Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 00:57, реферат
В данной работе при рассмотрении роли психолога педагогических знаний в социально-культурной деятельности даны понятия сущности и функций культурно-воспитательной деятельности среди детей и подростков, раскрываются ее психологические и педагогические основы.
Введение …………………………………………………………………...….. 3
1. Сущность и функции культурно-воспитательной деятельности.….......... 5
2. Психологические основы культурно-воспитательной деятельности …… 7
3. Педагогические основы культурно-воспитательной деятельности ..…… 9
Заключение ………………………………………………………………….. 11
Список используемой литературы ………………………………………… 13
Введение ………………………………………………………
2. Психологические основы культурно-воспитательной деятельности …… 7
3. Педагогические основы культурно-воспитательной деятельности ..…… 9
Заключение …………………………………………………
Список используемой
литературы ………………………………………… 13
Введение
Обучение на факультете «Социально–культурная деятельность» позволяет обрести знания по специализации "Педагогика социально-культурной деятельности" и получить навыки педагога-психолога при работе с детьми и подростками.
Культурно–
Ее базовыми понятиями являются: культура, досуг, воспитание, образование, просвещение и др.
Под культурой понимается социально–прогрессивная деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, то есть создание ценностей, норм, знаковых систем, освоение культурного наследия, направленное на духовное обогащение личности.
Досуг – часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т.п.) и расходуется на восстановление и развитие физических и духовных сил человека. В его структуру входят самообразование, приобщение к культуре, то есть чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научно–техническое любительское творчество, художественно–эстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.1
В данной работе при рассмотрении роли психолога педагогических знаний в социально-культурной деятельности даны понятия сущности и функций культурно-воспитательной деятельности среди детей и подростков, раскрываются ее психологические и педагогические основы.
1.
Сущность и функции
культурно-воспитательной
деятельности
Культурно-
Сущность культурно-воспитательной деятельности определяется ее функциональным назначением – это процесс формирования всесторонне развитой личности посредством приобщения детей и подростков к культуре и вовлечения в творческую деятельность и самодеятельность, то есть это деятельность по формированию личности средствами культуры в специфических условиях досуга.2
В
структуру культурно–
Культурно-
Культурно-
Культурно-
Под системой воспитания понимается формирование всесторонне развитой личности посредством различных социальных институтов.
Система
идей внешкольной работы включает обеспечение
целенаправленного воздействия
и взаимодействия детей и подростков
в свободное от учебы время, развитие
творческих способностей, удовлетворение
их разносторонних интересов и запросов
в области культуры, создание условий
для развития общественной активности
и самодеятельности, обеспечение условий
для отдыха детей и подростков. А всестороннее
развитие личности в современных условиях
предполагает формирование идейной направленности,
то есть формирование патриота, демократа
и гуманиста, соблюдающего законы природы
и общества. Социально–экономическая
направленность означает воспитание труженика,
творца, профессионально грамотного, ответственного
и делового человека. А духовное богатство
включает в себя нравственную чистоту
и эстетическое совершенство. Всестороннее
целостное развитие личности включает
в себя также и физическое совершенство.
2.
Психологические
основы культурно-
В период детства отрочества происходит бурный процесс формирования личности. В связи с этим психологу педагогических знаний необходимо усвоить психологические особенности этого возраста, без учета которых немыслимо эффективное воздействие на сознание и поведение ребенка, весь процесс формирования личности.
Личность – это динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Эта индивидуальность выражает собой неповторимый самобытный способ бытия конкретного человека.
Эффективность
процесса культурно-воспитательной деятельности
во многом зависит от учета социально-
В основе всякой деятельности, в том числе и культурно–воспитательной, лежат человеческие потребности. Культурно–воспитательная деятельность связана в основном с удовлетворением познавательных, творческих, нравственных, эстетических и других духовных потребностей. Характер этих потребностей определяется социальными условиями жизни и возрастными особенностями детей и подростков.
Велика роль в формировании личности ценностных установок на цель и смысл жизни, свободу, труд, на все человеческие отношения. В психологии различают три типа ценностей: созидательные, переживания, отношения. С связи с классовым расслоением общества произошли изменения в ценностных установках богатых и бедных. Это необходимо учитывать педагогу–психологу в своей деятельности.
Важную роль в культурно–воспитательной деятельности играют стимулы и мотивы – побуждения и объяснения этих побуждений. Внутренними стимулами наших поступков являются честь, совесть, достоинство. Психологи установили пять потенциалов поведения человека: выбор, обновление, признание, самовыражение, психологическая напряженность. У детей эти стимулы и мотивы опосредованы, так как они подражают во всем старшим. У подростков определяющей доминантой становится стремление к самоутверждению и самовыражению.3
Культурно–воспитательная деятельность является творческой деятельностью. Ее психологическую основу составляют: воображение – масштабное представление образов и оперирование ими; соответствие воображения природе, жизни, правде; наблюдательность; умение анализировать и комбинировать; задатки, способности, склонности – индивидуальные психологические особенности личности.
Способности являются продуктом развития, деятельности; врожденными являются задатки. Они неопределенны и становятся определенными в процессе деятельности.
Способности подразделяются на познавательные, коммуникативные, педагогические, психологические, творческие. Большую роль в культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками играют свойства ума и черты характера, такие как любознательность, самостоятельность, смелость мысли, воля, фантазия.
Для
развития творческих способностей детей
и подростков необходимо соблюдать
следующие условия: гуманизация
взаимоотношений педагога-
3.
Педагогические основы
культурно-воспитательной
деятельности
Вся история развития педагогической мысли представляет собой борьбу двух направлений: авторитарной и демократической педагогики. Преимущество того или иного направления всецело зависело от того строя, который формировался в недрах общества. Прогрессивное развитие общества в конечном итоге сказывается и на воспитании подрастающего поколения.
В
современных условиях демократизации
нашего общества вполне естественно
сказывается влияние
Сегодня идет поиск в педагогическом процессе, и большинство педагогов склоняются к системно-социальной концепции признания личности как центральной фигуры педагогического процесса.
Итак педагогические основы культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками – в теории воспитания и образования. Методологическую основу этого процесса составляет теория развития личности А.В. Занкова. При этом демократическая педагогика делает акцент на саморазвитии личности и ее самовоспитании. А под воспитанием понимается процесс целенаправленного воздействия и взаимодействия педагога-психолога и воспитанника.
В условиях культурно-досугового учреждения фактически осуществляется процесс самовоспитания, самосовершенствования личности. Воспитание выступает как процесс взаимодействия педагога-психолога с детьми и подростками на основе социально значимой самодеятельности и духовного общения. А образование есть процесс освоения знаний, умений и навыков.
Подростки
и дети приходят в учреждения культуры
добровольно и получают те знания,
которые их интересуют. Вся работа
строится на основе свободного выбора.
Просвещение есть система распространения
знаний. Детские учреждения культуры органически
входят в эту систему.
Информация о работе Роль психолого- педагогических знаний в моей будущей профессии