Роль психолого- педагогических знаний в моей будущей профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 00:57, реферат

Описание

В данной работе при рассмотрении роли психолога педагогических знаний в социально-культурной деятельности даны понятия сущности и функций культурно-воспитательной деятельности среди детей и подростков, раскрываются ее психологические и педагогические основы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...….. 3
1. Сущность и функции культурно-воспитательной деятельности.….......... 5
2. Психологические основы культурно-воспитательной деятельности …… 7
3. Педагогические основы культурно-воспитательной деятельности ..…… 9
Заключение ………………………………………………………………….. 11
Список используемой литературы ………………………………………… 13

Работа состоит из  1 файл

Реферат по педагогике.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Роль  психолога 
педагогических знаний 
в моей будущей профессии

Москва, 2007 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                       стр. 

Введение …………………………………………………………………...…..  3

  1. Сущность и функции культурно-воспитательной деятельности.…..........  5

2. Психологические основы культурно-воспитательной деятельности ……  7

3. Педагогические основы культурно-воспитательной деятельности ..……  9

Заключение ………………………………………………………………….. 11

Список используемой литературы ………………………………………… 13 

 

Введение 

       Обучение на факультете «Социально–культурная деятельность» позволяет обрести знания по специализации "Педагогика социально-культурной деятельности" и получить навыки педагога-психолога при работе с детьми и подростками.

       Культурно–воспитательной  деятельность с детьми и подростками является частью отраслевой педагогики. Ее теоретическая основа изучает закономерности формирования всесторонне развитой личности в специфических условиях досуга применительно к определенной группе населения с использованием культуры как средства педагогического воздействия. Опираясь на общую теорию воспитания, культурно–воспитательная деятельность решает задачи воспитания посредством приобщения детей и подростков к культуре и вовлечения их в деятельность по созданию культурных ценностей в коллективах технического и художественного творчества.

       Ее  базовыми понятиями являются: культура, досуг, воспитание, образование, просвещение  и др.

       Под культурой понимается социально–прогрессивная  деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, то есть создание ценностей, норм, знаковых систем, освоение культурного наследия, направленное на духовное обогащение личности.

       Досуг – часть внерабочего времени, которая остается после непреложных  занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т.п.) и расходуется на восстановление и развитие физических и духовных сил человека. В его структуру входят самообразование, приобщение к культуре, то есть чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научно–техническое любительское творчество, художественно–эстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.1

       В данной работе при рассмотрении роли психолога педагогических знаний в  социально-культурной деятельности даны понятия сущности и функций культурно-воспитательной деятельности среди детей и подростков, раскрываются ее психологические и педагогические основы.

 

1. Сущность и функции  культурно-воспитательной  деятельности 

       Культурно-воспитательная деятельность – это, прежде всего, социально-культурное явление. Личность формируется под влиянием общества и его культуры. Вместе с тем культурно-воспитательная деятельность можно рассматривать и как социально-педагогическое явление. Подрастающее поколение воспитывается в социуме под воздействием объективных и субъективных факторов, в том числе и под влиянием воспитательных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений и учреждений культуры.

       Сущность  культурно-воспитательной деятельности определяется ее функциональным назначением  – это процесс формирования всесторонне развитой личности посредством приобщения детей и подростков к культуре и вовлечения в творческую деятельность и самодеятельность, то есть это деятельность по формированию личности средствами культуры в специфических условиях досуга.2

       В структуру культурно–воспитательской  деятельности входит продуктивная и  репродуктивная деятельность. Центральное  место в учреждениях культуры занимает репродуктивная деятельность, то есть просвещение и исполнительская  деятельность. Однако, в последнее время в связи с реформой школы и демократизацией учреждений культуры и внешкольных учреждений расширяется сфера продуктивной творческой деятельности (художественные ремесла, авторская самодеятельность), творческое начало проникает во все направления культурно–воспитательной деятельности.

       Культурно-воспитательная деятельность включает также эмоционально-коммуникативную  деятельность, то есть общение детей  с использованием занимательных  форм, что обусловлено возрастными  особенностями детей.

       Культурно-воспитательная деятельность в учреждениях культуры и внешкольных учреждениях осуществляется на досуге и носит сугубо добровольный характер, в отличие от обязательных школьных занятий. В ней нет строгой регламентации. Программа подвижна и всецело определяется запросами и интересами самих детей и подростков. Ребята могут проявить свою инициативу и самодеятельность. Свободный выбор занятий делает эту деятельность подлинно демократичной и привлекательной для детей и подростков, они могут выбирать занятие по душе и снять психологическое напряжение, полученное в процессе учебных занятий в основной школе.

       Культурно-воспитательная деятельность выполняет следующие  социальные функции:

  • разносторонняя образовательная деятельность;
  • воспитательная функция;
  • культурно-творческая;
  • организация отдыха детей и подростков;
  • реабилитационная функция детей с ограниченными физическими и духовными возможностями.

       Под системой воспитания понимается формирование всесторонне развитой личности посредством  различных социальных институтов.

       Система идей внешкольной работы включает обеспечение  целенаправленного воздействия  и взаимодействия детей и подростков в свободное от учебы время, развитие творческих способностей, удовлетворение их разносторонних интересов и запросов в области культуры, создание условий для развития общественной активности и самодеятельности, обеспечение условий для отдыха детей и подростков. А всестороннее развитие личности в современных условиях предполагает формирование идейной направленности, то есть формирование патриота, демократа и гуманиста, соблюдающего законы природы и общества. Социально–экономическая направленность означает воспитание труженика, творца, профессионально грамотного, ответственного и делового человека. А духовное богатство включает в себя нравственную чистоту и эстетическое совершенство. Всестороннее целостное развитие личности включает в себя также и физическое совершенство. 

