Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2011 в 19:16, контрольная работа

Описание

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактической игры на математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования – математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – дидактическая игра как средство математического развития детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3

Значение дидактической игры в математическом развитии детей 5
Виды дидактических игр и их структура 8
Методы организации дидактических игр и руководство ими 10
Опыт работы по использованию дидактических игр для математического развития детей 15
Выводы 18

Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Моя РЭМП.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Психолого – педагогический факультет 

Кафедра дошкольной педагогики 
 

Контрольная работа по теории и методике математического  развития детей 

дошкольного возраста 

ТЕМА: РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ  

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У  

ДОШКОЛЬНИКОВ 
 

                  Выполнил:

                  студентка 4 курса

                  ( 5- летнего обучения)

                  дошкольного отделения

                  группа 2

                  Капинос В. П. 

                  Проверил

                  преподаватель

                  Охулкова  И. В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Нижний  Новгород 

2010 год

Содержание 

     Введение 3

  1. Значение дидактической игры в математическом развитии детей 5
  2. Виды дидактических игр и их структура 8
  3. Методы организации дидактических игр и руководство ими 10
  4. Опыт работы по использованию дидактических игр для математического развития детей 15

      Выводы 18

      Список  литературы  19

      Приложение 21 

 

Введение

     Игра – это особая, необходимая для нормального развития ребенка школа. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Именно в игре ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.

     Игра  способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата.

     Актуальность  работы: Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.

     Математика  обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует  настойчивость, терпение, творческий потенциал  личности. “Математик” лучше планирует  свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов.

     В настоящее время математика необходима огромному числу людей различных  профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

     Цель  исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактической игры на математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

     Объект  исследования – математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

     Предмет исследования – дидактическая игра как средство математического развития детей младшего дошкольного возраста.

     Задачи  исследования:

     1) Изучить и проанализировать психолого- педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

     2) Выявить уровни математического развития детей младшего дошкольного возраста;

     3) Подобрать и апробировать игры  направленные на математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

     4) Проанализировать результаты исследования.

     Гипотеза: математическое развитие детей младшего дошкольного возраста будет идти более эффективно если:

- систематически  проводить игры направленные  на математическое развитие;

- учитывать  индивидуальные и возрастные  особенности детей.

 

      1. Значение дидактических игр в развитии математических способностей дошкольников

     Понятие «развитие математических способностей»  является довольно сложным, комплексным  и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

     Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Наиболее  эффективным инструментом формирования у ребенка математических представлений  способствует использование разнообразных  дидактических игр.

     Такие игры учат ребенка понимать некоторые  сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. Дидактическая игра интересует ребенка, намного более чем скучное задание, игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, памяти, мышления и т.д.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника  в целом.

     В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

     Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет  являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный  педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

     Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

     Игра  ценна только в том случае, когда  она содействует лучшему пониманию  математической сущности вопроса, уточнению  и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

     Роль несложного и в то же время занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

     Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

     В настоящее время разработана  система так называемых обучающих игр. В отличие от ранее существовавших, они позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окружающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные понятия математики. Основной их целью является подготовка мышления дошкольника к восприятию фундаментальных математических понятий: «множество и операции над множествами», «функция», «алгоритм» и т. д. В этих играх используется специфический дидактический материал, подобранный по определенным признакам. Моделируя математические понятия, он позволяет выполнять логические операции: разбиение множества на классы, отыскание объектов по необходимым и достаточным критериям и т. д. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления.

     Дидактические игры выполняют обучающую функцию  успешнее, если они применяются  в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение  и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.

     При подборе дидактических игр для  занятий, индивидуальной работы с детьми воспитатель обращается к разнообразным источникам, использует народные и авторские игры, с предметами и без них.

     Вопрос  о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких  как: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.

     Разные  подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы  сущности детской игры, как формы  общения (Лисина М.И.), либо как формы  деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

     2. Виды дидактических игр и их структура

     Дидактические игры – это разновидность игр  с правилами, специально создаваемых  педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

     Дидактические игры широко используются как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

     Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно. Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех детей. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых дошкольников, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.

       Все дидактические игры  по формированию элементарных математических представлений условно разделены на группы:

     1. Игры с цифрами и числами

     2. Игры путешествие во времени

     3. Игры на ориентировку в пространстве

     4. Игры с геометрическими фигурами

     5. Игры на логическое мышление

     Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму  обучения и игровую деятельность. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются:

     1)дидактическая  задача;

Информация о работе Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников