Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка

Автор работы: a***************@inbox.ru, 27 Ноября 2011 в 00:43, статья

Описание

Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье -первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести.
СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью.

Работа состоит из  1 файл

Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка.docx

— 22.01 Кб (Скачать документ)

Роль и влияние  общения в семье на психическое  развитие ребенка

Роль и влияние  общения в семье на психическое  развитие ребёнка.

СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов  и половой потребностью, проявляются  в форме нравственно-психологических  отношений. Как социальное явление  семья претерпевает изменения в  связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной  самостоятельностью.

Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими  людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье -первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и получения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.). Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможностиыразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности.  
 

Стиль отношения  взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному  стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность  ребенка в положительном отношении  к себе взрослого или, наоборот, уверенность  именно в неактивной оценке его как  личности провоцирует подавленную  агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как  негативное, то попытки взрослого  побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним  из взрослых и ребенком порождает  неуверенность последнего в положительном  отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия .Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей .

В дошкольном детстве  фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены  общим психическим развитием, формированием  новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться  и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать  связи между общими понятиями  и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка  отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности – игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и  другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать  сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности  общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка  со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).

Доказано, что такие  дети во многом отстают от своих  сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном  развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и  однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они  являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

В нормальной обыденной  жизни ребенок окружен вниманием  и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов  для беспокойства. Однако и среди  детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент  психических заболеваний, в том  числе неврозов, появление которых  обусловлено не наследственными, а  социальными факторами, т.е. причины  заболевания лежат в сфере  человеческих взаимоотношений.

Неврозы у детей  не возникают, если родители вовремя  справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения  в семье, любят детей и добры  к ним, отзывчивы к их нуждам и  запросам, просты и непосредственны  в обращении, позволяют детям  выражать свои чувства и вовремя  стабилизируют возникающие у  них нервные напряжения, действуют  согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие  полу ориентации и увлечения детей Предопределяющую роль в происхождении неврозов психической травматизации, обусловленной нарушенными семейными отношениями и неправильным воспитанием. Дети заболевают неврозами под влиянием неблагоприятных обстоятельств, к которым невозможно адаптироваться и которые невозможно перенести безболезненным образом. Подобно этому ребенок не может перенести разлуку с матерью и привыкнуть к яслям, конфликты в семье и блокаду эмоциональных потребностей, напряжение в результате чрезмерной стимуляции, интенсивных ограничений или непоследовательного отношения взрослых. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности означает на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не может преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей. Другими словами, он не настолько плох, насколько его делают таковыми отношения в семье и неблагоприятные особенности личности родителей.

Формирующийся, таким  образом, внутренний, неразрешимый и  невротизирующий ребенка конфликт имеет несколько тесно связанных друг с другом уровней:

-социально-психологический, мотивированный неудачами общения и затруднениями в достижении социально значимой позиции;

-психологический,  обусловленный несовместимостью  с некоторыми сторонами отношения  родителей и угрозой потери  «я»; 

-психофизиологический как следствие невозможности отвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям взрослых.

При наличии неразрешимых для детей переживаний следует  говорить о хронической психотравмирующей  ситуации как источнике постоянного  психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические  травмы – эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной  ситуации, поскольку ребенок не может  справиться с ними, пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в области общения и неблагоприятным  стечением жизненных обстоятельств  в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего  жизненного опыта, иди состояния  хронического дистресса, как основном источнике патогенного (болезненного) напряжения при неврозах .

Положение осложняется  тем, что дети с неврозами не могут  из-за своего ограниченного и уже  психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений  в семье эмоционально отреагировать  на накапливающееся нервно-психическое  напряжение. Они вынуждены подавлять  его, что превышает предел адаптационных  возможностей и изменяет нервно-психическую  реактивность организма. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенность в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников.

При невротическом  заболевании происходит непродуктивная затрата имеющихся психических  средств, ресурсов и возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болезненное  ослабление в целом. При этом нарастают  беспокойство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижается выносливость и сопротивляемость организма.

В психологической  литературе выделены, и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое  здоровье ребенка и, в частности, на возникновение невротических  реакций. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное  влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной  жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность  родителей, их невротизация, появление  множества личностных проблем в  сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых:

-неудовлетворительные  жилищно-бытовые условия; 

-занятость родителей; 

-ранний выход  матери на работу и помещение  ребенка в ясли.

Помещение детей  в раннем возрасти (до 3-х лет) в  детское дошкольное учреждение или  привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим  событием, поскольку такие дети еще  не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности  к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью – категория «МЫ»). В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3-х лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем .

К социально-психологическим  факторам, влияющим на психическое  здоровье детей, психологи относят  прежде всего такие, как дисгармония  семейных отношений и дисгармония  семейного воспитания или нарушения  в сфере детско-родительских отношений .

Проблеме супружеских  и детско-родительских отношений  уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции .

Дошкольный возраст  характеризуется тесной эмоциональной  привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности  в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может  хорошо ориентироваться в тонкостях  межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения  собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Информация о работе Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка