Автор работы: a***************@inbox.ru, 27 Ноября 2011 в 00:43, статья
Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье -первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести.
СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью.
Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка
Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка.
СЕМЬЯ - основанная на
браке или кровном родстве
малая группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной моральной
ответственностью и взаимопомощью.
В браке и семье отношения,
обусловленные различием полов
и половой потребностью, проявляются
в форме нравственно-
Ребёнок неразрывно
связан с обществом, с другими
людьми. Эти связи, выступая в качестве
условий и обстановки его жизнедеятельности,
формируют его духовный мир, поведение.
Важнейшее место в этом процессе
принадлежит семье -первому коллективу,
который дает человеку представления
о жизненных целях и ценностях, о том, что
нужно знать и как надо себя вести. В ребёнок
получает первые практические навыки
применения этих представлений во взаимоотношениях
с другими людьми, усваивает нормы, которые
регулируют поведение в различных ситуациях
повседневного общения. Объяснения и получения
родителей, их пример, весь уклад в доме,
семейная атмосфера вырабатывают у детей
привычки поведения и критерии оценки
добра и зла, допустимого и порицаемого,
справедливого и несправедливого. Оптимальные
возможности для интенсивного общения
ребенка со взрослыми создает семья как
посредством его постоянного взаимодействия
с родителями, так и посредством тех связей,
которые они устанавливают с окружающими
(родственное, соседское, профессиональное,
дружеское общение и т.п.). Семья не однородная,
а дифференцированная социальная группа,
в ней представлены различные возрастные,
половые, профессиональные «подсистемы».
Наличие в семье сложного обогащающего
образца, каковым выступают родители,
значительно облегчает нормальное психическое
и нравственное развитие ребенка, позволяет
ему наиболее полно проявить и реализовать
свои эмоциональные и интеллектуальные
возможностиыразительность, которая не
имеет себе аналога и играет незаменимую
роль в формировании личности.
Стиль отношения
взрослых к ребенку влияет не только
на становление тенденции к
В дошкольном детстве
фактически складывается личность, самосознание
и мироощущение ребенка. Эти процессы
в первую очередь обусловлены
общим психическим развитием, формированием
новой системы психических
Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.
Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).
Доказано, что такие
дети во многом отстают от своих
сверстников как в физическом,
интеллектуальном, так и в эмоциональном
развитии: они позже начинают сидеть,
ходить, говорить, их игры бедны и
однообразны и часто
В нормальной обыденной
жизни ребенок окружен
Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей Предопределяющую роль в происхождении неврозов психической травматизации, обусловленной нарушенными семейными отношениями и неправильным воспитанием. Дети заболевают неврозами под влиянием неблагоприятных обстоятельств, к которым невозможно адаптироваться и которые невозможно перенести безболезненным образом. Подобно этому ребенок не может перенести разлуку с матерью и привыкнуть к яслям, конфликты в семье и блокаду эмоциональных потребностей, напряжение в результате чрезмерной стимуляции, интенсивных ограничений или непоследовательного отношения взрослых. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности означает на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не может преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей. Другими словами, он не настолько плох, насколько его делают таковыми отношения в семье и неблагоприятные особенности личности родителей.
Формирующийся, таким образом, внутренний, неразрешимый и невротизирующий ребенка конфликт имеет несколько тесно связанных друг с другом уровней:
-социально-психологический, мотивированный неудачами общения и затруднениями в достижении социально значимой позиции;
-психологический,
обусловленный
-психофизиологический как следствие невозможности отвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям взрослых.
При наличии неразрешимых
для детей переживаний следует
говорить о хронической
Положение осложняется
тем, что дети с неврозами не могут
из-за своего ограниченного и уже
психогенно деформированного жизненного
опыта, условий воспитания и отношений
в семье эмоционально отреагировать
на накапливающееся нервно-
При невротическом
заболевании происходит непродуктивная
затрата имеющихся психических
средств, ресурсов и возможностей, их
дальнейшее перенапряжение и болезненное
ослабление в целом. При этом нарастают
беспокойство и эмоциональная
В психологической
литературе выделены, и достаточно
глубоко проанализированы факторы,
оказывающие влияние на психическое
здоровье ребенка и, в частности,
на возникновение невротических
реакций. Большинство из этих факторов
носят социально-
Социально-культурный
характер факторов, оказывающих неблагоприятное
влияние на психическое здоровье,
обусловлен ускорением темпа современной
жизни, дефицитом времени, недостаточными
условиями для снятия эмоционального
напряжения и для расслабления. Следствием
этого являются чрезмерная загруженность
родителей, их невротизация, появление
множества личностных проблем в
сочетании с недостаточной
-неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
-занятость родителей;
-ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.
Помещение детей в раннем возрасти (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью – категория «МЫ»). В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3-х лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем .
К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, психологи относят прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений .
Проблеме супружеских и детско-родительских отношений уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции .
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.
Информация о работе Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка