Результаты изучения проблемы сотрудничества педагогов и студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:30, реферат

Описание

Основной целью представленной работы является рассмотрение проблемы сотрудничества педагогов и студентов с позиции непосредственных участников данного феномена, анализ представлений о сотрудничестве как таковом, того, что каждый из участников вкладывает в данное понятие. А также сравнение субъективных оценок уровня сотрудничества в учебном заведении, их анализ и интерпретация. Предложена попытка определения индивидуально-психологических качеств, способствующих эффективному сотрудничеству педагогов и студентов, причем качеств, как педагога, так и студента.

Содержание

Введение
1. Результаты исследования студентов заочного отделения
2. Результаты исследования студентов очного отделения
3. Результаты исследования преподавателей
4. Выводы и рекомендации
Заключение

Работа состоит из  1 файл

pedagogi_studenty.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Сибирский государственный  университет путей сообщения»

в г. Новоалтайске

(Филиал СГУПС в  г. Новоалтайске)

 

 

 

Результаты  изучения

проблемы сотрудничества

педагогов и студентов

 

 

 

Выполнил:  
педагог-психолог

Шинкаренко М.С.

 

 

 

 

 

 

Новоалтайск, 2011

Содержание

 

 

Введение

 

  1. Результаты исследования студентов заочного отделения

 

  1. Результаты исследования студентов очного отделения

 

  1. Результаты исследования преподавателей

 

  1. Выводы и рекомендации

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основной целью представленной работы является рассмотрение проблемы сотрудничества педагогов и студентов  с позиции  непосредственных участников данного феномена, анализ представлений о сотрудничестве как таковом, того, что каждый из участников вкладывает в данное понятие. А также сравнение субъективных оценок уровня сотрудничества в учебном заведении, их анализ и интерпретация. Предложена попытка определения индивидуально-психологических качеств, способствующих эффективному сотрудничеству педагогов и студентов, причем качеств, как педагога, так и студента.

Данная работа представляет собой лишь результаты исследования и, в силу определенных обстоятельств, не содержит теоретической главы и опоры на какую-либо литературу. Таким образом, условно к настоящей работе можно отнестись как к пилотажному исследованию заявленной проблематики.

Гипотеза о различии  представлений об уровне сотрудничества педагогов и студентов, которые представлены в сознании данных участников образовательного процесса, будет проверяться методом психосемантического дифференциала.

В процессе проведения работы соблюдался принцип конфиденциальности.

Итак, в данном исследовании принимали участие студенты и  преподаватели филиала СГУПС  в г.Новоалтайске в количестве 140 человек, а именно студентов очного отделения – 90, студентов заочного отделения - 21 , преподавателей филиала – 29. Период проведения исследования – с 03 по 15 марта 2011 года.

 

 

  1. Результаты исследования студентов заочного отделения

 

Студентам заочного отделения было предложено ответить на вопросы (см. Приложение 1), выразив собственную внутреннюю позицию по проблеме сотрудничества педагогов и студентов. В данном процессе принимали участие студенты группы ДК 42. Далее их ответы подверглись обработке и представлены ниже.

 

Итак, по первому вопросу были получены следующие результаты:

Сотрудничество педагогов и  студентов  студентами заочного отделения понимается следующим образом:

  1. как взаимодействие с целью получения знаний -  52%,
  2. как взаимоуважение, взаимопонимание – 52 %,
  3. как совместная работа, помощь, диалог – 19%,
  4. как взаимодействие по овладению профессией – 5%,
  5. иные ответы – 5%.

Итак, акцент делается на усвоение знаний, взаимодействие по поводу обучения, совместную работу, диалог педагога и студента и на межличностное взаимодействие (уважение, понимание) студента и педагога. Для студента заочника сотрудничество должно быть, прежде всего, по вопросам учебной деятельности. Данный факт является отличительной чертой студентов заочного отделения.

 

По второму вопросу были получены следующие результаты:

Способы повышения сотрудничества педагогов и студентов:

    1. больше общения между преподавателями и студентами, взаимоуважение, интерес к личности студента – 29%,
    2. студентам внимательно слушать преподавателя, а преподавателю прислушиваться к студенту, помогать ему – 14%,
    3. индивидуальные занятия и консультации – 14%,
    4. доступность в изложении темы– 10%,
    5. больше информации на занятии + акцент на практику, меньше домашних заданий – 10%,
    6. больше литературы – 10%,
    7. повышение профессионализма педагога и интеллектуального уровня студента – 10%,
    8. иные ответы – 5%.

