Роль игры в формировании психологической готовности детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:18, реферат

Описание

Осознание обществом того факта, что поступивший в школу ребенок далеко не всегда обладает тем уровнем развития познавательных психических процессов и личностных качеств, которые необходимы для успешного обучения, вызвало к жизни проблему готовности к школьному обучению, сначала в плане диагностики, а затем коррекции и специально организованной работы по психологической подготовке к школе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Роль игры в формировании психологической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………………3

Значение сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребёнка, её этапы и классификация игр……………………………………………………………..7

Библиографический список ……………………………………………….…18

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………..2

Роль  игры в формировании психологической  готовности детей к обучению в  школе………………………………………………………………………3

 

Значение сюжетно-ролевой  игры в психическом развитии ребёнка, её этапы и классификация игр……………………………………………………………..7

 

Библиографический список ……………………………………………….…18 

Введение.

 

Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается в первую очередь  как психологическая.

     Осознание  обществом того факта, что поступивший  в школу ребенок далеко не всегда обладает тем уровнем развития познавательных психических процессов и личностных качеств, которые необходимы для успешного обучения, вызвало к жизни проблему готовности к школьному обучению, сначала в плане диагностики, а затем коррекции и специально организованной работы по психологической подготовке к школе.

     Психологическая  готовность ребенка к школьному обучению заключается, прежде всего, в том, что у него уже к моменту поступления в школу должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику.

     Психологическая  готовность формируется в игре. Если ребёнок не освоил в достаточной степени различные виды игр, он не сможет хорошо и без напряжения учиться. В игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению.  

     В современной  ситуации развития детей эти  положения нередко утрачивают  свой первоначальный смысл и  своё значение в практике дошкольной педагогики. Между тем именно сейчас они приобретают особую актуальность. Поэтому целесообразно вернуться к ним, и по-новому взглянуть на эти традиционные представления.   

 

 

Роль  игры в формировании психологической

готовности детей к обучению в школе

 

     Игра  начинает терять свою ценность  в глазах взрослых. В представлении  многих взрослых подготовка к  школе и игра – вещи несовместимые.  Выходит, что игра – это  баловство, пустая трата времени.    

     И во многих детских садах основное внимание уделяется занятиям, а не игре. Вместе с тем значительная часть детей приходят в школу неподготовленными. Они с самого начала обучения испытывают трудности, мешают учителю и другим детям и довольно скоро попадают в разряд «трудных», неуспевающих. Иными словами, если ребенок не играть, если уровень его игры низкий, то это скажется на готовности к школе.

     Известно, что, когда ребенок делает что-то  под давлением, результат достигается  медленнее, учение еще до школы  может стать скучным и обременительным занятием. Если  встречается негативное отношение ребенка к учению, необходимо сначала соединить его с игрой (Михайленко Н.Я., 2001).

     В  сложившейся ситуации важно чтобы  каждый  ребенок, как воспитывающийся  в дошкольном образовательном  учреждении, так и в семье был подготовлен к обучению в школе. Взрослые, педагоги должны помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника».  

     Большой  вклад в дошкольную педагогику  и психологию внёс К.Д. Ушинский, который указывал на то, что  обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но, никогда не развлекающим. Мысли великого русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время.

     Изучение  развития детей показывает, что  в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства.

     Игра  создаёт «зону ближайшего развития  ребёнка». Л.С. Выготский писал:  «В игре ребёнок всегда выше  своего среднего возраста, выше  своего повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

     Если  уровень психического развития  ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников (Гуткина Н.И.,  2000).

     Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не, только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорил он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде ...».

    А.В. Запорожец, опираясь на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, высказал предположение о том, что игра является своеобразным материальным этапом в формировании психических процессов, позволяющим в доступной для ребенка наглядно-действенной форме воссоздать (смоделировать) образцы, эмоционально притягательные, но пока еще в силу возрастных особенностей для него недоступные.

     Логические  операции в старшем дошкольном  возрасте ещё, как правило,  не могут существовать вне  игры, так как нуждаются в сильной  эмоциональной «поддержке».

     Это  нашло отражение в экспериментах  Л.С. Славиной, где простейшие  примеры на сложение и вычитание  предъявлялись ребенку сначала  вне игровой ситуации, а затем  в игре. Вне игры дети неохотно  выполняли задания, всем свои  видом показывая, что они безразличны к этой деятельности.

     Благодаря  игре поведение ребенка, его  внимание, память становятся произвольными,  это показано в исследованиях  многих ученых.      

     З.М. Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Исследование показало также, что специальное упражнение памяти гораздо эффективнее, если оно включено в игру.

     З.В. Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

    Игра – школа произвольного поведения. Важным аспектом развития произвольности поведения детей является формирование контрольной функции, которая отвечает за четкое и полное выполнение правила, следование образцу поведения.

