Роль познавательного интереса в учебном процессе подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:03, контрольная работа

Описание

Цель работы – рассмотреть роль познавательного интереса в учебном процессе подростка. В соответствие с указанной целью мы ставим следующие задачи:
1. дать характеристику подросткового возраста;
2. рассмотреть психологические предпосылки формирования познавательного интереса;
3. показать значение познавательного интереса в обучении подростков.

Содержание

Введение
3
1. Характеристика подросткового возраста
4
2. Психологические предпосылки формирования познавательного интереса
6
3. Значение познавательного интереса в обучении подростков
12
Заключение
16
Список использованных источников
18

Работа состоит из  1 файл

К-Р РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДРОСТКА.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)


План

 

Введение

3

1. Характеристика подросткового  возраста

4

2. Психологические предпосылки  формирования познавательного интереса

6

3. Значение познавательного  интереса в обучении подростков

12

Заключение

16

Список использованных источников

18


 

Введение

 

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и  родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности  в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника  нельзя успешно учить, если он относится  к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

Рассматривая вопрос об интересе учащихся к изучению математике, надо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности подросткового возраста и какие интересы им присущи.

Цель работы – рассмотреть роль познавательного интереса в учебном процессе подростка. В соответствие с указанной целью мы ставим следующие задачи:

1. дать характеристику подросткового возраста;

2. рассмотреть психологические предпосылки формирования познавательного интереса;

3. показать значение познавательного интереса в обучении подростков.

 

1. Характеристика подросткового  возраста

 

Подростковый возраст  охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых  сложных и ответственных в  жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития - это особое положение  ребенка в системе принятых в  данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой  переход от зависимого детства к  самостоятельной и ответственной  взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью [1, с. 19].

Ведущая деятельность - эта  та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений  в психическом развитии ребенка  на каждом отдельном этапе. Если у  младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная  деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.

Многие особенности  поведения подростка связаны  не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими  в организме ребенка. Половое  созревание и неравномерное физиологическое  развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

- целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

- неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

- романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

- нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

- потребность в общении сменяется желанием уединиться [2, с. 221].

Наиболее бурные аффективные  реакции возникают при попытке  кого-либо из окружающих ущемить самолюбие  подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет.

В подростковый период возникает  ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и  кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

 

2. Психологические предпосылки  формирования познавательного интереса

 

Интерес выступает перед  нами как:

- избирательная направленность  психических процессов человека  на объекты и явления окружающего  мира;

- тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- мощный побудитель  активной личности, под влиянием  которого все психические процессы  протекают особенно интенсивно  и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

- особое избирательное  отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

В школе объектом познавательного  интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения.

В сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые  школьниками знания, но и процесс  овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать  необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника [3, с. 145].

Познавательный интерес сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно  занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы.

Познавательный интерес не всегда и не обязательно развивается  в склонности. Ценность его для  развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в  данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности.

Элементы познавательной направленности имеют место в любом интересе, потому, что, интересуясь предметом или явлением, человек, естественно, хочет ближе его узнать, ознакомиться с ним.

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

- активный поиск;

- догадка;

- исследовательский поиск;

- готовность к решению задачи.

Эмоциональные проявления, вложенные  в познавательный интерес:

- эмоции и удивления;

- чувство ожидания нового;

- чувство интеллектуальной радости;

- чувство успеха [4, с. 13].

Интеллектуальное, волевая и эмоциональная  стороны, познавательного интереса составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.

Важной особенностью познавательного  интереса является также и то, что  центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

Познавательный интерес – явление  многообразное, поэтому на процесс  обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

Познавательный интерес выступает  как ценнейший мотив учебной  деятельности.

Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, « жажда знаний « - всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.

Формирование этой черты личности необычайно благотворительно сказывается на всём развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия находит выход в отвечающей его интересу деятельности, которая благодаря сильным внутренним побуждениям повышает интенсивность всех психических процессов: мышление, воображение, память, воля, эмоции. В свою очередь, сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится более успешной, продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувства собственного достоинства школьника, неизмеримо повышает удельный вес его участия в коллективе сверстников и ценность его личности в глазах взрослых [5, с. 18].

Значит, каждый из этих видов интереса может стать и этапом его развития. В одной области знаний интерес  может существовать как эпизодический, в другой, возникнув как устойчивый, угаснуть, стать эпизодом или перейти в личностный интерес. Устойчивый интерес всегда является промежуточным, но важным для периода учения школьника.

У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь равный уровень своего развития и различный характер проявления, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

Элементарным уровнем познавательного  интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым  фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

Более высоким уровнем его является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто  невидимую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.

На этом уровне познавательный интерес  часто связан с решением задач  прикладного характера, в которых  школьника интересует не столько  принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще проникает не настолько в сознание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных стадиях. Эта стадия, как показали исследования, характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточно теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже оторвались к дедуктивному, самостоятельному подходу в учении.

Еще более высокий уровень интереса составляет интерес школьника к  причинно – следственным связям, к  выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает, сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. На этом уровне учебный процесс ощутимо продвигается у ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое опосредованное осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаружить глубокий интерес к познанию закономерностей [6, с. 211].

Интерес к учению может быть относительно устойчив, и связан с определенным кругом предметов, заданий. Относительная устойчивость познавательного интереса к определенной области предметов и явлений позволяет учителю опираться на имеющиеся расположения учеников, использовать их активность и постепенно укреплять и развивать его как мотив учения. Этот уровень устойчивости познавательного интереса характерен для большинства учащихся подростков, в которых мотив познавательного интереса как внутренний побудитель их учения еще не настолько силен, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции, идущей от средств учебного процесса. В этих случаях очень важно разглядеть тенденцию его устойчивости: преобладают ли у ученика внутренний побудитель интереса, или же он нуждается больше во внешних стимулах.

Информация о работе Роль познавательного интереса в учебном процессе подростка