Таким образом, на первый план выходит межличностный компонент, общение педагога и студента, интерес к студенту и взаимоуважение. Возможно, по причине недлительного пребывания студента-заочника на сессии, ему недостаточно времени для проявления себя, своего внутреннего потенциала, реализации, студенту мало внимания к собственной личности, т.к. основное время и силы тратятся на изучение нового материала. Но, тем не менее, разрешение данного вопроса способно помочь студенту-заочнику более эффективно участвовать в сотрудничестве с педагогами.

 

По третьему вопросу анкеты были получены следующие результаты.

Студентам предлагалось оценить степень выраженности сотрудничества педагогов и студентов, используя биполярную шкалу от -3 до +3, где отрицательный полюс – это отсутствие сотрудничества в учебном заведении, а положительный полюс – его максимальная выраженность.

0,57

среднее

2,9

максимум

-1,9

минимум

1,5

стандоткл




Таким образом, уровень  сотрудничества педагогов и студентов, по мнению испытуемых, выражен незначительно и имеет положительное значение (+0,57). Сотрудничество педагогов и студентов есть, но его недостаточно для студента-заочника. Если данный результат перевести в проценты, где 0% - это полное отсутствие сотрудничества, а 100% - его максимальная выраженность, то получим, что уровень сотрудничества педагогов и студентов будет равен 60%, что в целом звучит оптимистично, но при условии опоры на соответствующие точки роста педагога и студента, причем взаимной, стремлении к саморазвитию и совершенствованию собственной личности. 

По четвертому вопросу анкеты были получены следующие результаты.

Преподаватели способные  к созданию условий для эффективного сотрудничества со студентами:

Чекменева В.М. – 43%,

Ионова Т.В. – 19%,

Шефер С.А. – 14%,

Макарова Н.Н. – 14%,

Шефер Е.В. – 10%,

Выжимова Л.А. – 10%,

Ананьина С.Л. – 5%,

Вовк А.М. – 5%.

 

В целом для студента-заочника сотрудничество педагогов и студентов в филиале СГУПС в г.Новоалтайске есть и оно касается, прежде всего, вопросов учебной деятельности, но для его развития необходимо внимание и интерес к личности студента, общение со студентом, взаимоуважение, как бы сложно и трудоемко это ни было.

 

2. Результаты исследования студентов очного отделения

 

Студентам очного отделение также  было предложено ответить на поставленные вопросы, которые представлены в  Приложении 1.

Были опрошены студенты очного отделения групп 81 ДК, 91ДК, 92 ДК, 91 АТМ, 101 АТМ, 91 ПХ в количестве 90 студентов.

 

По первому вопросу были получены следующие результаты.

Сотрудничество педагогов и  студентов понимается:

1. как взаимопонимание студента  и педагога – 32%,

2. как взаимопомощь – 31%,

3. как взаимное общение  по поводу знаний – 22%, 

4. как желание обратиться  за помощью (двустороннее) – 8%,

5. как общение вне  учебных занятий, дружба педагога  и студента – 7%,

6. как вежливость, уважение  – 3%

7. Иные ответы: как  доверие, как сплоченность, как  доступность в изложении материала,  как ситуация, в которой студент помогает педагогу -  по 1% на каждый из ответов.

Итак, по вопросу понимания сотрудничества педагогов и студентов с позиции студентов очного отделения акцент делается на межличностные взаимоотношения педагога и студента, на необходимости взаимопонимания, взаимопомощи. Вопросы учебной деятельности в теме сотрудничества педагогов и студентов, к сожалению, оказываются на третьем месте. Таким образом, сотрудничество – это хорошие взаимоотношения с преподавателем.

 

По второму вопросу были получены следующие результаты:

Способы повышения сотрудничества педагогов и студентов:

  1. улучшение взаимопонимания – 26%,
  2. проведение совместных мероприятий преподаватели+студенты – 17%,
  3. больше общения студентов и педагогов вне учебы – 10%,
  4. создание комфортных условий на занятии (вежливость) – 10%,
  5. педагогам быть более терпеливыми, добрыми, не жалеть отметок – 10%,
  6. более высокий интеллектуальный уровень студента – 4%,
  7. проведение уроков-викторин, конференций – 2%,
  8. увеличение практической направленности обучения – 2%,
  9. повышение интереса к дисциплине – 2%,
  10. объективность педагога в оценке знаний – 1%,
  11. индивидуальный подход к студентам – 1%,
  12. дисциплина на занятии – 1%,
  13. Иные ответы – 1%.

 

Таким образом, на первый план снова выходит межличностный компонент: взаимопонимание, общение педагогов и студентов, проведение совместных мероприятий, а также личностные качества педагога.

 

По третьему вопросу анкеты были получены следующие результаты:

Студентам предлагалось оценить степень выраженности сотрудничества педагогов и студентов, используя биполярную шкалу от -3 до +3, где отрицательный полюс – это отсутствие сотрудничества в учебном заведении, а положительный полюс – его максимальная выраженность.

