Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:07, курсовая работа
Задачи исследования
1. Определить исходные теоретические позиции исследуемого процесса;
2. Раскрыть сущность эстетического воспитания и его содержание;
3. Выявить использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся;
4. Обосновать и систематизировать формы и методы эстетического развития личности в системе воспитательной деятельности школы.
5. Формировать у учащихся эстетические представления, понятии и вкус
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Роль эстетического воспитания в развитии личности……………….6
1.1 Теоретико-психологические основы эстетического развития……………6
1.2 Сущность эстетического воспитания и его содержание………………….8
1.3 Формирование у школьников художественно-эстетических
потребностей……………………………………………………………………..9
Глава II. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся………………………………………………………12
2.1 Формирование эстетики поведения……………………………………......12
2.2. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов…………………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………….20
Глава
II. Использование
эстетического воспитания
в целях формирования
нравственности учащихся
При изучении произведений искусства
важнейшее значение имеет раскрытие их
гражданской и нравственной направленности
и использование их в целях морального
формирования учащихся. Для этого необходимо
вырабатывать у учащихся понимание того,
что подлинное произведение искусства
всегда утверждает правду жизни, пафос
творческого созидания прекрасного, стимулирует
стремление людей к прогрессу, к осуществлению
идеалов добра, свободы и справедливости.
Любовь к Родине, борьба со всеми искажениями
в жизни общества, развитие духовной красоты
человека-творца – такова идейная направленность
произведений лучшей художественной классики.
2.1 Формирование эстетики поведения
Одновременно и в органическом единстве
с развитием эстетических потребностей,
понятий и вкусов необходимо обращать
серьезное внимание на эстетику поведения
учащихся. Эта работа проводится как в
системе урочных занятий, так и во внеурочное
время. На уроках отрабатывается культура
соблюдения тишины и порядка, бережное
отношение к книгам и тетрадям, школьной
мебели и учебному оборудованию, благожелательное
отношение и вежливость между учащимися.
Все это составляет важную область эстетики
их повседневного поведения.
Эстетика должна
пронизывать организацию труда и разнообразной
практической деятельности учащихся во
внеурочное время. Упоминавшийся выше
композитор Д.Б. Кабалевский отмечал, что
область прекрасного должна пронизывать
все проявления человеческой жизни, одухотворять
его труд и поведение. Привлекая школьников
к трудовой деятельности, необходимо заботиться
о разумной ее организации, раскрывать
ее плодотворное влияние на физические
силы и моральные чувства человека. Учащиеся
по заданию учителя сделали уборку и навели
чистоту в школьном дворе, привели в порядок
посадки декоративных кустов, выкрасили
забор. «Смотрите, как уютно и хорошо стало
возле нашей школы!» – говорит учитель,
и учащиеся любуются делом своих рук, переживая
радость и воодушевление от сделанного.
Школьники вырастили цветы, которые горят
яркими красками до глубокой осени под
окнами школы. Их руками создан и ухожен
учебно-опытный школьный участок, на который
можно засмотреться. Надо помочь ребятам
увидеть красоту своих усилий, что, как
правило, вдохновляет их к дальнейшему
улучшению своего труда.
Не меньшее значение
для воспитания эстетики поведения имеют
беседы с учащимися о нравственном этикете,
о культуре речи, о внешнем виде человека
и манере его поступков, ознакомление
их с современной модой в одежде, обуви
и прическе. Особенно важно предостерегать
учащихся от утрирования и искажения моды.
В этих целях хороший эффект дают встречи
с модельерами, работниками парикмахерских
и швейных ателье, артистами и другими
деятелями культуры. Эти встречи помогают
школьникам не только осмысливать проблемы
моды и поведения, но и учат их хорошим
манерам, предупреждают ультрамодные
увлечения, способствуют выработке этической
культуры.
2.2. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов
Это весьма сложная педагогическая задача.
Простейшие эстетические представления
и суждения, как уже отмечалось, формируются
в начальных классах. Однако основная
работа в этом направлении осуществляется
с учащимися-подростками и старшими школьниками,
обладающими для этого необходимыми способностями
к более глубокому пониманию искусства.
