Роль эстетического воспитания в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание

Задачи исследования
1. Определить исходные теоретические позиции исследуемого процесса;
2. Раскрыть сущность эстетического воспитания и его содержание;
3. Выявить использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся;
4. Обосновать и систематизировать формы и методы эстетического развития личности в системе воспитательной деятельности школы.
5. Формировать у учащихся эстетические представления, понятии и вкус

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Роль эстетического воспитания в развитии личности……………….6
1.1 Теоретико-психологические основы эстетического развития……………6
1.2 Сущность эстетического воспитания и его содержание………………….8
1.3 Формирование у школьников художественно-эстетических
потребностей……………………………………………………………………..9
Глава II. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся………………………………………………………12
2.1 Формирование эстетики поведения……………………………………......12
2.2. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов…………………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 14.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

Глава II. Использование  эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся 

       При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к Родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца – такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики.  

2.1 Формирование эстетики  поведения

           Одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения.  
        Эстетика должна пронизывать организацию труда и разнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время. Упоминавшийся выше композитор Д.Б. Кабалевский отмечал, что область прекрасного должна пронизывать все проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности, необходимо заботиться о разумной ее организации, раскрывать ее плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека. Учащиеся по заданию учителя сделали уборку и навели чистоту в школьном дворе, привели в порядок посадки декоративных кустов, выкрасили забор. «Смотрите, как уютно и хорошо стало возле нашей школы!» – говорит учитель, и учащиеся любуются делом своих рук, переживая радость и воодушевление от сделанного. Школьники вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окнами школы. Их руками создан и ухожен учебно-опытный школьный участок, на который можно засмотреться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, вдохновляет их к дальнейшему улучшению своего труда.  
      Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предостерегать учащихся от утрирования и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, работниками парикмахерских и швейных ателье, артистами и другими деятелями культуры. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры. 
 

2.2. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов

          Это весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.  
Очень важно в этих классах обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве.  
      В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необходимо использовать произведения музыки и изобразительного искусства. Так, при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учитель может использовать иллюстрации С. Герасимова и П. Соколова к этому произведению. Изучение сказок Салтыкова-Щедрина обычно сопровождается рассмотрением иллюстраций художников Н. Муратова и Кукрыниксов. Прослушивание романса А. Варламова «Белеет парус одинокий» организуется при изучении лирики М.Ю. Лермонтова. Подобное синтетическое использование искусства в процессе учебной работы помогает уяснению специфики изобразительных средств различных видов искусства и развитию разностороннего и более глубокого эстетического восприятия действительности.  
       Эстетическое воспитание не может ограничиваться только учебной работой по литературе, музыке и изобразительному искусству. Эстетикой, приобщением к прекрасному должны характеризоваться занятия и по таким предметам, как математика, физика, химия география и т.д. Эмоционально-выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эстетической культуры. Уместно в этой связи привести мысль Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного». Такие «виды прекрасного» необходимо осознавать и раскрывать каждому учителю по своему предмету.  
Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, от художественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофонией и бездумным модернизмом и недооценивают классики, а иногда и форм отечественного искусства. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту трудность можно только одним путем – широким использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и художественного творчества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

            Кардинальные изменения во всех сферах жизни современного общества, техническое перевооружение производства, внедрение принципиально новых технологий поставили общее образование перед необходимостью воспитания личности, способной самостоятельно воспринимать и оценивать новую информацию, принимать решения, генерировать новые идеи. Это обусловливает актуальность проблемы формирования гармонично развитой творческой личности, обладающей таким важным качеством как продуктивное (творческое) мышление.

           В осуществленном нами исследовании доказывается, что развитие творческих возможностей школьников, художественное образование в процессе обучения, воспитание будущего читателя, зрителя, обладающих необходимой культурой, - одна из главных задач школы и важный фактор эстетического развития юной личности.

          В самой общей форме сущность эстетического воспитания состоит в формировании и развитии у ребенка образного, идейно-эмоционального восприятия и отношения к явлениям искусства и действительности, способности к творчеству, художественного вкуса, умений и навыков деятельности и поведения "по законам красоты" .

        В основу совершенствования процесса воспитания школьников в целом, эстетического развития юной личности средствами искусства в частности, могут быть положены такие принципиальные выводы, получившие отражение в рассмотренных выше работах философов и педагогов: широкое использование разнообразных произведений искусства, как национального, так и мирового, в которых с наибольшей полнотой воплощены отечественные и общечеловеческие ценности; упрочение и развитие в школьниках через культуротворческую линию искусства таких аксиологически приоритетных человеческих качеств, как свобода, достоинство, осмысление красоты, стремление к созиданию культуры; формирование у школьников понимания того, что высшей степенью красоты является красота человека; стимулирование учащихся к созиданию красоты не только как внешнего явления, но и достояния внутреннего духовного мира человека; развитие у них умения воспринимать прекрасное и создавать его, овладевать гуманным стилем жизни.

