Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:30, реферат
Основной целью представленной работы является рассмотрение проблемы сотрудничества педагогов и студентов с позиции непосредственных участников данного феномена, анализ представлений о сотрудничестве как таковом, того, что каждый из участников вкладывает в данное понятие. А также сравнение субъективных оценок уровня сотрудничества в учебном заведении, их анализ и интерпретация. Предложена попытка определения индивидуально-психологических качеств, способствующих эффективному сотрудничеству педагогов и студентов, причем качеств, как педагога, так и студента.
Введение
1. Результаты исследования студентов заочного отделения
2. Результаты исследования студентов очного отделения
3. Результаты исследования преподавателей
4. Выводы и рекомендации
Заключение
Филиал государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения»
в г. Новоалтайске
(Филиал СГУПС в г. Новоалтайске)
Результаты изучения
проблемы сотрудничества
педагогов и студентов
Выполнил:
педагог-психолог
Шинкаренко М.С.
Новоалтайск, 2011
Содержание
Введение
Заключение
Введение
Основной целью представленной работы является рассмотрение проблемы сотрудничества педагогов и студентов с позиции непосредственных участников данного феномена, анализ представлений о сотрудничестве как таковом, того, что каждый из участников вкладывает в данное понятие. А также сравнение субъективных оценок уровня сотрудничества в учебном заведении, их анализ и интерпретация. Предложена попытка определения индивидуально-психологических качеств, способствующих эффективному сотрудничеству педагогов и студентов, причем качеств, как педагога, так и студента.
Данная работа представляет собой лишь результаты исследования и, в силу определенных обстоятельств, не содержит теоретической главы и опоры на какую-либо литературу. Таким образом, условно к настоящей работе можно отнестись как к пилотажному исследованию заявленной проблематики.
Гипотеза о различии представлений об уровне сотрудничества педагогов и студентов, которые представлены в сознании данных участников образовательного процесса, будет проверяться методом психосемантического дифференциала.
В процессе проведения работы соблюдался принцип конфиденциальности.
Итак, в данном исследовании принимали участие студенты и преподаватели филиала СГУПС в г.Новоалтайске в количестве 140 человек, а именно студентов очного отделения – 90, студентов заочного отделения - 21 , преподавателей филиала – 29. Период проведения исследования – с 03 по 15 марта 2011 года.
Студентам заочного отделения было предложено ответить на вопросы (см. Приложение 1), выразив собственную внутреннюю позицию по проблеме сотрудничества педагогов и студентов. В данном процессе принимали участие студенты группы ДК 42. Далее их ответы подверглись обработке и представлены ниже.
Итак, по первому вопросу были получены следующие результаты:
Сотрудничество педагогов и студентов студентами заочного отделения понимается следующим образом:
Итак, акцент делается на усвоение знаний, взаимодействие по поводу обучения, совместную работу, диалог педагога и студента и на межличностное взаимодействие (уважение, понимание) студента и педагога. Для студента заочника сотрудничество должно быть, прежде всего, по вопросам учебной деятельности. Данный факт является отличительной чертой студентов заочного отделения.
По второму вопросу были получены следующие результаты:
Способы повышения сотрудничества педагогов и студентов:
Таким образом, на первый план выходит межличностный компонент, общение педагога и студента, интерес к студенту и взаимоуважение. Возможно, по причине недлительного пребывания студента-заочника на сессии, ему недостаточно времени для проявления себя, своего внутреннего потенциала, реализации, студенту мало внимания к собственной личности, т.к. основное время и силы тратятся на изучение нового материала. Но, тем не менее, разрешение данного вопроса способно помочь студенту-заочнику более эффективно участвовать в сотрудничестве с педагогами.
По третьему вопросу анкеты были получены следующие результаты.
Студентам предлагалось оценить степень выраженности сотрудничества педагогов и студентов, используя биполярную шкалу от -3 до +3, где отрицательный полюс – это отсутствие сотрудничества в учебном заведении, а положительный полюс – его максимальная выраженность.
0,57 |
среднее |
2,9 |
максимум |
-1,9 |
минимум |
1,5 |
стандоткл |
Таким образом, уровень
сотрудничества педагогов и студентов, по мнению испытуемых,
выражен незначительно и имеет положительное
значение (+0,57). Сотрудничество педагогов
и студентов есть, но его недостаточно
для студента-заочника. Если данный результат
перевести в проценты, где 0% - это полное
отсутствие сотрудничества, а 100% - его
максимальная выраженность, то получим,
что уровень сотрудничества педагогов
и студентов будет равен 60%, что в целом
звучит оптимистично, но при условии опоры
на соответствующие точки роста педагога
и студента, причем взаимной, стремлении
к саморазвитию и совершенствованию собственной
личности.
По четвертому вопросу анкеты были получены следующие результаты.
