Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 03:52, курсовая работа
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей.
Введение
1 Теоретические основы проблемного обучения как педагогической технологии обучения
1.1 Сущность технологии проблемного обучения
1.2 Методы и виды проблемного обучения
1.3 Влияние проблемного обучения на интеллектуальные процессы и умственные способности учащихся
2 Реализация технологии проблемного обучения на занятиях по информатике
2.1 Методические рекомендации для преподавателей учреждений СПО по использованию технологии проблемного обучения на занятиях по информатике
2.2 Примеры использования технологии проблемного обучения на занятиях по информатике
Заключение
Список использованных источников
Приложения
6. Проблемная задача не является проблемой для преподавателя.
7. Решение проблемной задачи есть результат активного мыслительного процесса.
8. Проблемное обучение сочетает в себе индивидуальную и коллективную формы работы учащихся.
9. Существуют следующие методы проблемного обучения: метод монологического изложения, рассуждающий, диалогический, эвристический, исследовательский, метод программных заданий.
10. Существуют следующие виды проблемного обучения: теоретическое исследование, поиск практического решения, художественное отображение действительности и другие.
11. Проблемное обучение доступно практически всем учащимся.
На основании сделанных выводов были составлены методические рекомендации для начинающих педагогов СПО.
А также были приведены примеры реализации технологии проблемного обучения на занятиях по информатике.
1. Баксанский О.Е, Проблемное обучение: обоснование и реализация / О.Е.Баксанский. – М.: Наука и школа. 2000.
2. Бертон В, Принципы обучения и его организация / В.Бертон. – М.: Просвещение, 1994.
3. Богословский В.В, Общая Психология: Учебное пособие для студ. пед. институтов / В.В.Богословский. – М.: Просвещение, 1988.
4. Выготский Л.С, Педагогическая психология / Л.С.Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
5. Дьюи Дж, Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим). Пер. с англ. / Дж.Дьюи. – М.: Совершенство, 1999.
6. Зимняя И.А, Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное / И.А.Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
7. Зотов Ю.Б, Организация современного урока / Ю.Б.Зотов. – М.: Просвещение, 1999.
8. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – М.: Издательский центр Академия, 2005.
9. Лернер И.Я, Проблемное обучение / И.Я.Лернер. – М.: Просвещение, 1974.
10. Матюшкин А.М, Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин. – М.: Педагогика, 1972.
11. Махмутов М.И, Проблемное обучение / М.И.Махмутов. – М.: Педагогика, 1975.
12. Оконь В, Введение в общую дидактику / В.Оконь. – М.: Высшая школа, 1990.
13. Оконь В, Основы проблемного обучения / В.Оконь. – М.: Высшая школа, 1988.
14. Олешков М.Ю, Современные образовательные технологии: Учебное пособие / М.Ю.Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011.
15. Петровский А.В, Психология: Учебник для студентов высших пед. заведений, - 2-е. издание стереотипное / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
16. Полат Е.С, Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат.– М.: Педагогика, 2000.
17. Подласый И.П, Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов в 2кн. / И.П.Подласый. – М.: Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
18. Селевко Г.К, Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
19. Селевко Г.К, Современные образовательные технологии: Учеб. Пособие / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998.
20. Селевко Г.К, Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся / Г.К.Селевко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
21. Сиденко А.С. 100 педагогических технологий. Академия повышения квалификации Минобразования РФ / А.С.Сиденко. – М.: Феникс, 2001.
22. Скаткин М.Н, Проблемы современной дидактики / М.Н.Скаткин. – М.: Педагогика, 1980.
23. Талызина Н.Ф, Педагогическая психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / Н.Ф.Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
24. [Электронный pecypc] / Режим доступа: www.allsoch.ru
25. [Электронный pecypc] / Режим доступа: www.monax.ru
Приложение А Урок с применением технологии проблемного обучения
Приложение Б Задания для учащихся
Приложение A
Урок с применением технологии проблемного обучения
Тема: Построение графиков функций с помощью табличного процессора Excel.
Цели:
обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
показать способы построения графиков нескольких функций на одной координатной плоскости с помощью табличного процессора Excel;
реализовать межпредметные связи (математики с информатикой);
развить теоретическое, творческое мышление.
Задачи урока:
Образовательная:
– закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.
Воспитательная:
– развивать культуру общения, воспитывать внимание, сообразительность, находчивость, умение работать в группе;
– развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели.
Развивающая:
– развить логическое мышление, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели.
Тип урока – комбинированный.
Метод: проблемно-поисковый метод при решении задач по информатике.
План урока:
1) Организационный момент (1-2минуты).
2) Актуализация знаний (5-10 минут).
3) Постановка проблемы перед учащимися (2-3 минуты).
4) Выполнение индивидуальных заданий. Нахождение собственного решения проблемы (10-15 минут).
5) Обсуждение решений поставленной задачи (10 минут).
6) Подведение итогов (2-3 минуты).
7) Оценивание результатов (2-3 минуты).
Приложение Б
Задания для учащихся
Вариант 1:
1) На отрезке [1; 2] с шагом 0,1 протабулировать функции
и построить графики этих функций на одной плоскости.
Ответ:
2) Дополнительное задание***
Изменить отрезок аргумента [-1; 1] с шагом 0,2. Подкорректировать расположение координатных осей.
Ответ:
Вариант2:
1) На отрезке [0; 1] с шагом 0,1 протабулировать функции
и построить графики этих функций на одной плоскости.
Ответ:
2) Дополнительное задание***
Изменить отрезок аргумента [-1; 1] с шагом 0,2. Подкорректировать расположение координатных осей.
Ответ:
Информация о работе Роблемное обучение как педагогическая технология обучения информатике