Очень важно в этих классах обогащать
учащихся представлениями о художественных
средствах передачи настроения человека,
которые используются в литературе, музыке
и изобразительном искусстве.
В связи с важностью эстетического
воспитания и развития у учащихся художественных
представлений, понятий и суждений большое
значение имеет работа по осмыслению ими
той связи, которая существует между различными
видами искусства в отображении жизненных
явлений. Вот почему на занятиях по литературе
необходимо использовать произведения
музыки и изобразительного искусства.
Так, при изучении повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» учитель может использовать
иллюстрации С. Герасимова и П. Соколова
к этому произведению. Изучение сказок
Салтыкова-Щедрина обычно сопровождается
рассмотрением иллюстраций художников
Н. Муратова и Кукрыниксов. Прослушивание
романса А. Варламова «Белеет парус одинокий»
организуется при изучении лирики М.Ю.
Лермонтова. Подобное синтетическое использование
искусства в процессе учебной работы помогает
уяснению специфики изобразительных средств
различных видов искусства и развитию
разностороннего и более глубокого эстетического
восприятия действительности.
Эстетическое воспитание
не может ограничиваться только учебной
работой по литературе, музыке и изобразительному
искусству. Эстетикой, приобщением к прекрасному
должны характеризоваться занятия и по
таким предметам, как математика, физика,
химия география и т.д. Эмоционально-выразительное
изложение материала учителем, красивые
записи на доске, побуждение учащихся
к логически стройным суждениям и ответам
на вопросы при проверке знаний также
имеют немаловажное значение для формирования
эстетической культуры. Уместно в этой
связи привести мысль Аристотеля: «Математика
выявляет порядок, симметрию, определенность,
а это важнейшие виды прекрасного». Такие
«виды прекрасного» необходимо осознавать
и раскрывать каждому учителю по своему
предмету.
Исключительно острой проблемой, слабо
решаемой в школьной практике, является
формирование у учащихся полноценных
художественных вкусов, умения отличать
подлинные высокохудожественные произведения
от примитивного ремесленничества, от
художественных поделок. Это особенно
относится к музыке и изобразительному
искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются
какофонией и бездумным модернизмом и
недооценивают классики, а иногда и форм
отечественного искусства. Трудности
школы здесь усугубляются тем, что средства
массовой информации, дискотеки и видеотеки
слишком широко популяризируют западную
музыку и кинофильмы в ущерб отечественному
искусству. Преодолеть эту трудность можно
только одним путем – широким использованием
классической литературы, лучших образцов
современной музыки и художественного
творчества.
Заключение
Кардинальные изменения во всех сферах жизни современного общества, техническое перевооружение производства, внедрение принципиально новых технологий поставили общее образование перед необходимостью воспитания личности, способной самостоятельно воспринимать и оценивать новую информацию, принимать решения, генерировать новые идеи. Это обусловливает актуальность проблемы формирования гармонично развитой творческой личности, обладающей таким важным качеством как продуктивное (творческое) мышление.
В осуществленном нами исследовании доказывается, что развитие творческих возможностей школьников, художественное образование в процессе обучения, воспитание будущего читателя, зрителя, обладающих необходимой культурой, - одна из главных задач школы и важный фактор эстетического развития юной личности.
В самой общей форме сущность эстетического воспитания состоит в формировании и развитии у ребенка образного, идейно-эмоционального восприятия и отношения к явлениям искусства и действительности, способности к творчеству, художественного вкуса, умений и навыков деятельности и поведения "по законам красоты" .
В основу совершенствования процесса воспитания школьников в целом, эстетического развития юной личности средствами искусства в частности, могут быть положены такие принципиальные выводы, получившие отражение в рассмотренных выше работах философов и педагогов: широкое использование разнообразных произведений искусства, как национального, так и мирового, в которых с наибольшей полнотой воплощены отечественные и общечеловеческие ценности; упрочение и развитие в школьниках через культуротворческую линию искусства таких аксиологически приоритетных человеческих качеств, как свобода, достоинство, осмысление красоты, стремление к созиданию культуры; формирование у школьников понимания того, что высшей степенью красоты является красота человека; стимулирование учащихся к созиданию красоты не только как внешнего явления, но и достояния внутреннего духовного мира человека; развитие у них умения воспринимать прекрасное и создавать его, овладевать гуманным стилем жизни.
В нашем исследовании доказывается, что
эстетическое восприятие, художественные
интересы и вкус обладают способностью
к развитию, их воспитание, возможно, осуществить
в целенаправленном
Специальные психологические и социологические исследования показывают, что большинство выпускников школы в массе своей либо остаются на дошкольном наивно - реалистическом уровне восприятия искусства, либо воспринимают художественные произведения неэмоционально и стандартно, не выходя на уровень сопереживания автору и осмысления его художественной позиции. Это является прямым следствием действия существующих школьных программ по предметам эстетического цикла. Они недостаточно учитывают различия в отношении учащихся к искусству на разных возрастных этапах, не обеспечивают подлинное и полноценное переживание искусства детьми определенного возраста.
Основываясь на трудах известных психологов, представленных в данной работе, в своем исследовании мы подчеркиваем, что самыми важными, неотложными и трудными задачами школы в области воспитания растущего человека являются формирование его духовного облика, развития у него действенных идеалов и ценностей, творческого отношения к жизни.
В исследовании установлено, что наиболее значительный сдвиг во внутреннем мире школьника под влиянием эстетического воспитания произойдет тогда, когда можно будет отчетливо определить, что у него сформировалась внутренняя потребность в значимых впечатлениях эстетического характера.
В психологическом аспекте - это уже в какой-то мере завершение процесса эстетического развития личности. Если впечатления эстетического характера стали стойкой потребностью ученика, поскольку они отвечают его запросам, возникающим при размышлениях о жизни, о себе, о своем будущем, то мы можем утверждать, что в его внутреннем мире эстетическое начало, сфера искусства заняли существенное место.
Осуществленный нами анализ сущности эстетического развития личности убеждает, что фактически - это уровень отношения человека к явлениям жизни, тот высший уровень, когда общая польза и истина трансформируется в глубоко личное, свободное, бескорыстное эстетическое наслаждение, а ложь - в столь же личное непреоборимое отвращение.
Самая квалифицированная научно-техническая
подготовка без соответствующего нравственно-эстетического
развития не может не привести к профессиональной
узости, прагматизму, нравственному
Важно осознать, что в школе необходимо воспитывать у учеников интерес и понимание всего богатства духовной культуры народа, всех сложных, присущих искусству аспектов познания жизни, а значит, и средств их выражения.
В соответствии с целью и задачами исследования,
в нем выделены следующие условия, обеспечивающие
эстетическое развитие личности в целостном учебно-
Литература
1. Аболина Т.Г., Миропльская Н.Е. Эстетическое воспитание в школе. Киев, 2006.
2. Араямов Г.В. Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла. М., АПН, 2008.
3. Бурова И.И. Проблемы эстетического развития школьника. М., 2000.
4. Гончаров И.В. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 2003.
5. Жукова А.С. Оранжевый лев: заметки об эстетическом воспитании в США. М., 2001.
6. Квятковский Е.В., Бурова И.И. Проблемы эстетического развития школьников. М., 2007.
7. Квятковский Е.В. Искусство в нравственном воспитании школьников // Советская педагогика. 2009. - №8.
8. Клейменова Н.С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средства эстетического и нравственного развития школьников // Начальная школа. 2010. - №8.
9. Кушаева М.П. Основы эстетического воспитания: пособие для учителей. М., 2006.
10. Лихачев Б.Т., Бурова И.И. Эстетическое воспитание школьников. М., 2004.
11. Мирецкая Н.В. Сопряжение: комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. М., 1999
12. Перов Ю.В. Эстетическое воспитание в сфере непосредственного общения. Л., 2003.
13. Перова Ю.В. Искусство в сфере общения: эстетическая культура человека. Л., 2000.
Информация о работе Роль эстетического воспитания в развитии личности