Роль познавательного интереса в учебном процессе подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:03, контрольная работа

Описание

Цель работы – рассмотреть роль познавательного интереса в учебном процессе подростка. В соответствие с указанной целью мы ставим следующие задачи:
1. дать характеристику подросткового возраста;
2. рассмотреть психологические предпосылки формирования познавательного интереса;
3. показать значение познавательного интереса в обучении подростков.

Содержание

Введение
3
1. Характеристика подросткового возраста
4
2. Психологические предпосылки формирования познавательного интереса
6
3. Значение познавательного интереса в обучении подростков
12
Заключение
16
Список использованных источников
18

Работа состоит из  1 файл

К-Р РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДРОСТКА.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

Наконец, познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчивым. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним  стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника. Он очень индивидуален и формируется под влиянием множества путей (не только в учении, но и в занятии любимым делом в свободное время; не только учебная книга, но и множество средств массовых коммуникаций; не только учитель, но и родители, товарищи, знатоки своего дела). Любое из этих (и не названных здесь) обстоятельств может иметь сильное и особое воздействие на познавательный интерес школьников [7, с. 144].

В комплексе данных о  познавательном интересе очень существенными  является и его осознанность. Осознание  мотива всегда сопряжено с более  сильными влияниями его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому управлять.

Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным  задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.

В свою очередь неосознанный интерес порождает всеястность  в выборе круга чтения, ТВ, занятий  в часы досуга, что мало содействует  укреплению доминирующих интересов  и определившихся склонностей школьника.

Итак, познавательный интерес  нужно признать одним из самых  значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как  на создание светлой и радостной  атмосферы обучения, так и интенсивность  протекания познавательной деятельности учащихся. Попытаемся разобраться в этом.

В познавательном интересе, как в своеобразной клетке развития, находит свое выражение ряд значительных для обучения и развития моментов.

1. В нем выражено  единство объективной и субъективной  сторон познавательной деятельности.

2. В нем наиболее  ощутимо проявляется закономерность  перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающегося  обучения.

3. Психологическая структура  самого феномена «интерес».

4. Под его влиянием  активизируется процесс познавательной деятельности, в целом, и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Активнее протекает восприятие, острее становятся наблюдения, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение [8, с. 172].

Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более  длительному, и более продуктивному  протеканию познавательной деятельности школьника.

 

3. Значение познавательного  интереса в обучении подростков

 

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный  фактор его построения.

Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И. Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.

Ушинский писал, что  учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.

Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому [9, с. 18].

Общая теория интереса, разрабатываемая  советскими психологами (Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материаллистический  подход к этой сложной проблеме. Понятие “интерес” не умозрительно. Оно отражает объективно существующие отношения личности которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека.

Истоки интереса лежат  в общественной жизни.

В интересе выражено единство объективного и субъективного.

Психология считает, что  посредством интереса устанавливаются  связи субъекта с объектом. Все, что  составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.

Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:

- обнажать в педагогическом  процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;

- возбуждать и постоянно  поддерживать у детей состояние  активной заинтересованности (а  не равнодушия) окружающими явлениями,  моральными, эстетическими, научными  ценностями;

- всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию.

Интересы – результат  формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему [10, с. 105].

Исследования советских психологов утверждают, что формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс.

Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область  – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Общеизвестно, что учить  приятней и радостней того, кто  хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.

Поэтому, проблема интереса в обучении стала и стоит по сей день.

Анализ психологической  структуры познавательного интереса привел советских психологов (С. Л. Рубенштейн, Л. А. Гордон, А. П. Леоньтьев) к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в слитом, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые [8, с. 177].

Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. «Сделать учебный предмет интересным, - писал А. Н. Леонтьев, - это, значит, сделать действительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели школьников». «Процесс формирования интересов, - отмечает Г. И. Щукина, - происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов».

За внешними проявлениями интересов школьников, учителю надо стремиться искать, находить более  глубокие отношения смысла учения, его мотивов, целей, эмоций и всех других побуждений данного ребенка.

Особое значение для  воспитания зрелых форм учебно-познавательных интересов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы  учебной деятельности, развертывание  форм самоконтроля и самооценки. Резервами  являются устойчивые интересы к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес школьников к использованию их в социально – значимых видах деятельности.

 

Заключение

 

Для психолога и педагога процесс исследования неотделим от процесса активного вторжения в практику работы школы. И наши исследования, с одной стороны, были направлены на изучение и обобщение тех ценностей, тех находок, которые обнаружены в передовом опыте учителей и школ, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы, ее руководства, в активную и целенаправленную деятельность по формированию познавательных интересов школьников, по созданию общей системы учебной и воспитательной работы школы, преследующей эту задачу.

В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые  были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных  сторонах обучения: в содержании, в  организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

В области обучения придавать  большое значение глубокой и вдумчивой  работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора  учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В области внеклассной работы программа рассчитывается на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов.

В школе важно создать  атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении:

- выдвигать наиболее  актуальные для освещения вопросы  перед учащимися через различные  формы;

- вводить еженедельные  обзоры об интересном в мире  и в жизни;

- готовить выступления  перед товарищами в классе;

- направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.

Четвертым направлением работы по формированию познавательного  интереса учащихся будет работа с  родителями учащихся.

 

Список использованных источников

 

 

  1. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. - М.: Просвещение, 1963. – 196 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. – 284 с.
  3. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. уч. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. - 528 с.
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение , 1983. – 122 с.
  5. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979. – 96 с.
  6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И.П. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 423 с.
  8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с.
  9. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников. // Математика в школе. - 1993. - №2. - С. 17 – 21.
  10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1990. – 152 с.

Информация о работе Роль познавательного интереса в учебном процессе подростка