Результаты изучения проблемы сотрудничества педагогов и студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:30, реферат

Описание

Основной целью представленной работы является рассмотрение проблемы сотрудничества педагогов и студентов с позиции непосредственных участников данного феномена, анализ представлений о сотрудничестве как таковом, того, что каждый из участников вкладывает в данное понятие. А также сравнение субъективных оценок уровня сотрудничества в учебном заведении, их анализ и интерпретация. Предложена попытка определения индивидуально-психологических качеств, способствующих эффективному сотрудничеству педагогов и студентов, причем качеств, как педагога, так и студента.

Содержание

Введение
1. Результаты исследования студентов заочного отделения
2. Результаты исследования студентов очного отделения
3. Результаты исследования преподавателей
4. Выводы и рекомендации
Заключение

Работа состоит из  1 файл

pedagogi_studenty.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, на первый план выходит потребность в повышении профессионализма преподавателя и интеллектуальных способностей студентов, что в свою очередь, возможно, решит вопрос мотивации учебной деятельности студентов. Отличительно, что и здесь прослеживается диалогичность феномена сотрудничества.

 

По третьему вопросу анкеты были получены следующие результаты:

Преподавателям предлагалось оценить степень выраженности сотрудничества педагогов и студентов, используя биполярную шкалу от -3 до +3, где отрицательный полюс – это отсутствие сотрудничества в учебном заведении, а положительный полюс – его максимальная выраженность.

-0,41

среднее

2,1

максимум

-3

минимум

1,2

стандоткл




Таким образом, уровень  сотрудничества педагогов и студентов, по мнению анкетируемых, не выражен, а имеет отрицательное значение          (-0,41), т.е. сотрудничества педагогов и студентов почти нет, либо оно проявляется очень редко. Если данный результат перевести в проценты, где 0% - это полное отсутствие сотрудничества, а 100% - его максимальная выраженность, то получим, что уровень сотрудничества педагогов и студентов будет равен 40%. В целом для преподавателей сотрудничество в филиале СГУПС в г.Новоалтайске отсутствует.

К сожалению, в сознании преподавателей присутствует установка  на «несотрудничество», создание ярлыков о том, что студенты не способны быть сотрудничающими, они интеллектуально развиты недостаточно и не мотивированы на учебную деятельность. Возможно, данное отсутствие веры в студента и мешает ему самому поверить в себя и реализоваться.

Как выясняется, преподаватели филиала способны к объективному восприятию проблемы сотрудничества, к ее анализу и искренней заинтересованности в улучшении качества сотрудничества педагога и студента, но этого для решения проблемы недостаточно.

 

По четвертому вопросу анкеты были получены следующие результаты:

Качества личности помогающие создавать условия для эффективного сотрудничества:

  1. терпение – 16%,
  2. креативность – 12%,
  3. Доброжелательность – 8%,
  4. ответственность – 8%,
  5. уважение – 8%,
  6. коммуникабельность – 8%,

Далее по 4% выборов имеют  следующие качества:

  1. взаимное желание услышать,
  2. умение прощать,
  3. интерес к окружающим,
  4. инициативность студентов,
  5. толерантность,
  6. уравновешенность,
  7. настойчивость,
  8. внимательность,
  9. доверие,
  10. искренность,
  11. тактичность,
  12. приятный внешний вид,
  13. справедливость,
  14. самостоятельность,
  15. эмпатия,
  16. умение студентов организовать свое время,
  17. помощь другим,
  18. требовательность.

 

Следовательно, развитие терпимости, креативности, доброжелательности, ответственности, общительности и уважительного отношения к другому человеку и т.д. – это путь создания сотрудничества.

 

 

  1. Выводы и рекомендации

 

Современная гуманизация образования предполагает создание условий для развития личности студента. Создание комфортных, благоприятных условий, в которых должен находиться студент, это задача учебного заведения и, прежде всего, педагогического коллектива.

Хотя проблема сотрудничества – это проблема, касающаяся и  педагога и студента, где обе стороны имеют равнозначное значение и влияние, но все же первоначальный стимул должен исходить от педагога. Ведь на то он и педагог. Педагог может сделать первый шаг на пути к сотрудничеству и ему, педагогу, в силу определенной позиции, это сделать немного легче, чем студенту. А далее дело за студентом. Одна нога шагнула, вскоре шагнет и вторая. А если не шагнет, будем топтаться на месте. Следовательно, развитие возникает там, где есть заинтересованность в этом и именно педагог здесь должен быть примером.

Для педагога личность студента – это главная ценность и объект его деятельности. И интерес к личности студента может проявляться в изучении личных дел студентов, биографий, где и как он учился, чем увлекается, чем живет вне занятий, общаться со студентами на переменах, после занятий, и здесь не важна тема общения, а именно факт общения и внимания к студенту. Когда есть общение, тогда больше шансов установить контакт для последующей коррекции личности студента.

Естественно не стоит  забывать и о требовательности. Но, во-первых, требовательность должна быть и к студенту, и к преподавателю. Во-вторых, следует помнить о том, что требовательность обязана сочетаться с уважением к личности, иначе это превратится в насилие.

Большое внимание необходимо уделять проведению совместных мероприятий (студенты + педагоги), поскольку это способствует лучшему познанию личности студента преподавателями, а также и личности преподавателя студентами, позволяет раскрыть потенциальные способности участников образовательного процесса и сплотить коллектив.

Еще одной рекомендацией является развитие педагогического мастерства педагогов, изучение методики преподавания дисциплины, кроме того, развитие интеллектуального уровня студентов, которое должно быть постепенным и систематическим.

И, несомненно, развитие сотрудничества в рамках самого педагогического коллектива; больше общения между педагогами, взаимодействия, координации своих действий и усилий, предъявление единых требований к студенту, единых критерий отметки; стремление к саморазвитию, развитию себя как профессионала, и, что не менее важно, развитию умения быть в диалоге и создавать условия для проявления диалогичности общения с коллегами и студентами; развитие собственных этических качеств (см.выше); а самое главное, быть заинтересованным в данном развитии, хотеть развиваться и верить в успех (собственный и студентов).

Заключение

Завершая изложение  результатов изучения проблемы сотрудничества педагогов и студентов, необходимо еще раз напомнить в обобщенной форме то, что представлено в сознании участников образовательного процесса относительно изучаемой проблемы.

 

Уровень сотрудничества педагогов и студентов

 филиала СГУПС в  г.Новоалтайске

Категория

Сотрудничество

по шкале

от -3 до +3

Сотрудничество

в процентах

Резюме

Студенты заочного отделения

0,57

60

Больше общаться, интересоваться личностью студента, проявлять уважение.

Студенты очного отделения

0,14

52

Понимать студентов  и участвовать в совместных мероприятиях.

Преподаватели

филиала

-0,41

40

Повышать профессионализм  педагога и интеллектуальный уровень студента, организовывать диалог.


 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Нам очень  важно ваше мнение. Спасибо.

  1. Что такое сотрудничество педагогов и студентов? В чем оно выражается?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Что бы вы могли предложить  по повышению уровня сотрудничества  педагогов и студентов. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Оцените степень выраженности сотрудничества педагогов и студентов нашего техникума. Отметьте знаком (крестиком, точкой) на предложенной шкале свой ответ.

 

   


 

4. Назовите ФИО преподавателя,  который способен создавать условия для эффективного сотрудничества со студентами. __________________________________________________________________________

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Преподавателям. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Нам очень важно ваше мнение.

  1. Что такое сотрудничество педагогов и студентов? В чем оно выражается?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Что бы вы могли предложить  по повышению уровня сотрудничества  педагогов и студентов. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Оцените степень выраженности сотрудничества педагогов и студентов нашего техникума. Отметьте знаком (крестиком, точкой) на предложенной шкале свой ответ.

 

   


 

4. Какие личностные качества  помогают создавать условия для  эффективного сотрудничества  педагогов  и студентов? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо.


Информация о работе Результаты изучения проблемы сотрудничества педагогов и студентов