Роль семьи и школы в формировании потребностей человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:54, реферат

Описание

Цель курсовой работы – понять каким образом и с помощью чего такие социальные институты как семья и школа, влияют на ребенка, формируют его потребности.
Для достижения этой цели, необходимо рассмотреть следующие задачи:
проанализировать современную семью, ее функции, стили воспитания, какое воздействие и как она оказывает на формирование сознания ребенка, его психологические особенности, потребности;
обратить внимание на школу, ее влияние на ребенка;
рассмотреть особенности подросткового периода, его влияние на дальнейшую жизнь.

Содержание

Введение 3
Основная часть 3-8
Современная семья, функции; 3-5
Школа и ее влияние на формирование личности ребенка; 5-6
Подросток в семье и школе. 6-8
Заключение 8-9
Литература 10

Работа состоит из  1 файл

Реферат по дисциплине Человек и его потребности на тему.docx

— 35.42 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Реферат по дисциплине Человек и его потребности   на тему:

«Роль семьи и школы  в формировании потребностей» 
 
 
 
 
 
 

                           Выполнила студентка  группы Тур-01

                  Спивакова Анастасия Александровна

                     Проверил  преподаватель: Биттер Н. В. 
                   
                   
                   
                   
                   

Барнаул 2011 

Содержание:

  1. Введение         3
  2. Основная часть         3-8
  1. Современная семья, функции;      3-5
  1. Школа и ее влияние на формирование личности ребенка;  5-6
  2. Подросток в семье и школе.       6-8
  1. Заключение         8-9
  1. Литература         10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение

    «Семья  – это первый скульптор, который  начинает лепить и физически и  духовно народившуюся личность.<…> Семья – одна из наиболее древних  социальных общностей. Непреходящая ценность ее обусловлена тем, что она связана с производством населения, воспитания детей, а также передачей им трудовых навыков, традиций, формированием индивидуального и социального сознания», - так характеризует Е.Г Замолоцких семью.

    Это определение, я считаю, точным и информативным. Так как то, что ребенок в  детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребенок находится в  течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, формируются потребности, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как индивид.

    И только совместная работа школы и  семьи формирует устойчивую, цельную  личность.

    Цель курсовой работы – понять каким образом и с помощью чего такие социальные институты как семья и школа, влияют на ребенка, формируют его потребности.

    Для достижения этой цели, необходимо рассмотреть  следующие задачи:

  • проанализировать современную семью, ее функции, стили воспитания, какое воздействие и как она оказывает на формирование сознания ребенка, его психологические особенности, потребности;
  • обратить внимание на школу, ее влияние на ребенка;
  • рассмотреть особенности подросткового периода, его влияние на дальнейшую жизнь.
  1. Основная работ
  1. Современная семья, функции. Стили воспитания, как они влияют на ребенка

Семья оказывает существенное влияние  на развитие личности ребенка. Это связано  со спецификой семейного воспитания.

«Современная  семья» - что же она из себя представляет?

Для начала, стоит рассмотреть, какие функции  выполняет такой социальный институт как семья.

Основные  функции современной семьи

  • Репродуктивная;
  • Воспитательная -  Социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества;
  • Хозяйственно-бытовая - Поддержание физического здоровья членов общества; уход за детьми;
  • Экономическая - Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудноспособных членов семьи; получение материальных средств одними членами семьи от других;
  • Сфера первичного социального контроля;
  • Сфера духовного общения - Развитие личности членов семьи; духовное взаимообогащение членов семьи;
  • Социально-статусная;
  • Досуговая - Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов;
  • Эмоциональная.

Функции семьи глубоко историчны, тесно  связаны с социально- экономическими условиями жизнедеятельности общества, процессом индивидуализации личности и формированием ее потребностей.

Родители  определенным образом реагируют  на поведение ребенка: одобряют, поощряют или наказывают его за нарушение  каких-то правил. Тем самым у ребенка  складываются первые знания о том, что  хорошо и что плохо, т.е. определенные нормы поведения.

Ребенок подражает родителям, сознательно  и несознательно ориентируется  на их пример. У малыша появляются содержательные представления о социальных ролях  и образцы поведения (выполняет  действие, говорит как мама, как  папа).

Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Относительно  процесса воспитания особенно важна  роль родителей – отца и матери. От того, каким образом они соответствуют  этой роли, во многом зависит воспитание ребенка, его личностное становление, потребность в самоутверждении  и многое другое, что только может  зависеть от воспитания, а не является врожденными качествами. От положения  ребенка в семье, от влияния на него членов семьи, во многом зависит  развитие и становление его личностных характеристик. На развитие младшего школьника  особое влияние оказывает семья, её авторитет часто непререкаем  и то, как поведет себя в том  или ином случае, тот или иной семьи зачастую является образцом поведения для ребенка. От семьи зависит, найдут ли возможность развиться положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности. Как показывают наблюдения, на семейную атмосферу влияют: педагогическая позиция родителей; отношение родителей к работе; взаимоотношения отца и матери; отношения между родителями и родственниками старшего поколения; отношения между родителем и ребенком, братьями и сестрами и методы воспитания.