Преподаватели способные к созданию условий для эффективного сотрудничества со студентами:
Чекменева В.М. – 43%,
Ионова Т.В. – 19%,
Шефер С.А. – 14%,
Макарова Н.Н. – 14%,
Шефер Е.В. – 10%,
Выжимова Л.А. – 10%,
Ананьина С.Л. – 5%,
Вовк А.М. – 5%.
В целом для студента-заочника сотрудничество педагогов и студентов в филиале СГУПС в г.Новоалтайске есть и оно касается, прежде всего, вопросов учебной деятельности, но для его развития необходимо внимание и интерес к личности студента, общение со студентом, взаимоуважение, как бы сложно и трудоемко это ни было.
2. Результаты исследования студентов очного отделения
Студентам очного отделение также было предложено ответить на поставленные вопросы, которые представлены в Приложении 1.
Были опрошены студенты очного отделения групп 81 ДК, 91ДК, 92 ДК, 91 АТМ, 101 АТМ, 91 ПХ в количестве 90 студентов.
По первому вопросу были получены следующие результаты.
Сотрудничество педагогов и студентов понимается:
1. как взаимопонимание студента и педагога – 32%,
2. как взаимопомощь – 31%,
3. как взаимное общение по поводу знаний – 22%,
4. как желание обратиться за помощью (двустороннее) – 8%,
5. как общение вне
учебных занятий, дружба
6. как вежливость, уважение – 3%
7. Иные ответы: как
доверие, как сплоченность, как
доступность в изложении
Итак, по вопросу понимания сотрудничества педагогов и студентов с позиции студентов очного отделения акцент делается на межличностные взаимоотношения педагога и студента, на необходимости взаимопонимания, взаимопомощи. Вопросы учебной деятельности в теме сотрудничества педагогов и студентов, к сожалению, оказываются на третьем месте. Таким образом, сотрудничество – это хорошие взаимоотношения с преподавателем.
По второму вопросу были получены следующие результаты:
Способы повышения сотрудничества педагогов и студентов:
Таким образом, на первый план снова выходит межличностный компонент: взаимопонимание, общение педагогов и студентов, проведение совместных мероприятий, а также личностные качества педагога.
По третьему вопросу анкеты были получены следующие результаты:
Студентам предлагалось оценить степень выраженности сотрудничества педагогов и студентов, используя биполярную шкалу от -3 до +3, где отрицательный полюс – это отсутствие сотрудничества в учебном заведении, а положительный полюс – его максимальная выраженность.
0,14 |
среднее |
2,4 |
максимум |
-2,7 |
минимум |
1,2 |
стандоткл |
Таким образом, уровень сотрудничества педагогов и студентов, по мнению анкетируемых, выражен незначительно, имеет положительное значение (+0,14). Сотрудничество педагогов и студентов есть, но его недостаточно для студента-очника. Если данный результат перевести в проценты, где 0% - это полное отсутствие сотрудничества, а 100% - его максимальная выраженность, то получим, что уровень сотрудничества педагогов и студентов будет равен 52%, т.е. уровень сотрудничества балансирует на гране своего наличия и отсутствия. Студент очного отделения предлагает разрешение данной проблемы путем повышения качества взаимопонимания студента и преподавателя, проведения совместных мероприятий, общения педагога и студента в неформальных условиях и развития у педагога терпения, доброты, вежливости и щедрости.
По четвертому вопросу анкеты были получены следующие результаты:
К «сотрудничающим» педагогам относятся:
Фот Ю.А. – 36 выборов, 41%,
Зайцева Н.В. – 20 выборов, 23%,
Зеленская Е.М. – 16 выборов, 23%,
Шефер С.А. – 15 выборов, 14%,
Вовк А.М. – 15 выборов, 17%,
Берсенева Т.К. – 14 выборов, 16%,
Тищенкова Н.А. – 8 выборов, 9%,
Рукас С.С. – 7 выборов, 8%,
Белова Н.Ю. – 4 выбора, 6%.
Менее 5% выборов получили следующие преподаватели способные создавать условия для эффективного сотрудничества со студентами: Ананьина С.Л., Макарова Н.Н., Шинкаренко М.С., Сартаков В.Ф., Шишова Е.Н., Карюкин Д.Ю., Блодич О.Н., Лукьянова И.А., Конунникова А.А., Выжимова Л.А.
В целом для студента-очника сотрудничество
педагогов и студентов в
3. Результаты исследования преподавателей
Были опрошены преподаватели филиала СГУПС в г.Новоалтайске в количестве 29 человек. Ответы преподавателей отличались полнотой, высокой рефлексией и обоснованностью.
По первому вопросу были получены следующие результаты:
Сотрудничество педагогов и студентов понимается:
Итак, по вопросу понимания сотрудничества педагогов и студентов с позиции педагогов акцент делается на взаимную заинтересованность и диалогичность процесса обучения. Сотрудничество понимается именно как совместный труд.
По второму вопросу были получены следующие результаты:
Способы повышения сотрудничества педагогов и студентов:
Информация о работе Результаты изучения проблемы сотрудничества педагогов и студентов