Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:07, курсовая работа
Задачи исследования
1. Определить исходные теоретические позиции исследуемого процесса;
2. Раскрыть сущность эстетического воспитания и его содержание;
3. Выявить использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся;
4. Обосновать и систематизировать формы и методы эстетического развития личности в системе воспитательной деятельности школы.
5. Формировать у учащихся эстетические представления, понятии и вкус
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Роль эстетического воспитания в развитии личности……………….6
1.1 Теоретико-психологические основы эстетического развития……………6
1.2 Сущность эстетического воспитания и его содержание………………….8
1.3 Формирование у школьников художественно-эстетических
потребностей……………………………………………………………………..9
Глава II. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся………………………………………………………12
2.1 Формирование эстетики поведения……………………………………......12
2.2. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов…………………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………….20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Роль эстетического воспитания в развитии личности……………….6
1.1 Теоретико-психологические основы эстетического развития……………6
1.2 Сущность эстетического воспитания и его содержание………………….8
1.3 Формирование у школьников художественно-эстетических
потребностей………………………………………………
Глава II. Использование
эстетического воспитания в целях формирования
нравственности учащихся………………………………………………………
2.1 Формирование
эстетики поведения……………………………………......
2.2. Формирование у учащихся
эстетических представлений, понятий
и вкусов………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
В работах отечественных философов искусствоведов, специалистов в области эстетического воспитания глубоко раскрыты места и функциональная роль различных видов искусства в развитии современного художественного образования учащихся эстетического развития личности. Так, профессор В. Разумный в своих работах отмечает, что именно в детском возрасте необходимо начинать воспитание правильного и вдумчивого понимания искусства, формирование грамотного ценителя прекрасного. В этом случае может быть достигнуто "богатство чувств, их развитость, утонченность". Автор акцентирует внимание на творчестве человеком "самого себя", подчеркивая тем самым глубинные связи нравственного и эстетического развития личности.
Наряду с этим среди психолого-педагогических исследований выполнен значительный объем работ по проблемам эстетического воспитания школьников. В процессе длительного периода исследования в области педагогики в основном ориентировались на разработку общих вопросов образовательно-воспитательной деятельности, которые имеют в том числе и проблемы эстетического воспитания.
В конце 1980-х и первой половины 1990-х годов
социальные перемены в стране, демократизация
общественной жизни и .деятельности социальных
институтов, сферы образования востребовали
новые методологические подходы в научных
исследованиях и педагогическом творчестве
в целом. Смысл этих инноваций определился
необходимостью ориентации науки и педагогической
практики на углубленное изучение доминантной
роли личности, особенностей ее интеллектуального,
нравственного, эстетического развития
в целостном образовательно-воспитательном
процессе. Отсюда и обусловлен выбор темы
нашего исследования: "Эстетическое
развитие личности как составной компонент
целостного учебно-
Объективная потребность возникает в раскрытии теоретико-методологических аспектов и технологии эстетического развития личности в целостном учебно-воспитательном процессе школы, что и составляет проблему данного исследования. Решение этой проблемы является целью данной работы.
Объект исследования - воспитательная система школы.
Предмет исследования - процесс эстетического
развития личности как сущностный компонент целостной
Задачи исследования
1. Определить
исходные теоретические
2. Раскрыть сущность эстетического воспитания и его содержание;
3. Выявить использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся;
4. Обосновать
и систематизировать формы и
методы эстетического развития
личности в системе
5. Формировать у учащихся эстетические представления, понятии и вкус
Гипотеза исследования состоит в том,
что эффективный результат в эстетическом
развитии личности может быть достигнут
при следующих условиях: интеграции эстетического
развития личности в качестве компонента
в целостную систему воспитательной деятельности
школы; в обеспечение функциональной взаимосвязи
эстетического воспитания и развития
личности с другими сторонами формирования
ее интеллектуальных и нравственных качеств,
гражданского самосознания; преодолении
известного противоречия в понимании
приоритетности задач школы между преподавателями
Методы исследования:
Практическое значение исследования заключается
в том, что оно способствует обеспечению
руководителей и педагогов общеобразовательных
Глава I.
Роль эстетического
воспитания в развитии
личности
Роль эстетического воспитания в развитии
личности, ее всестороннем формировании
трудно переоценить. Уже в древности пробивала
себе дорогу мысль об элементах эстетики
и красоты в жизни и деятельности человека.