  1. Школа и ее влияние на формирование личности ребенка

    Семья и школа выступают последними бастионами в великом и благородном  деле реальной защиты подрастающих поколений. Они выступают теми сферами жизнедеятельности  детей, подростков, молодежи, в которых  должна формироваться подлинная  человеческая культура и, в частности, культура межличностного общения, пронизанная  идеями любви к людям, их уважением. Задача обеспечения сотрудничества школы и семьи приобретает  глобальное значение. Эта задача приобретает  особую актуальность, если учесть, что  некоторые семьи полностью отстранились от воспитания детей, а другие, сохраняя за собой эту функцию, с заметной долей недоверия относятся к  школе.

    Процесс обучения в школе как в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности  для реализации учащимися активности в сферах познания, предметно-практической деятельности и спорта.

    Школа, как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов  ребят, создает возможности для  реализации или активизации в  сферах общения и игры, частично – в других сферах жизнедеятельности.

    Помогает  учащимся вырабатывать некоторые самые  необходимые социальные навыки –  навыки сотрудничества, терпимости, преодоления  трудных ситуаций. К чертам личности, которые формируются в процессе воспитания именно в стенах школы, можно  отнести:

    -ответственность  и чувство внутренней свободы,  чувство собственного достоинства  (самоуважение) и уважение к другим;

    -честность  и совестливость; готовность к  социально необходимому труду  и стремление к нему; критичность  и убежденность;

    -наличие  твердых, не подлежащих пересмотру  идеалов; доброта и строгость; 

    -инициативность  и дисциплинированность; желание  и (умение) понимать других людей  и требовательность к себе  и другим;

    -способность  размышлять, взвешивать и воля; готовность  действовать, смелость, готовность  идти на определенный риск и осторожность.

c) Подросток в семье и школе

    Важным  и самым, пожалуй, сложным этапом развития ребенка является подростковый период. В соответствии с современной  международной классификацией под  термином «подросток» понимается возраст  от 11 до 19 лет. В подростковом возрасте отношения с родителями переходят  на качественно новый этап. Специфика  взаимоотношений «семья—подросток»  обусловлена в первую очередь  задачами формирования и осознания  подростком своей идентичности, коренными  преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности  в автономии, уважении, самоопределении  и потребности в поддержке  и присоединении к семейному «мы».

    Потребность – нужда в чем-либо, возникающая  в результате расхождения между  существующими запросами и возможностями  их удовлетворить. Многие потребности  в период взросления возникают впервые  или изменяются. Предпосылками для  этого служат биологические и  когнитивные перемены. Так, например, потребность в сексуальном удовлетворении появляется только после развития соответствующих  биологических механизмов, а потребность  в самореализации и признании  в качестве взрослого – только вместе с определенными когнитивными, мотивационными и экономическими.

    Проанализируем  потребности подростка по иерархической  классификации потребностей А. Маслоу, согласно которой высшие потребности как ситуативно, так и генетически, возникают только после удовлетворения потребностей предшествующих уровней.

    Эта иерархия выглядит следующим образом:

    физиологические потребности

    потребность в безопасности

    потребность в любви и привязанности

    потребность в общественном статусе (уважении)

    потребность в самореализации и индивидуальном развитии

    Физиологические потребности. Среди них особо  выделяются стремления к физической и сексуальной активности, а также  к высокой оценке своего физического  развития. Они основаны на биологических  механизмах и индуцируются окружающей средой.

    Потребность в безопасности. Многочисленные биологические  и психологические изменения, последствия  которых с трудом поддаются оценке в юношеском возрасте, усиливают потребность в безопасности. Последнюю ищут не в семье, а скорее в группе ровесников, влияние которой порой сильнее, чем у группы взрослых в семье и за ее пределами. 

    Потребность в независимости. Наступление зрелости требования со стороны общества вызывают у молодых людей сильное стремление к независимости. Оно еще более  усиливаются благодаря росту  когнитивных способностей, и приходит в столкновении с родительскими  ограничениями и ожиданиями. На этом фоне возникает много семейных конфликтов. Стремление к независимости обусловливает  противодействие навязываемым мнениям, отрицание авторитетов, сомнение в  общественных нормах, правилах и обычаях

    Потребность в привязанности (любви). Отделение  от родительского дома,  стремление к независимости, а также новые  когнитивные способности часто  приводят к сильной изоляции молодых  людей, что повышает их потребность  в любви и привязанности. Этому  способствует половое созревание и  как следствие его – потребность  в сексуальной активности, а наряду с этим – в нежности и взаимопонимании. Чувство одиночества и непонятости окружающими широко распространено у подрастающего поколения.

    Потребность в успехе (мотивация достижения). У стремления к успеху могут быть разные истоки: желание проверить  новые когнитивные способности, добиться уважения и высокой социальной оценки. Попытка произвести впечатление на лиц другого пола и т.д. Существует точка зрения, что эта мотивация в значительной мере определяется опытом раннего детства. Она сильна в юности у тех, кто уже в дошкольном возрасте привык добиваться успеха, а во время дальнейшей учебы в школе не испытывал жестокого внешнего контроля, место которого заняло собственное стремление к высоким результатам. В юношеском возрасте мотивация достижения может существенно ослабнуть под влиянием референтной группы ровесников.

Информация о работе Роль семьи и школы в формировании потребностей человека