Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2011 в 19:16, контрольная работа

Описание

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактической игры на математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования – математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – дидактическая игра как средство математического развития детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3

Значение дидактической игры в математическом развитии детей 5
Виды дидактических игр и их структура 8
Методы организации дидактических игр и руководство ими 10
Опыт работы по использованию дидактических игр для математического развития детей 15
Выводы 18

Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Моя РЭМП.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

     - формирование представлений о величине. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом).

     - формирование представлений о форме. Знакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

     - ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении отдельных частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади, справа - слева.

     - ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.

     Проведя диагностику уровня математического  развития детей нашей группы, мы получили следующие результаты:

     Высокий уровень – 5

     Средний уровень – 12

     Низкий  уровень – 6

     По  рекомендации старших педагогов  и с разрешения родителей наших  воспитанников, мы решили несколько  усложнить программу по формированию математических представлений. Конечно, для овладения ими определенного объема знаний, необходимых для успешного обучения в школе можно использовать классическую систему образования, где главенствующая роль отводится формированию знаний, умений и навыков, но мы предположили, что наиболее эффективный процесс обучения будет проходить лишь тогда, когда активно подключать воображение ребенка.

     В существующих методиках по формированию математических представлений очень  мало места отводится выполнению детьми заданий логического характера, они практикуются лишь эпизодически.

     Выход из создавшейся ситуации мы нашли в активном применении на занятиях по математике технологий ТРИЗ, т.к. возможность создать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как воображение и мышление. А технология ТРИЗ занимается именно развитием творческого потенциала, что благотворно будет влиять на формирование элементарных математических представлений.

     Мы  убедились в эффективности использования ТРИЗ в работе на занятиях по математике уже после первых применений новых приемов. Детей на таких занятиях не надо было искусственно возбуждать. Увлекая ребенка в необычный мир, незаметно для него одновременно и развивали у него воображение, а в результате исследований и поисковых ситуаций формировали математические способности и понятия.

     При подготовке к занятиям, ставим перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей в игровой форме память, внимание, мышление, воображение, т.к. без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

     Разработанная система дидактических игр и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:

- соответствие игрового материала программным задачам;

- включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;

-доступность  и эмоциональная привлекательность  игрового материала.

     По  истечению 3 месяцев систематической  работы, повторная диагностика позволила  нам увидеть следующие результаты:

      Высокий уровень – 7

      Средний уровень – 13

      Низкий  уровень – 3

     Игры  использовались во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного  возраста; утренней гимнастике; физкультурных  занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.

     Игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию элементарных математических способностей.

     Важным  условием самостоятельной игровой  деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр. 

Выводы

     Проведенная работа по использованию дидактической игры показала:

     1. Разработанная система работы по математическому развитию детей с учетом возрастных особенностей способствовала повышению уровня математического развития детей.

     2. Элементарные знания по математике, определённые программными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом дальнейшего исследования.

     3. Обновление и качественное улучшение  системы математического развития  дошкольников позволяет педагогам  искать наиболее интересные формы  работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

     4. Дидактические игры дают большой  заряд положительных эмоций, помогают  детям закрепить и расширить  знания по математике.

 

Список  литературы 

     
  1. Валитова  И.Е. Психология развития ребёнка дошкольного  возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пос. - 2-е изд. - Мн.: Университетская, 1999.
  2. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1989.
  3. Ерофеева Т.И. и другие. "Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.
  4. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997.
  5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000.
  6. Корзун А. В. Веселая дидактика. www. trizminsk.ru
  7. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.
  8. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л.: 1990.
  9. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
  10. Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л.: 1990 г.
  11. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л.: 1990.
  12. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.
  13. Сидорчук Т. А., Яковлева Н. А. Творческие задания «Золотого ключика» Ульяновск, 2003.
  14. Тихоморова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. – СП, 2004.
  15. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.

Информация о работе Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников