:
Суздальцева Л. –
Оглавление
Введение……………………………………….………………
Факторы, определяющие патологию речи у детей при ДЦП 2
Специфические расстройства двигательной сферы, влияющие на формирование речи 4
Алалия и задержка развития речи 5
Дизартрия и анартрия 6
ЛИТЕРАТУРА 9
Введение
О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. По данным В. Кардвелл (1956) речевая патология имеет место в 73% случаев. К.А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже встречается моторная алалия, при гемипаретической форме 25–35% детей имеют те же расстройства речи, при гиперкинетической форме дизартрия присутствует в 90% случаев, при атонически-астатической форме – 60–75, а при двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия.
Большинство исследователей
В
свою очередь речевые расстройства
также оказывают влияние на развитие
ребенка с церебральным параличом:
ограничивают речевое общение или
привносят в него специфический
компонент, отрицательно сказываются
на развитии познавательной деятельности,
возникают проблемы в развитии вербального
интеллекта.
Факторы, определяющие патологию речи у детей при ДЦП
О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. По данным В. Кардвелл (1956) речевая патология имеет место в 73% случаев. К.А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже встречается моторная алалия, при гемипаретической форме 25-35% детей имеют те же расстройства речи, при гиперкинетической форме дизартрия присутствует в 90% случаев, при атонически-астатической форме – 60-75, а при двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия.
Большинство исследователей связывают нарушения речи самым непосредственным образом с ДЦП, пытаясь все симптомы речевых нарушений обусловить патологией движений органов артикуляционного аппарата. Такой подход является несколько односторонним, так как патология речи при ДЦП может иметь и традиционную этиологию, не зависящую от моторных расстройств или связанную с ними лишь опосредованно.
Учитывая разнообразие нарушений речи при ДЦП и сложную структуру данной патологии, можно представить, что развитие речи у этих детей во многом зависит от проявлений данного расстройства. Так на развитие речи оказывают влияние:
В зависимости от их распространенности, интенсивности и характера у детей развиваются разные формы дизартрии;
Нарушения зрения, слуха и осязания, задержка в развитии перцепции отрицательно влияют на овладение лексикой и речью в целом;
В свою очередь речевые расстройства также оказывают влияние на развитие ребенка с церебральным параличом: ограничивают речевое общение или привносят в него специфический компонент, отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности, возникают проблемы в развитии вербального интеллекта.
У
дошкольников с церебральным параличом
могут встречаться любые
Специфические
расстройства двигательной
сферы,
влияющие на формирование
речи
Известно,
что «ядерным» синдромом ДЦП
является патология рефлекторного
развития. У ребенка неправильно
развиваются безусловные
Большинство
безусловных рефлексов при
Для понимания того, как ребенок овладевает произношением, наибольшее значение имеет анализ развития оральных рефлексов и оральной моторики. На первом году жизни ребенка.
Оральные рефлексы (сосательные, поперечный, выталкивающие, рефлексы взаимосвязи оральной области и руки) относятся к важнейшим врожденным рефлексам, обеспечивающим жизнедеятельность организма. Патология оральных рефлексов может отрицательно влиять на формирование произношения и затруднять проведение логопедической работы. Когда рефлексы сосания не редуцированы, любое движение губ может «запускать» сосательно-жевательную синкинезию, при которой суженный кончик языка продвигается вперед, а средняя часть спинки языка поднимается. Соответственно возникают эффекты межзубности и палатализации. Проявления сосательных рефлексов (поискового, хоботкового, кусательного) затрудняют проведение логопедической работы, особенно применение манипуляций во рту ребенка. Известно, что артикуляционный массаж, пассивная гимнастика органов артикуляции и установка артикуляционных поз с помощью рук, зондов и других приспособлений особенно эффективны в постановке звуков при дизартрии. Все эти приемы практически невозможно реализовать в отношении ребенка с оживленными рефлексами сосания.
Патологическая
активность поперечного рефлекса (при
раздражении боковой
У детей с ДЦП часто чрезмерно оживлены кашлевой и рвотный рефлексы, относящиеся к выталкивающим (оборонительным). Это может проявляться в выталкивании при попытках манипуляций в полости рта.
Если не редуцированы рефлексы взаимодействия оральной области и руки, то движения рук ребенка провоцируют движения в оральной области и затрудняют артикуляцию.
Гиперкинезы в оральной области проявляются преимущественно в виде хореического и атетоидного. Они встречаются только у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. Гиперкинезы могут проявляться во всех отделах речевого аппарата. Во время гиперкинеза все мышечные движения выходят из-под контроля, произношение при этом искажается и становится невозможным. У детей с такими симптомами отмечаются трудности автоматизации любых, особенно тонких движений.
Атаксия характеризуется гиперметрией и нарушением координации движений. При атаксии характерны проблемы в управлении дыханием и голосом – интенсивность в начале фразы и ослабление к концу. Нарушения координации движений проявляются в недостаточном управлении работой мягкого неба и наличии ринофонии, а также в асинхронности работы всех отделов речевого аппарата.
Синкинезии – это добавочные содружественные движения. В оральной области они проявляются в добавочных лишних артикуляционных движениях, которые искажают произношение.
Оральные
автоматизмы – это
Алалия и задержка развития речи
Алалия – системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языковых единиц и правил их функционирования. Традиционно алалия разграничивается на две основные формы: моторную (экспрессивную) и сенсорную. При экспрессивной алалии в основе недоразвития речи лежит нарушение механизма перевода мысли в речь. При сенсорной алалии грубо нарушено распознавание лингвистических единиц, в связи, с чем затруднено понимание речи и ее развитие в целом.
Алалию вызывают органические поражения центральной нервной системы в пренатальном и натальном периоде развития ребенка. В этиологии алалии имеют место те же факторы, что и при ДЦП.
Задержка развития речи характеризуется более медленными по сравнению с нормальным развитием темпами усвоения родного языка. При задержке развития речи наблюдается равномерное отставание в формировании всех компонентов языка: лексики, грамматики, фонетики и фонологии. Характерно позднее появление первых слов и фраз.
В
связи с недостаточной
У
детей с ДЦП задержка развития
речи встречается часто и
Дизартрия и анартрия
У
детей с ДЦП были обнаружены спастическая,
гиперкинетическая и мозжечковая формы
дизартрии. В каждой форме можно выделить
три степени поражения: легкую, среднюю
и тяжелую. Исследователями наблюдались
у детей с ДЦП смешанные формы: спастико-атактическая,
спастико-гиперкинетическая,
спастико-атактико-
Все авторы сходятся во мнении, что у детей с ДЦП наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартия. Для детей с псевдобульбарной дизартрией характерно в той или иной степени замедленное, напряженное произношение. Ограничение движений в дыхательном отделе приводит к тому, что воздушная струя недостаточна для образования звуков в передней части артикуляционного аппарата. При очень слабой воздушной струе невозможно образование даже губных звуков. Недостаточность воздушной струи может приводить к смещению артикуляции в средние и задние участки артикуляционного отдела.
Нарушение корковой регуляции голосовой функции проявляется в недостаточной модулированности голоса, сужении его диапазона. На характер вокализации влияет также спастичность голосовых складок, приводящая к неполному их смыканию, и вследствие этого – сиплому оттенку голоса. Расстройства управления работой мышц небно-глоточного кольца приводит к назальному оттенку голоса.