Исключительно велико и многообразно
влияние искусства как важнейшего элемента
красоты и эстетического отношения к действительности
на человека. Оно прежде всего выполняет
большую познавательную функцию и тем
самым способствует развитию сознания
и чувств личности, ее взглядов и убеждений.
В.Г. Белинский отмечал, что в познании
окружающего мира имеются два пути: путь
научного познания и познание средствами
искусства. Он указывал, что ученый говорит
фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель,
художник – образами, картинами, но говорят
они об одном и том же. Экономист, вооружаясь
статистическими данными, доказывает,
что положение того или иного класса ухудшилось
или улучшилось вследствие таких-то и
таких-то причин. Поэт же показывает эти
изменения с помощью образного, художественного
изображения действительности, воздействуя
на фантазию и воображение читателей.
В этой связи Белинский подчеркивал, что
искусство способствует развитию сознания
и убеждений человека не меньше, чем наука.
Большую
роль играет искусство и эстетическое
воспитание в формировании нравственности.
Еще Аристотель писал, что музыка способна
оказывать влияние на эстетическую сторону
души, и поскольку она обладает таким свойством,
она должна быть включена в число предметов
воспитания молодежи. Отмечая эту сторону
воздействия искусства на личность, A.M.
Горький называл эстетику этикой будущего.
Многие наши воины
в годы Великой Отечественной войны, идя
в бой, несли в своих вещевых мешках полюбившиеся
им художественные произведения.
Искусство, в особенности
литература, является могучим средством
духовного возвышения человека. Чем больше
я читаю, писал A.M. Горький, тем больше книги
роднят меня с миром, тем ярче и значительнее
становится для меня жизнь. А.И. Герцен
отмечал, что без чтения нет и не может
быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней
шири понимания. Благодаря чтению человек
переживает века. Книги оказывают влияние
на глубинные сферы человеческой психики.
Недаром Э. Хэмингуэй сравнивал книгу
с айсбергом, большая часть которого находится
под водой. Искусство развивает эстетическую
культуру человека, учит его понимать
прекрасное и строить, как уже отмечалось,
жизнь по «законам красоты».
Однако влияние искусства
на воспитание человека в определяющей
мере зависит от его художественно-эстетического
развития. В восточных странах говорят:
«Нет красоты в песках пустыни, есть красота
в душе араба». Без знания законов художественного
отражения действительности, без понимания
языка и художественных средств искусство
не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств.
Оно приносит удовольствие и наслаждение
только человеку, который имеет соответствующую
подготовку и в достаточной степени эстетически
образован. Чтобы воспринимать красоту
оперного искусства, например, необходимо
знать его особенности, понимать язык
музыки и вокала, с помощью которых композитор
и певцы передают все оттенки жизни и чувств
и воздействуют на мысли и эмоции слушателей.
Восприятие поэзии и изобразительного
искусства также требует определенной
подготовки и соответствующего понимания.
Даже интересный рассказ не будет захватывать
читателя, если у него не выработана техника
выразительного чтения, если всю свою
энергию он будет затрачивать на составление
слов из произносимых звуков и не будет
испытывать их художественно-эстетического
влияния. Задача школы – обеспечить необходимую
эстетическую подготовку учащихся, ввести
их в большой мир искусства, сделать его
действенным средством познания окружающей
действительности, развития мышления
и нравственного совершенства
Понятие эстетическое воспитание органически
связано с термином эстетика, обозначающим
пауку о прекрасном. Само слово эстетика
происходит от греческого aisthesis, что в
переводе на русский язык означает ощущение,
чувство. Поэтому в общем плане эстетическое
воспитание обозначает процесс формирования
чувств в области прекрасного. Но в эстетике
это прекрасное связано с искусством,
с художественным отражением действительности
в сознании и чувствах человека, с его
способностью понимать прекрасное, следовать
ему в жизни и творить его. В этом смысле
сущность эстетического воспитания состоит
в организации разнообразной художественно-эстетической
деятельности учащихся, направленной
на формирование у них способностей полноценного
восприятия и правильного понимания прекрасного
в искусстве и жизни, на выработку эстетических
понятий, вкусов и идеалов, а также развитие
творческих задатков и дарований в области
искусства. Поскольку эстетическое воспитание
осуществляется с помощью искусства, его
содержание должно охватывать изучение
и приобщение учащихся к различным видам
и жанрам искусства – к литературе, музыке,
изобразительному искусству. Именно этой
цели служит включение в программу школьного
обучения русского языка и литературы,
изобразительного искусства и музыки.
Существенной стороной эстетического
воспитания является также познание прекрасного
в жизни, в природе, в нравственном облике
и поведении человека.