     Как  показано в исследовании Е.А.  Бугрименко, сюжетно-ролевая игра  способствует выделению и освоению  дошкольниками социальной функции контроля, т.е. раскрытию его смысловой стороны. Это осуществляется, в частности, за счет того, что правила контроля, составляют основное содержание игровых действий, вплетаются в систему ролевых взаимоотношений детей. В её исследованиях также было показано, что сюжетно-ролевая игра для детей 6-7 лет уже в большей степени утрачивает свое значение в выделении социальной стороны контроля.

     Необходимо  также отметить важное значение  игры для развития мотивационно-потребностной  сферы ребёнка. В сюжетно-ролевой  игре, подчеркивает Д.Б. Эльконин, в результате эмоционально-действенной ориентации ребёнка в смыслах человеческой деятельности возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности; возникает, и получает свое развитие новая психологическая форма мотивов.  

 

     Большое значение имеет сюжетно-ролевая игра в «Школу». Каждый ребенок должен обязательно побыть и в роли ученика, и в роли учителя. Вторая роль даст ребенку возможность понять позицию настоящего учителя, что очень важно для успешного обучения в школе (Хозиев В.Б., 2002).

     По  мнению В.Б. Хозиева, создаваемая  в игре предметная среда и развернутые в разных формах различные виды действий должны порождать у ребенка ощущение произвольности и свободного выбора, стремление к своему собственному (в том числе – групповому) разрешению той или иной проблемной ситуации. Именно личное участие, диалоговое сотрудничество и взаимодействие с участниками группы и «психологически эффективным» взрослым активность в оценивании и ответственность за выбранный путь делают игровую обстановку живой и изменчивой, а ориентировку детей подвижной и продуктивной. Самостоятельное открытие и цели свое и игры, и средств ее достижения делает для ребенка процедуру поиска естественной соответствующей грядущим задачам учебной деятельности

     По мнению В.С. Мухиной: «Игра заключает в себя правила, которые организуют волю ребенка, упражняют ум и развивают его как личность».

     Всеобъемлющее  значение игры для развития  ребенка дошкольного возраста определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны развития личности ребенка в целом.   

     По  тонкому замечанию Г.П. Щедровицкого, игра имеет ряд важных для  нас основных характеристик. «Игра есть:

  1. особое отношение ребёнка к окружающему его миру;
  2. особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;
  3. деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребёнка...».

     Несколько  перефразируя Щедровицкого, Б.А.  Зельцерман, Н.В. Рогалёва говорят, что игра – это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом для развития. И в этом плане она – педагогическое творение (Зельцерман Б.А.,  1997).

     В  последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. Авторы чаще называют такие игры развивающимися, а не традиционно-дидактическими. В них нет фиксированных правил, дети останавливаются перед необходимостью сделать выбор.

     Для  более успешного формирования  психологической готовности детей  к обучению в школе нами  разработан комплекс игр и упражнений, которые мы рекомендуем педагогам и родителям (см. приложение 1).   

     Таким  образом, проблема игры привлекает  к себе внимание многих исследователей. В психологической теории игры  особое внимание уделяется изучению роли игры в психическом развитии ребёнка. Анализ исследований различных ученых позволил сформировать вывод: игра является средством формирования психологической готовности детей к обучению в школе, развивая у них необходимые качества для школьной жизни. Игра – школа произвольного поведения.    

 

 

Значение  сюжетно-ролевой игры в психическом  развитии ребёнка, её этапы и классификация  игр

 

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка  принадлежит игре. Она является эффективным  средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое.

 

Важным является значение игры для развития мотивационно-потребностной  сферы ребенка. Л.С. Выготский [11] был  несомненно прав, когда на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения ролевой игры.

 

А.Н. Леонтьев в  одной из наиболее ранних публикаций, посвященных дальнейшей разработке теории игры, выдвинутой Л.С. Выготским, предложил гипотетическое решение этого вопроса. По мысли А.Н. Леонтьева [43], суть дела заключается в том, что "предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят уже не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, но это также и предметы действия взрослых, с которыми ребенок еще не в состоянии фактически действовать, которые для него еще физически недоступны.

 

Таким образом, в основе трансформации игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает теперь перед ним как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития" [43стр.14]

 

"Для ребенка на этой  ступени его психического развития, - продолжает А.Н. Леонтьев, - еще  не существует отвлеченной теоретической  деятельности, отвлеченного созерцательного  познания, и поэтому осознание  выступает у него, прежде всего, в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий его мир, - это ребенок, стремящийся действовать в этом мире.

Информация о работе Роль игры в формировании психологической готовности детей к обучению в школе