Роль и место педагогики в системе научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей.

Содержание

1. Общее представление о педагогике как науке
2. Объект, предмет и функции педагогики
3. Образование как социальный феномен
4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
5. Связь педагогики с другими науками и ее структура

Работа состоит из  1 файл

Педагогика (2).docx

— 30.25 Кб (Скачать документ)

Образование как  социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое  обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными  знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными  ценностями, умениями, навыками, нормами  поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

4. ОБРАЗОВАНИЕ  КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ  АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ

 

Система понятий представленная во взаимосвязи их друг с другом есть не что иное, как одно развитое понятие, выражающее сущность предмета данной науки. Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет педагогический процесс. Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений Анализ понятия "педагогический процесс" поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличии от других родственных ему явлений.

Рассмотрение педагогического  процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который  позволяет увидеть в нем прежде всего систему – педагогическую систему (Ю.К. Бабанский).

Под педагогической системой нужно понимать множество  взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной  целью развития личности и функционирующих  в целостном педагогическом процессе.

Педагогический  процесс, таким образом, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогический процесс  осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические - формы, методы, приемы).

Взаимосвязи таких компонентов  системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его  средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для  возникновения любой педагогической системы (А. И. Мищенко).

Цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ является детерминантой (предпосылкой) возникновения педагогических систем.  

Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т. е. внешней по отношению к ней силы. Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от педагогической инструментовки которых зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах - педагогах и воспитанниках. 

Воспитание - это  специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для  реализации целей образования в  условиях педагогического процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством  организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического  процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых  фиксируются целесообразные и оптимальные  шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ меж предметных и внутри предметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Именно педагогическая задача является элементарной единицей педагогического  процесса, для решения которой  на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы, в свою очередь, может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которое неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники. Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

 

 

5. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ  С ДРУГИМИ НАУКАМИ

И ЕЕ СТРУКТУРА

 

Место педагогики в системе  наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В числе  первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые  и сегодня являются необходимым  условием развития педагогической теории и практики.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Процесс получения педагогического  знания подчиняется общим закономерностям  научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической  платформой осмысления педагогического  опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования  и обобщения опыта без их философского обоснования.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии.

Первоначально отношение  между педагогикой и психологией  представлялось многим очень простым. Если психология раскрывает "механизмы  души", то из нее можно напрямую вывести, как следует формировать  душу ребенка в соответствии с  целью образования. Это объясняется  тем, что педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию. Более того, самые выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами.

Связи педагогики с другими  науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых  является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с  науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

Отношения между педагогикой  и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к  выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой  сложную систему педагогических наук.

В ее структуру входят: общая педагогика, исследующая основные закономерности образования; возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания; коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи); частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов; история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи; отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в  педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия  образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.  

 


Информация о работе Роль и место педагогики в системе научного знания