Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 03:52, курсовая работа
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей.
Введение
1 Теоретические основы проблемного обучения как педагогической технологии обучения
1.1 Сущность технологии проблемного обучения
1.2 Методы и виды проблемного обучения
1.3 Влияние проблемного обучения на интеллектуальные процессы и умственные способности учащихся
2 Реализация технологии проблемного обучения на занятиях по информатике
2.1 Методические рекомендации для преподавателей учреждений СПО по использованию технологии проблемного обучения на занятиях по информатике
2.2 Примеры использования технологии проблемного обучения на занятиях по информатике
Заключение
Список использованных источников
Приложения
36
Содержание
Обозначения и сокращения
Введение
1 Теоретические основы проблемного обучения как педагогической технологии обучения
1.1 Сущность технологии проблемного обучения
1.2 Методы и виды проблемного обучения
1.3 Влияние проблемного обучения на интеллектуальные процессы и умственные способности учащихся
2 Реализация технологии проблемного обучения на занятиях по информатике
2.1 Методические рекомендации для преподавателей учреждений СПО по использованию технологии проблемного обучения на занятиях по информатике
2.2 Примеры использования технологии проблемного обучения на занятиях по информатике
Заключение
Список использованных источников
Приложения
СПО – среднее профессиональное образование.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в образовательное учреждение, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.
Успех проблемного обучения студента достигается главным образом на занятии, когда преподаватель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблемное обучение доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности студентов, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития студентов, развития способности к самообучению, самообразованию.
Объектом исследования является технология проблемного обучения.
Предметом исследования является использование технологии проблемного обучения на занятиях по информатике в учреждениях СПО.
Цель исследования – раскрыть сущность технологии проблемного обучения, разработать методические рекомендации по использованию технологии проблемного обучения на занятиях по информатике.
В процессе исследования, для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) изучить сущность технологии проблемного обучения;
2) выявить специфику методов и видов проблемного обучения;
3) узнать, каким образом проблемное обучение влияет на интеллектуальные процессы и умственные способности учащихся;
4) составить методические рекомендации для преподавателей в учреждениях СПО;
5) разработать урок по информатике с применением технологии проблемного обучения.
В работе использованы методы теоретического исследования.
Теоретическая значимость исследования работы заключается в том, что она раскрывает особенности применения технологии проблемного обучения на занятиях по информатике в учреждениях СПО.
Практическая значимость исследования работы заключается в том, что составленные нами методические рекомендации, а также разработанный урок с применением технологии проблемного обучения окажутся полезными педагогам которые работают в системе СПО и позволят значительно повысить эффективность работы преподавателей.
Результаты исследования могут быть учтены при планировании и организации учебного процесса в учреждениях СПО.
Технология проблемного обучения не нова, она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дьюи Дж. (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями, инстинктами, возникающими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Он выделил четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирование, художественное выражение, исследовательский. Для удовлетворения инстинктов ребенку предоставлялось в качестве источников познания: слово, произведение искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность – труд [7].
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся, с целью развития познавательной активности, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [1].
Дьюи Дж. утверждал [4], что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.
Проблемное обучение – по большей части явление в образовательном учреждении искусственное, идущее не от студента, ищущего ответ на интересующий его вопрос, а от преподавателя, озабоченного тем, как бы заинтересовать учащегося учебной работой, которая к их сегодняшней жизни имеет отношение лишь внешней обязанности, но не внутреннего фактора [12].
Преодолевая это положение, преподаватель сам искусственно создает проблемную ситуацию, то есть вызывает такое состояние студента, в котором они в результате сопоставления имеющихся у них знаний, выработанных умений с неизвестным фактом, или явлением обнаруживают несоответствие прошлых знаний новому факту.
Проблемная ситуация – определенное психическое состояние [3] или интеллектуальное затруднение [5], возникающее при невозможности объяснить заинтересовавшее явление, факт, процесс с помощью известных знаний или выполнить необходимое действие известными способами. Как видим из определения, в современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуации: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности студентов, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учащихся.
