Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:30, реферат
Основной целью представленной работы является рассмотрение проблемы сотрудничества педагогов и студентов с позиции непосредственных участников данного феномена, анализ представлений о сотрудничестве как таковом, того, что каждый из участников вкладывает в данное понятие. А также сравнение субъективных оценок уровня сотрудничества в учебном заведении, их анализ и интерпретация. Предложена попытка определения индивидуально-психологических качеств, способствующих эффективному сотрудничеству педагогов и студентов, причем качеств, как педагога, так и студента.
Введение
1. Результаты исследования студентов заочного отделения
2. Результаты исследования студентов очного отделения
3. Результаты исследования преподавателей
4. Выводы и рекомендации
Заключение
Таким образом, на первый план выходит потребность в повышении профессионализма преподавателя и интеллектуальных способностей студентов, что в свою очередь, возможно, решит вопрос мотивации учебной деятельности студентов. Отличительно, что и здесь прослеживается диалогичность феномена сотрудничества.
По третьему вопросу анкеты были получены следующие результаты:
Преподавателям предлагалось оценить степень выраженности сотрудничества педагогов и студентов, используя биполярную шкалу от -3 до +3, где отрицательный полюс – это отсутствие сотрудничества в учебном заведении, а положительный полюс – его максимальная выраженность.
-0,41 |
среднее |
2,1 |
максимум |
-3 |
минимум |
1,2 |
стандоткл |
Таким образом, уровень сотрудничества педагогов и студентов, по мнению анкетируемых, не выражен, а имеет отрицательное значение (-0,41), т.е. сотрудничества педагогов и студентов почти нет, либо оно проявляется очень редко. Если данный результат перевести в проценты, где 0% - это полное отсутствие сотрудничества, а 100% - его максимальная выраженность, то получим, что уровень сотрудничества педагогов и студентов будет равен 40%. В целом для преподавателей сотрудничество в филиале СГУПС в г.Новоалтайске отсутствует.
К сожалению, в сознании преподавателей присутствует установка на «несотрудничество», создание ярлыков о том, что студенты не способны быть сотрудничающими, они интеллектуально развиты недостаточно и не мотивированы на учебную деятельность. Возможно, данное отсутствие веры в студента и мешает ему самому поверить в себя и реализоваться.
Как выясняется, преподаватели филиала способны к объективному восприятию проблемы сотрудничества, к ее анализу и искренней заинтересованности в улучшении качества сотрудничества педагога и студента, но этого для решения проблемы недостаточно.
По четвертому вопросу анкеты были получены следующие результаты:
Качества личности помогающие
создавать условия для
Далее по 4% выборов имеют следующие качества:
Следовательно, развитие терпимости, креативности, доброжелательности, ответственности, общительности и уважительного отношения к другому человеку и т.д. – это путь создания сотрудничества.
Современная гуманизация образования предполагает создание условий для развития личности студента. Создание комфортных, благоприятных условий, в которых должен находиться студент, это задача учебного заведения и, прежде всего, педагогического коллектива.
Хотя проблема сотрудничества – это проблема, касающаяся и педагога и студента, где обе стороны имеют равнозначное значение и влияние, но все же первоначальный стимул должен исходить от педагога. Ведь на то он и педагог. Педагог может сделать первый шаг на пути к сотрудничеству и ему, педагогу, в силу определенной позиции, это сделать немного легче, чем студенту. А далее дело за студентом. Одна нога шагнула, вскоре шагнет и вторая. А если не шагнет, будем топтаться на месте. Следовательно, развитие возникает там, где есть заинтересованность в этом и именно педагог здесь должен быть примером.
Для педагога личность студента – это главная ценность и объект его деятельности. И интерес к личности студента может проявляться в изучении личных дел студентов, биографий, где и как он учился, чем увлекается, чем живет вне занятий, общаться со студентами на переменах, после занятий, и здесь не важна тема общения, а именно факт общения и внимания к студенту. Когда есть общение, тогда больше шансов установить контакт для последующей коррекции личности студента.
Естественно не стоит забывать и о требовательности. Но, во-первых, требовательность должна быть и к студенту, и к преподавателю. Во-вторых, следует помнить о том, что требовательность обязана сочетаться с уважением к личности, иначе это превратится в насилие.
Большое внимание необходимо уделять проведению совместных мероприятий (студенты + педагоги), поскольку это способствует лучшему познанию личности студента преподавателями, а также и личности преподавателя студентами, позволяет раскрыть потенциальные способности участников образовательного процесса и сплотить коллектив.
Еще одной рекомендацией является развитие педагогического мастерства педагогов, изучение методики преподавания дисциплины, кроме того, развитие интеллектуального уровня студентов, которое должно быть постепенным и систематическим.
И, несомненно, развитие сотрудничества в рамках самого педагогического коллектива; больше общения между педагогами, взаимодействия, координации своих действий и усилий, предъявление единых требований к студенту, единых критерий отметки; стремление к саморазвитию, развитию себя как профессионала, и, что не менее важно, развитию умения быть в диалоге и создавать условия для проявления диалогичности общения с коллегами и студентами; развитие собственных этических качеств (см.выше); а самое главное, быть заинтересованным в данном развитии, хотеть развиваться и верить в успех (собственный и студентов).
Заключение
Завершая изложение результатов изучения проблемы сотрудничества педагогов и студентов, необходимо еще раз напомнить в обобщенной форме то, что представлено в сознании участников образовательного процесса относительно изучаемой проблемы.
Уровень сотрудничества педагогов и студентов
филиала СГУПС в г.Новоалтайске
Категория |
Сотрудничество по шкале от -3 до +3 |
Сотрудничество в процентах |
Резюме |
Студенты заочного отделения |
0,57 |
60 |
Больше общаться, интересоваться личностью студента, проявлять уважение. |
Студенты очного отделения |
0,14 |
52 |
Понимать студентов и участвовать в совместных мероприятиях. |
Преподаватели филиала |
-0,41 |
40 |
Повышать профессионализм педагога и интеллектуальный уровень студента, организовывать диалог. |
Приложение 1.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Нам очень важно ваше мнение. Спасибо.
______________________________
2. Что бы вы могли предложить
по повышению уровня
4. Назовите ФИО преподавателя,
который способен создавать
условия для эффективного сотрудничества
со студентами. ______________________________
Приложение 2.
Преподавателям. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Нам очень важно ваше мнение.
______________________________
2. Что бы вы могли предложить
по повышению уровня
4. Какие личностные качества
помогают создавать условия
Спасибо.
Информация о работе Результаты изучения проблемы сотрудничества педагогов и студентов