Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2011 в 19:16, контрольная работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактической игры на математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство математического развития детей младшего дошкольного возраста.
Введение 3
Значение дидактической игры в математическом развитии детей 5
Виды дидактических игр и их структура 8
Методы организации дидактических игр и руководство ими 10
Опыт работы по использованию дидактических игр для математического развития детей 15
Выводы 18
Список литературы 19
- формирование представлений о величине. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом).
- формирование представлений о форме. Знакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
- ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении отдельных частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади, справа - слева.
- ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.
Проведя диагностику уровня математического развития детей нашей группы, мы получили следующие результаты:
Высокий уровень – 5
Средний уровень – 12
Низкий уровень – 6
По рекомендации старших педагогов и с разрешения родителей наших воспитанников, мы решили несколько усложнить программу по формированию математических представлений. Конечно, для овладения ими определенного объема знаний, необходимых для успешного обучения в школе можно использовать классическую систему образования, где главенствующая роль отводится формированию знаний, умений и навыков, но мы предположили, что наиболее эффективный процесс обучения будет проходить лишь тогда, когда активно подключать воображение ребенка.
В существующих методиках по формированию математических представлений очень мало места отводится выполнению детьми заданий логического характера, они практикуются лишь эпизодически.
Выход из создавшейся ситуации мы нашли в активном применении на занятиях по математике технологий ТРИЗ, т.к. возможность создать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как воображение и мышление. А технология ТРИЗ занимается именно развитием творческого потенциала, что благотворно будет влиять на формирование элементарных математических представлений.
Мы убедились в эффективности использования ТРИЗ в работе на занятиях по математике уже после первых применений новых приемов. Детей на таких занятиях не надо было искусственно возбуждать. Увлекая ребенка в необычный мир, незаметно для него одновременно и развивали у него воображение, а в результате исследований и поисковых ситуаций формировали математические способности и понятия.
При подготовке к занятиям, ставим перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей в игровой форме память, внимание, мышление, воображение, т.к. без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Разработанная система дидактических игр и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:
- соответствие игрового материала программным задачам;
- включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;
-доступность
и эмоциональная
По
истечению 3 месяцев систематической
работы, повторная диагностика
Высокий уровень – 7
Средний уровень – 13
Низкий уровень – 3
Игры
использовались во всех формах работы
по формированию элементарных математических
представлений у детей
Игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию элементарных математических способностей.
Важным
условием самостоятельной игровой
деятельности являлось создание предметной
среды, имеющей развивающий характер,
т.е. создание предметного оснащения для
самостоятельных игр.
Выводы
Проведенная работа по использованию дидактической игры показала:
1. Разработанная система работы по математическому развитию детей с учетом возрастных особенностей способствовала повышению уровня математического развития детей.
2.
Элементарные знания по
3.
Обновление и качественное
4.
Дидактические игры дают
Список
литературы