          В нашем исследовании доказывается, что эстетическое восприятие, художественные интересы и вкус обладают способностью к развитию, их воспитание, возможно, осуществить в целенаправленном педагогическом процессе.

           Специальные психологические и социологические исследования показывают, что большинство выпускников школы в массе своей либо остаются на дошкольном наивно - реалистическом уровне восприятия искусства, либо воспринимают художественные произведения неэмоционально и стандартно, не выходя на уровень сопереживания автору и осмысления его художественной позиции. Это является прямым следствием действия существующих школьных программ по предметам эстетического цикла. Они недостаточно учитывают различия в отношении учащихся к искусству на разных возрастных этапах, не обеспечивают подлинное и полноценное переживание искусства детьми определенного возраста.

           Основываясь на трудах известных психологов, представленных в данной работе, в своем исследовании мы подчеркиваем, что самыми важными, неотложными и трудными задачами школы в области воспитания растущего человека являются формирование его духовного облика, развития у него действенных идеалов и ценностей, творческого отношения к жизни.

          В исследовании установлено, что наиболее значительный сдвиг во внутреннем мире школьника под влиянием эстетического воспитания произойдет тогда, когда можно будет отчетливо определить, что у него сформировалась внутренняя потребность в значимых впечатлениях эстетического характера.

          В психологическом аспекте - это уже в какой-то мере завершение процесса эстетического развития личности. Если впечатления эстетического характера стали стойкой потребностью ученика, поскольку они отвечают его запросам, возникающим при размышлениях о жизни, о себе, о своем будущем, то мы можем утверждать, что в его внутреннем мире эстетическое начало, сфера искусства заняли существенное место.         

           Осуществленный нами анализ сущности эстетического развития личности убеждает, что фактически - это уровень отношения человека к явлениям жизни, тот высший уровень, когда общая польза и истина трансформируется в глубоко личное, свободное, бескорыстное эстетическое наслаждение, а ложь - в столь же личное непреоборимое отвращение.

           Самая квалифицированная научно-техническая подготовка без соответствующего нравственно-эстетического развития не может не привести к профессиональной узости, прагматизму, нравственному цинизму, идеологической неустойчивости и, даже в своей профессии, к бескрылой ординарности.

         Важно осознать, что в школе необходимо воспитывать у учеников интерес и понимание всего богатства духовной культуры народа, всех сложных, присущих искусству аспектов познания жизни, а значит, и средств их выражения.

        В соответствии с целью и задачами исследования, в нем выделены следующие условия, обеспечивающие эстетическое развитие личности в целостном учебно-воспитательном процессе школы: эстетическое развитие личности может обеспечить желаемый эффект, если оно будет органически вписано в качестве существенного компонента в целостную систему воспитательной деятельности школы; е если будет обеспечена естественная связь эстетического развития юной личности с другими сторонами ее полноценного формирования, в особенности с умственным и нравственным воспитанием; если будет преодолено известное противоречие в понимании приоритетности задач школы, имеющее место в реальной практике между преподавателями общеобразовательных дисциплин и педагогами, ведущими предметы эстетического цикла; если в школе будет создана атмосфера творческого отношения учителей и учащихся к задачам эстетического воспитания в целом, и основой такого отношения станет система соответствующих стимулов (побудителей) нравственно-педагогического значения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1. Аболина Т.Г., Миропльская Н.Е. Эстетическое воспитание в школе. Киев, 2006.

2. Араямов Г.В. Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла. М., АПН, 2008.

3. Бурова И.И. Проблемы эстетического развития школьника. М., 2000.

4. Гончаров И.В. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 2003.

5. Жукова А.С. Оранжевый лев: заметки об эстетическом воспитании в США. М., 2001.

6. Квятковский Е.В., Бурова И.И. Проблемы эстетического развития школьников. М., 2007.

7. Квятковский Е.В. Искусство в нравственном воспитании школьников // Советская педагогика. 2009. - №8.

8. Клейменова Н.С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средства эстетического и нравственного развития школьников // Начальная школа. 2010. - №8.

9. Кушаева М.П. Основы эстетического воспитания: пособие для учителей. М., 2006.

10. Лихачев Б.Т., Бурова И.И. Эстетическое воспитание школьников. М., 2004.

11. Мирецкая Н.В. Сопряжение: комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. М., 1999

12. Перов Ю.В. Эстетическое воспитание в сфере непосредственного общения. Л., 2003.

13. Перова Ю.В. Искусство в сфере общения: эстетическая культура человека. Л., 2000.

Информация о работе Роль эстетического воспитания в развитии личности