Роль эстетического воспитания в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание

Задачи исследования
1. Определить исходные теоретические позиции исследуемого процесса;
2. Раскрыть сущность эстетического воспитания и его содержание;
3. Выявить использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся;
4. Обосновать и систематизировать формы и методы эстетического развития личности в системе воспитательной деятельности школы.
5. Формировать у учащихся эстетические представления, понятии и вкус

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Роль эстетического воспитания в развитии личности……………….6
1.1 Теоретико-психологические основы эстетического развития……………6
1.2 Сущность эстетического воспитания и его содержание………………….8
1.3 Формирование у школьников художественно-эстетических
потребностей……………………………………………………………………..9
Глава II. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся………………………………………………………12
2.1 Формирование эстетики поведения……………………………………......12
2.2. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов…………………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 14.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Роль эстетического  воспитания в развитии личности……………….6

1.1 Теоретико-психологические основы эстетического развития……………6

1.2 Сущность эстетического воспитания и его содержание………………….8

1.3 Формирование у школьников художественно-эстетических

потребностей……………………………………………………………………..9

Глава II. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся………………………………………………………12

2.1 Формирование эстетики поведения……………………………………......12

2.2. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов…………………………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………15

Литература……………………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Введение

         В работах отечественных философов искусствоведов, специалистов в области эстетического воспитания глубоко раскрыты места и функциональная роль различных видов искусства в развитии современного художественного образования учащихся эстетического развития личности.              Так, профессор В. Разумный в своих работах отмечает, что именно в детском возрасте необходимо начинать воспитание правильного и вдумчивого понимания искусства, формирование грамотного ценителя прекрасного. В этом случае может быть достигнуто "богатство чувств, их развитость, утонченность". Автор акцентирует внимание на творчестве человеком "самого себя", подчеркивая тем самым глубинные связи нравственного и эстетического развития личности.

          Наряду с этим среди психолого-педагогических исследований выполнен значительный объем работ по проблемам эстетического воспитания школьников. В процессе длительного периода исследования в области педагогики в основном ориентировались на разработку общих вопросов образовательно-воспитательной деятельности, которые имеют в том числе и проблемы эстетического воспитания.

         В конце 1980-х и первой половины 1990-х годов социальные перемены в стране, демократизация общественной жизни и .деятельности социальных институтов, сферы образования востребовали новые методологические подходы в научных исследованиях и педагогическом творчестве в целом. Смысл этих инноваций определился необходимостью ориентации науки и педагогической практики на углубленное изучение доминантной роли личности, особенностей ее интеллектуального, нравственного, эстетического развития в целостном образовательно-воспитательном процессе. Отсюда и обусловлен выбор темы нашего исследования: "Эстетическое развитие личности как составной компонент целостного учебно-воспитательного процесса школы".

     Объективная потребность возникает в раскрытии теоретико-методологических аспектов и технологии эстетического развития личности в целостном учебно-воспитательном процессе школы, что и составляет проблему данного исследования. Решение этой проблемы является целью данной работы.

        Объект исследования - воспитательная система школы.

        Предмет исследования - процесс эстетического развития личности как сущностный компонент целостной воспитательной системы школы.

Задачи  исследования

1. Определить  исходные теоретические позиции  исследуемого процесса;

2. Раскрыть сущность эстетического воспитания и его содержание;

3. Выявить  использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся;

4. Обосновать  и систематизировать формы и  методы эстетического развития  личности в системе воспитательной деятельности школы.

5. Формировать у учащихся эстетические представления, понятии и вкус

         Гипотеза исследования состоит в том, что эффективный результат в эстетическом развитии личности может быть достигнут при следующих условиях: интеграции эстетического развития личности в качестве компонента в целостную систему воспитательной деятельности школы; в обеспечение функциональной взаимосвязи эстетического воспитания и развития личности с другими сторонами формирования ее интеллектуальных и нравственных качеств, гражданского самосознания; преодолении известного противоречия в понимании приоритетности задач школы между преподавателями общеобразовательных дисциплин и педагогами, ведущими предметы эстетического цикла; создании в школе атмосферы творческого отношения учителей и учащихся к реализации задач эстетического воспитания в целом, когда основой такого отношения и самой деятельности общешкольного коллектива станет система действенных стимулов, отражающих реальные интересы и потребности учащихся в этой области обучения, воспитания и развития.

Методы  исследования:

  • изучение и систематизация основных источников по проблеме; теоретический анализ реального школьного опыта по исследуемой теме, его обобщение и систематизация;
  • конструктивно-генетический метод;
  • культурологический подход к проблеме исследования;
  • опытно-экспериментальная работа по реализации программы школы, имеющей своей целью эстетическое развитие личности.

         Практическое значение исследования заключается в том, что оно способствует обеспечению руководителей и педагогов общеобразовательных школ программой эстетического развития личности, содействует содержательному дополнению, обновлению и развитию соответствующих разделов курса теории педагогики в педагогических учебных заведениях; углубляет теоретическую и эмпирическую основу подготовки будущих учителей к решению важнейших задач гуманизации школы, связанных с эстетическим развитием личности; материалы исследования могут быть также использованы в системе повышения квалификации учительских кадров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Роль эстетического  воспитания в развитии личности 

    1. Теоретико-психологические  основы эстетического развития

       Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека.         Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник – образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.  
          Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего.  
       Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в своих вещевых мешках полюбившиеся им художественные произведения.  
      Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал A.M. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хэмингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».  
      Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей.    Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. Задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства

    1. Сущность эстетического воспитания и его содержание

           Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим пауку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.  
          Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.  
        Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.  
       Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства.  
          Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.  
Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
 
 

1.3 Формирование у  школьников художественно-эстетических  потребностей

           Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя.      Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмо-ционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству.  
            Для воспитания художественного восприятия у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.  
В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин.  
         Большое значение имеет показ красоты родной природы, причудливо сочетающей в себе уплывающую в синеву даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную, окаймленную кустами и деревьями гладь озер, неповторимую гамму птичьего пения, величавые массивы леса и т.д. Одним из лучших воспитателей называл природу К.Д. Ушинский. «А воля, а простор, природа... а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, – писал он, – разве не были нашими воспитателями? ...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...» Для ознакомления учащихся с красотой родной природы проводятся экологические экскурсии, организуются наблюдения за сезонными изменениями окружающего ландшафта, создаются гербарии из местных растений, проводятся выставки картин, посвященные животному миру, и т.д.         Вместе с тем необходимо воспитывать активное отношение к сохранению природы, организуя для этого кружки «Друзья природы», «Зеленый патруль», акции «В защиту леса» и т.д. Все это показывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных занятий в начальных классах.  
Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремления к восприятию прекрасного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на более высоком уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль эстетического воспитания в развитии личности