Поэтому для создания проблемной ситуации необходимо учитывать ее специфику, то есть все ее компоненты. В числе таких компонентов Матюшкин А.М. называет [9]:
необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном способе или условии действия;
неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникающей проблемной ситуации;
возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии нового.
В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления учащихся в процессе учения, выступают учебные задания. Если учебное задание создает проблемную ситуацию максимально, такое задание называют проблемным. Однако, данная характеристика требует пояснения, т. к. порой учащимся предлагаются различные задания, которые с одной стороны создают для них определенные интеллектуальные трудности, но эти задания не могут быть отнесены к проблемным, так как не создают проблемной ситуации. Дело в том, что понятие «проблемная ситуация» не может рассматриваться в отрыве от субъекта. Если субъект не понимает задания, не может выполнить мыслительные операции, то задание для него проблемным не является. Оно не является проблемным и в том случае, если тот легко справился с ним, используя уже известные для него способы действия [2].
Таким образом, проблемное задание [7] – это необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащегося. Необходимым условием выполнения этих заданий является активное использование приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Выполняя мотивационную функцию, проблемное задание на этом этапе позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовив студентов к усвоению нового материала, и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Для обеспечения развития познавательной деятельности учащихся в проблемном обучении необходима оптимальная последовательность проблемных ситуаций, их определенная система. Поэтому при организации проблемного обучения формируются задачи на нескольких уровнях проблемности. Они отличаются степенью обобщенности задачи, предложенной учащимся для решения и степенью помощи со стороны преподавателя.
Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, необходимо ставить учащегося в позицию субъекта обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использование дифференцированного индивидуального подхода [22].
Ранее мы упоминали, что познавательная деятельность – это система определенных действий и входящих в них знаний. Следовательно, необходима определенная система работы по формированию этих действий, гарантирующая развитие познавательной деятельности. Технология проблемного обучения, через систему решения проблемных ситуаций, обеспечивает развитие познавательной деятельности.
Существуют следующие методические приемы создания проблемной ситуации [15]:
преподаватель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки на один и тот же вопрос;
предлагает учащимся рассмотреть явление с различных позиций, например, командира, юриста, педагога и др.;
побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение;
определяет проблемные теоретические и практические задачи (например, исследования);
ставит проблемные задачи (например, с не достаточными или избыточными исходными данными, с неопределенными в постановке вопросами, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).
Для реализации проблемной технологии необходимы [15]:
отбор самых актуальных, сущностных задач;
определение особенностей проблемного образования в различных видах учебной деятельности;
построение оптимальной системы проблемного обручения, создание учебных и методических пособий и рекомендаций;
личностный подход и мастерство преподавателя, способность вызывать активную познавательную деятельность.
Проблемная ситуация завершается формулированием проблемы в общем виде. Общая проблема конкретизируется в проблемном вопросе. Неудачно сформулированный вопрос может исключить все предыдущие усилия преподавателя, убить возникающий интерес к обсуждаемой области неизвестного. Это в частности случается, если вопрос слишком сложен и учащиеся понимают полную бесперспективность поиска выхода из проблемной ситуации, а также в том случае, когда вопрос слишком легок.
Правильно сформулированные вопросы конкретизируют, сужают область неизвестного, показывают, что именно следует выяснить для решения проблемы. Таким образом, преподаватель должен достичь того, что бы студент:
действительно почувствовал определенную теоретическую или практическую трудность;
сформулировал проблему или уяснил сформулированное преподавателем;
захотел решить эту проблему;
смог это сделать [21].
Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей. В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям [14]:
по источникам передачи содержания (словесные, практические и наглядные);
по целевому объекту на основе учета структуры личности (методы формирования сознания, поведения, чувств);
по целевому объекту на основе учета структуры учебного процесса (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности) и т.д.
Информация о работе Роблемное обучение как педагогическая технология обучения информатике