Важнейшим
элементом содержания эстетического воспитания
является развитие у учащихся художественных
восприятий. Эти восприятия должны охватывать
широкую сферу эстетических явлений. В
частности, необходимо научить школьников
воспринимать прекрасное в различных
видах искусства, природе, окружающей
жизни и поведении людей.
Существенным
компонентом эстетического воспитания
является овладение знаниями, связанными
с пониманием искусства и умением выражать
свои суждения (взгляды) по вопросам художественного
отражения действительности. С этим связано
формирование у учащихся представлений
и понятий о специфике отражения этой
действительности в различных видах и
жанрах искусства, выработка умения анализировать
содержание и нравственно-эстетическую
направленность искусства.
Большое место в содержании
эстетического воспитания занимает формирование
у учащихся художественного вкуса, связанного
с восприятием и переживанием прекрасного.
Нужно научить школьников чувствовать
красоту и гармонию подлинного произведения
искусства.
Важным
содержательным компонентом эстетического
воспитания является приобщение учащихся
к художественному творчеству, развитие
их склонностей и способностей к музыке,
изобразительному искусству и литературе.
Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том,
что у каждого ребенка есть разнообразные
потребности в художественном творчестве,
которые необходимо развивать и использовать
в целях воспитания.
Наконец, эстетическое воспитание должно
направляться на раскрытие и осмысление
гражданской основы искусства и способствовать
формированию у учащихся общественных
взглядов и убеждений, а также нравственности.
1.3
Формирование у
школьников художественно-
Эстетическое воспитание в школе начинается
с младших классов в процессе изучения
языка, доступных литературных произведений,
а также на уроках музыки, изобразительного
искусства, природоведения. Основное направление
этой работы состоит в практическом ознакомлении
учащихся с различными видами искусства,
приучении их к эстетическому восприятию
и простейшим эстетическим суждениям.
В решении указанной задачи большую роль
играет пример и художественная подготовка
самого учителя. Ему необходимо
владеть умением красиво писать, выразительно
и эмо-ционально читать стихи и рассказы,
иметь навыки музыкального и изобразительного
искусства. Подготовка учителя и его компетентность
в различных видах искусства не только
создают условия для переживания детьми
внутренних противоречий между имеющимся
и необходимым уровнем их эстетического
развития, но и возбуждают потребность
в приобщении к искусству.
Для
воспитания художественного восприятия
у младших школьников существенное значение
имеет использование приема сравнения
при изучении литературных произведений,
прослушивании музыки и рассматривании
картин и побуждение их к оценке этих произведений,
выражению собственного отношения к их
достоинствам и недостаткам. Постановка
простейших вопросов, направленных на
выяснение того, что детям нравится в том
или ином произведении, какая картина
или музыкальная мелодия лучше, обостряет
их восприятие и побуждает к оценочным
суждениям.
В воспитании эстетических восприятий
младших школьников необходимо широко
использовать заучивание стихов, песен,
демонстрацию репродукций картин.
Большое значение
имеет показ красоты родной природы, причудливо
сочетающей в себе уплывающую в синеву
даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную,
окаймленную кустами и деревьями гладь
озер, неповторимую гамму птичьего пения,
величавые массивы леса и т.д. Одним из
лучших воспитателей называл природу
К.Д. Ушинский. «А воля, а простор, природа...
а эти душистые овраги и колыхающиеся
поля, а розовая весна и золотая осень,
– писал он, – разве не были нашими воспитателями?
...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое
убеждение, что прекрасный ландшафт имеет
такое огромное воспитательное влияние
на развитие молодой души, с которым трудно
соперничать влиянию педагога...» Для ознакомления
учащихся с красотой родной природы проводятся
экологические экскурсии, организуются
наблюдения за сезонными изменениями
окружающего ландшафта, создаются гербарии
из местных растений, проводятся выставки
картин, посвященные животному миру, и
т.д. Вместе с тем
необходимо воспитывать активное отношение
к сохранению природы, организуя для этого
кружки «Друзья природы», «Зеленый патруль»,
акции «В защиту леса» и т.д. Все это показывает,
что эстетическое воспитание учащихся
должно занимать видное место в комплексе
учебных и внеклассных занятий в начальных
классах.
Воспитательная работа по развитию и укреплению
эстетических потребностей, стремления
к восприятию прекрасного продолжается
и в последующих классах, но, разумеется,
на более высоком уровне.
Информация о работе Роль эстетического воспитания в развитии личности