0,14

среднее

2,4

максимум

-2,7

минимум

1,2

стандоткл




Таким образом, уровень сотрудничества педагогов и студентов, по мнению анкетируемых, выражен незначительно, имеет положительное значение (+0,14). Сотрудничество педагогов и студентов есть, но его недостаточно для студента-очника. Если данный результат перевести в проценты, где 0% - это полное отсутствие сотрудничества, а 100% - его максимальная выраженность, то получим, что уровень сотрудничества педагогов и студентов будет равен 52%, т.е. уровень сотрудничества балансирует на гране своего наличия и отсутствия. Студент очного отделения предлагает разрешение данной проблемы путем повышения качества взаимопонимания студента и преподавателя, проведения совместных мероприятий, общения педагога и студента в неформальных условиях и развития у педагога терпения, доброты, вежливости и щедрости.

 

По четвертому вопросу анкеты были получены следующие результаты:

К «сотрудничающим» педагогам  относятся:

Фот Ю.А. – 36 выборов, 41%,

Зайцева Н.В. – 20 выборов, 23%,

Зеленская Е.М. – 16 выборов, 23%,

Шефер С.А. – 15 выборов, 14%,

Вовк А.М. – 15 выборов, 17%,

Берсенева Т.К. – 14 выборов, 16%,

Тищенкова Н.А. – 8 выборов, 9%,

Рукас С.С. – 7 выборов, 8%,

Белова Н.Ю. – 4 выбора, 6%.

Менее 5% выборов получили следующие преподаватели способные создавать условия для эффективного сотрудничества со студентами: Ананьина С.Л., Макарова Н.Н., Шинкаренко М.С., Сартаков В.Ф., Шишова Е.Н., Карюкин Д.Ю., Блодич О.Н., Лукьянова И.А., Конунникова А.А., Выжимова Л.А.

В целом для студента-очника сотрудничество педагогов и студентов в филиале  СГУПС в г.Новоалтайске есть, но его очень и очень мало. Оно касается, прежде всего, вопросов взаимопонимания, помощи и общения педагога и студента. Вопросы учебной деятельности и развития собственной личности студенты очного отделения отнесли к второстепенным.

 

3. Результаты исследования преподавателей

 

 Были опрошены преподаватели филиала СГУПС в г.Новоалтайске в количестве 29 человек. Ответы преподавателей отличались полнотой, высокой рефлексией и обоснованностью.

По первому вопросу были получены следующие результаты:

Сотрудничество педагогов и  студентов понимается:

    1. как взаимная заинтересованность в учебном процессе, диалогичность (студент внимательно слушает, активен и инициативен, а преподаватель проявляет и совершенствует свое педагогическое мастерство) – 54%,
    2. как взаимопонимание – 15%,
    3. как взаимоуважение, психологический контакт, интерес к личности студента, общение на равных – 12 %,
    4. как совместный труд преподавателя и студента – 8%
    5. в проведении внеклассных мероприятий – 8%,
    6. как четкое разделение обязанностей – 4%,
    7. как интерес к дисциплине – 4%.

Итак, по вопросу понимания сотрудничества педагогов и студентов с позиции педагогов акцент делается на взаимную заинтересованность и диалогичность процесса обучения. Сотрудничество понимается именно как совместный труд.

 

По второму вопросу были получены следующие результаты:

Способы повышения сотрудничества педагогов и студентов:

  1. повышение профессионализма преподавателя + повышение интеллектуального уровня студента, понимание изучаемого материала и преподавателями и студентами  - 23%,
  2. повышение мотивации учебной деятельности студента – 15%,
  3. осуществление совместной деятельности педагога и студента – 12%,
  4. внедрение исследовательской деятельности – 8%,
  5. повышение интереса к профессии – 8%,
  6. проведение совместных мероприятий – 8%,
  7. тщательный отбор студентов при поступлении – 8%,
  8. вера в студентов – 8%,
  9. понимание студентов, умение видеть ситуацию их глазами – 8%,
  10. взаимное уважение – 8%,
  11. прислушиваться к мнению студента относительно дисциплины и значимости изучаемых тем – 8%,
  12. повышение профессионализма преподавателя – 8%,
  13. повышение инициативности студента – 4%,
  14. развитие самостоятельности студента – 4%,
  15. повышение технического оснащения учебного процесса – 4%,
  16. владение знаниями о личности студента и его биографии – 4%,
  17. использование нетрадиционных форм обучения – 4%,
  18. меньшая нагрузка преподавателя согласно тарификации – 4%.

Информация о работе Результаты изучения проблемы сотрудничества педагогов и студентов