Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:18, реферат
Осознание обществом того факта, что поступивший в школу ребенок далеко не всегда обладает тем уровнем развития познавательных психических процессов и личностных качеств, которые необходимы для успешного обучения, вызвало к жизни проблему готовности к школьному обучению, сначала в плане диагностики, а затем коррекции и специально организованной работы по психологической подготовке к школе.
Введение………………………………………………………………………..2
Роль игры в формировании психологической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………………3
Значение сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребёнка, её этапы и классификация игр……………………………………………………………..7
Библиографический список ……………………………………………….…18
Содержание.
Значение сюжетно-ролевой
игры в психическом развитии ребёнка,
её этапы и классификация игр……………
Библиографический
список ……………………………………………….…18
Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается в первую очередь как психологическая.
Осознание
обществом того факта, что
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается, прежде всего, в том, что у него уже к моменту поступления в школу должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику.
Психологическая готовность формируется в игре. Если ребёнок не освоил в достаточной степени различные виды игр, он не сможет хорошо и без напряжения учиться. В игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению.
В современной
ситуации развития детей эти
положения нередко утрачивают
свой первоначальный смысл и
своё значение в практике
Игра
начинает терять свою ценность
в глазах взрослых. В представлении
многих взрослых подготовка к
школе и игра – вещи
И во многих детских садах основное внимание уделяется занятиям, а не игре. Вместе с тем значительная часть детей приходят в школу неподготовленными. Они с самого начала обучения испытывают трудности, мешают учителю и другим детям и довольно скоро попадают в разряд «трудных», неуспевающих. Иными словами, если ребенок не играть, если уровень его игры низкий, то это скажется на готовности к школе.
Известно,
что, когда ребенок делает что-
В
сложившейся ситуации важно
Большой
вклад в дошкольную педагогику
и психологию внёс К.Д.
Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства.
Игра
создаёт «зону ближайшего
Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников (Гуткина Н.И., 2000).
Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не, только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорил он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде ...».
А.В. Запорожец, опираясь на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, высказал предположение о том, что игра является своеобразным материальным этапом в формировании психических процессов, позволяющим в доступной для ребенка наглядно-действенной форме воссоздать (смоделировать) образцы, эмоционально притягательные, но пока еще в силу возрастных особенностей для него недоступные.
Логические операции в старшем дошкольном возрасте ещё, как правило, не могут существовать вне игры, так как нуждаются в сильной эмоциональной «поддержке».
Это
нашло отражение в
Благодаря
игре поведение ребенка, его
внимание, память становятся
З.М. Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Исследование показало также, что специальное упражнение памяти гораздо эффективнее, если оно включено в игру.
З.В. Мануйленко,
подвергнув специальному
Игра – школа произвольного поведения. Важным аспектом развития произвольности поведения детей является формирование контрольной функции, которая отвечает за четкое и полное выполнение правила, следование образцу поведения.
Как
показано в исследовании Е.А.
Бугрименко, сюжетно-ролевая игра
способствует выделению и
Необходимо
также отметить важное
Большое значение имеет сюжетно-ролевая игра в «Школу». Каждый ребенок должен обязательно побыть и в роли ученика, и в роли учителя. Вторая роль даст ребенку возможность понять позицию настоящего учителя, что очень важно для успешного обучения в школе (Хозиев В.Б., 2002).
По
мнению В.Б. Хозиева,
По мнению В.С. Мухиной: «Игра заключает в себя правила, которые организуют волю ребенка, упражняют ум и развивают его как личность».
Всеобъемлющее значение игры для развития ребенка дошкольного возраста определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны развития личности ребенка в целом.
По
тонкому замечанию Г.П.
Несколько перефразируя Щедровицкого, Б.А. Зельцерман, Н.В. Рогалёва говорят, что игра – это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом для развития. И в этом плане она – педагогическое творение (Зельцерман Б.А., 1997).
В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. Авторы чаще называют такие игры развивающимися, а не традиционно-дидактическими. В них нет фиксированных правил, дети останавливаются перед необходимостью сделать выбор.
Для
более успешного формирования
психологической готовности
Таким
образом, проблема игры
Значение сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребёнка, её этапы и классификация игр
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое.
Важным является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский [11] был несомненно прав, когда на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения ролевой игры.
А.Н. Леонтьев в одной из наиболее ранних публикаций, посвященных дальнейшей разработке теории игры, выдвинутой Л.С. Выготским, предложил гипотетическое решение этого вопроса. По мысли А.Н. Леонтьева [43], суть дела заключается в том, что "предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят уже не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, но это также и предметы действия взрослых, с которыми ребенок еще не в состоянии фактически действовать, которые для него еще физически недоступны.
Таким образом, в основе трансформации игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает теперь перед ним как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития" [43стр.14]
"Для ребенка на этой
ступени его психического
Информация о работе Роль игры в формировании психологической готовности детей к обучению в школе