2. Психологические  основы культурно-воспитательной  деятельности 

    В период детства отрочества происходит бурный процесс формирования личности. В связи с этим психологу педагогических знаний необходимо усвоить психологические особенности этого возраста, без учета которых немыслимо эффективное воздействие на сознание и поведение ребенка, весь процесс формирования личности.

    Личность – это динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Эта индивидуальность выражает собой неповторимый самобытный способ бытия конкретного человека.

    Эффективность процесса культурно-воспитательной деятельности во многом зависит от учета социально-психологических  свойств личности. В структуру  личности входит, прежде всего, социально-психологическая  установка, то есть гуманное, доброе отношение к людям, ответственность и принципиальность, сочетаемая с лояльностью и терпимостью, вниманием к людям, честность, порядочность и совестливость, а также знания, умения, навыки и привычки. Они лежат в основе убеждений человека и связаны с интересами и памятью. В структуру личности входят индивидуальные особенности человека, то есть его эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля и, наконец, темперамент, который определяет стиль жизни.

    В основе всякой деятельности, в том числе и культурно–воспитательной, лежат человеческие потребности. Культурно–воспитательная деятельность связана в основном с удовлетворением познавательных, творческих, нравственных, эстетических и других духовных потребностей. Характер этих потребностей определяется социальными условиями жизни и возрастными особенностями детей и подростков.

    Велика  роль в формировании личности ценностных установок на цель и смысл жизни, свободу, труд, на все человеческие отношения. В психологии различают три типа ценностей: созидательные, переживания, отношения. С связи с классовым расслоением общества произошли изменения в ценностных установках богатых и бедных. Это необходимо учитывать педагогу–психологу в своей деятельности.

    Важную  роль в культурно–воспитательной деятельности играют стимулы и мотивы – побуждения и объяснения этих побуждений. Внутренними стимулами наших поступков являются честь, совесть, достоинство. Психологи установили пять потенциалов поведения человека: выбор, обновление, признание, самовыражение, психологическая напряженность. У детей эти стимулы и мотивы опосредованы, так как они подражают во всем старшим. У подростков определяющей доминантой становится стремление к самоутверждению и самовыражению.3

    Культурно–воспитательная деятельность является творческой деятельностью. Ее психологическую основу составляют: воображение – масштабное представление образов и оперирование ими; соответствие воображения природе, жизни, правде; наблюдательность; умение анализировать и комбинировать; задатки, способности, склонности – индивидуальные психологические особенности личности.

    Способности являются продуктом развития, деятельности; врожденными являются задатки. Они  неопределенны и становятся определенными  в процессе деятельности.

    Способности подразделяются на познавательные, коммуникативные, педагогические, психологические, творческие. Большую роль в культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками играют свойства ума и черты характера, такие как любознательность, самостоятельность, смелость мысли, воля, фантазия.

    Для развития творческих способностей детей  и подростков необходимо соблюдать  следующие условия: гуманизация  взаимоотношений педагога-психолога  с детьми и подростками, личностный подход, то есть учет интеллектуальной, эмоциональной, волевой и действенной сторон личности, дифференцированный подход к различным возрастным группам. 

3. Педагогические основы культурно-воспитательной деятельности 

    Вся история развития педагогической мысли  представляет собой борьбу двух направлений: авторитарной и демократической педагогики. Преимущество того или иного направления всецело зависело от того строя, который формировался в недрах общества. Прогрессивное развитие общества в конечном итоге сказывается и на воспитании подрастающего поколения.

    В современных условиях демократизации нашего общества вполне естественно  сказывается влияние демократической  педагогики. Когда Конституция объявила личность высшей ценностью, вполне оправданным  стал личностный и дифференцированный подход и учет принципа природосообразности, так как генетические задатки и способности играют не последнюю роль в формировании личности ребенка. При этом их можно менять, трансформировать, развивать или заглушать. Отсюда вытекает активный и деятельностный подход к педагогическому процессу, в котором объект и субъект активны, они взаимодействуют и влияют друг на друга. Также нельзя забывать о том, что педагог-психолог действует в открытой среде, в сфере культуры. Поэтому необходимо придерживаться принципа культуросообразности. Тем более что суть педагогического процесса, его конечная цель состоит в окультуривании личности, в приобщении ребенка к сокровищнице культуры и развитие на этой базе культуры личности.

    Сегодня идет поиск в педагогическом процессе, и большинство педагогов склоняются к системно-социальной концепции признания личности как центральной фигуры педагогического процесса.

    Итак  педагогические основы культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками  – в теории воспитания и образования. Методологическую основу этого процесса составляет теория развития личности А.В. Занкова. При этом демократическая педагогика делает акцент на саморазвитии личности и ее самовоспитании. А под воспитанием понимается процесс целенаправленного воздействия и взаимодействия педагога-психолога и воспитанника.

    В условиях культурно-досугового учреждения фактически осуществляется процесс  самовоспитания, самосовершенствования  личности. Воспитание выступает как  процесс взаимодействия педагога-психолога  с детьми и подростками на основе социально значимой самодеятельности и духовного общения. А образование есть процесс освоения знаний, умений и навыков.

    Подростки и дети приходят в учреждения культуры добровольно и получают те знания, которые их интересуют. Вся работа строится на основе свободного выбора. Просвещение есть система распространения знаний. Детские учреждения культуры органически входят в эту систему. 

Информация о работе Роль психолого- педагогических знаний в моей будущей профессии