Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:54, реферат
Цель курсовой работы – понять каким образом и с помощью чего такие социальные институты как семья и школа, влияют на ребенка, формируют его потребности.
Для достижения этой цели, необходимо рассмотреть следующие задачи:
проанализировать современную семью, ее функции, стили воспитания, какое воздействие и как она оказывает на формирование сознания ребенка, его психологические особенности, потребности;
обратить внимание на школу, ее влияние на ребенка;
рассмотреть особенности подросткового периода, его влияние на дальнейшую жизнь.
Введение 3
Основная часть 3-8
Современная семья, функции; 3-5
Школа и ее влияние на формирование личности ребенка; 5-6
Подросток в семье и школе. 6-8
Заключение 8-9
Литература 10
Реферат по дисциплине Человек и его потребности на тему:
«Роль
семьи и школы
в формировании потребностей»
Выполнила студентка группы Тур-01
Спивакова Анастасия Александровна
Проверил
преподаватель: Биттер Н. В.
Барнаул
2011
Содержание:
«Семья – это первый скульптор, который начинает лепить и физически и духовно народившуюся личность.<…> Семья – одна из наиболее древних социальных общностей. Непреходящая ценность ее обусловлена тем, что она связана с производством населения, воспитания детей, а также передачей им трудовых навыков, традиций, формированием индивидуального и социального сознания», - так характеризует Е.Г Замолоцких семью.
Это определение, я считаю, точным и информативным. Так как то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, формируются потребности, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как индивид.
И только совместная работа школы и семьи формирует устойчивую, цельную личность.
Цель курсовой работы – понять каким образом и с помощью чего такие социальные институты как семья и школа, влияют на ребенка, формируют его потребности.
Для достижения этой цели, необходимо рассмотреть следующие задачи:
Семья оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка. Это связано со спецификой семейного воспитания.
«Современная семья» - что же она из себя представляет?
Для начала, стоит рассмотреть, какие функции выполняет такой социальный институт как семья.
Основные функции современной семьи
Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально- экономическими условиями жизнедеятельности общества, процессом индивидуализации личности и формированием ее потребностей.
Родители определенным образом реагируют на поведение ребенка: одобряют, поощряют или наказывают его за нарушение каких-то правил. Тем самым у ребенка складываются первые знания о том, что хорошо и что плохо, т.е. определенные нормы поведения.
Ребенок подражает родителям, сознательно и несознательно ориентируется на их пример. У малыша появляются содержательные представления о социальных ролях и образцы поведения (выполняет действие, говорит как мама, как папа).
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Относительно
процесса воспитания особенно важна
роль родителей – отца и матери.
От того, каким образом они
Семья
и школа выступают последними
бастионами в великом и благородном
деле реальной защиты подрастающих поколений.
Они выступают теми сферами жизнедеятельности
детей, подростков, молодежи, в которых
должна формироваться подлинная
человеческая культура и, в частности,
культура межличностного общения, пронизанная
идеями любви к людям, их уважением.
Задача обеспечения сотрудничества
школы и семьи приобретает
глобальное значение. Эта задача приобретает
особую актуальность, если учесть, что
некоторые семьи полностью
Процесс
обучения в школе как в образовательно-
Школа,
как социально-психологическая
Помогает учащимся вырабатывать некоторые самые необходимые социальные навыки – навыки сотрудничества, терпимости, преодоления трудных ситуаций. К чертам личности, которые формируются в процессе воспитания именно в стенах школы, можно отнести:
-ответственность
и чувство внутренней свободы,
чувство собственного
-честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность;
-наличие
твердых, не подлежащих
-инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;
-способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность.
c) Подросток в семье и школе
Важным
и самым, пожалуй, сложным этапом
развития ребенка является подростковый
период. В соответствии с современной
международной классификацией под
термином «подросток» понимается возраст
от 11 до 19 лет. В подростковом возрасте
отношения с родителями переходят
на качественно новый этап. Специфика
взаимоотношений «семья—
Потребность
– нужда в чем-либо, возникающая
в результате расхождения между
существующими запросами и
Проанализируем потребности подростка по иерархической классификации потребностей А. Маслоу, согласно которой высшие потребности как ситуативно, так и генетически, возникают только после удовлетворения потребностей предшествующих уровней.
Эта иерархия выглядит следующим образом:
физиологические потребности
потребность в безопасности
потребность в любви и привязанности
потребность в общественном статусе (уважении)
потребность в самореализации и индивидуальном развитии
Физиологические потребности. Среди них особо выделяются стремления к физической и сексуальной активности, а также к высокой оценке своего физического развития. Они основаны на биологических механизмах и индуцируются окружающей средой.
Потребность
в безопасности. Многочисленные биологические
и психологические изменения, последствия
которых с трудом поддаются оценке
в юношеском возрасте, усиливают потребность
в безопасности. Последнюю ищут не в семье,
а скорее в группе ровесников, влияние
которой порой сильнее, чем у группы взрослых
в семье и за ее пределами.
Потребность
в независимости. Наступление зрелости
требования со стороны общества вызывают
у молодых людей сильное
Потребность
в привязанности (любви). Отделение
от родительского дома, стремление
к независимости, а также новые
когнитивные способности часто
приводят к сильной изоляции молодых
людей, что повышает их потребность
в любви и привязанности. Этому
способствует половое созревание и
как следствие его –
Потребность в успехе (мотивация достижения). У стремления к успеху могут быть разные истоки: желание проверить новые когнитивные способности, добиться уважения и высокой социальной оценки. Попытка произвести впечатление на лиц другого пола и т.д. Существует точка зрения, что эта мотивация в значительной мере определяется опытом раннего детства. Она сильна в юности у тех, кто уже в дошкольном возрасте привык добиваться успеха, а во время дальнейшей учебы в школе не испытывал жестокого внешнего контроля, место которого заняло собственное стремление к высоким результатам. В юношеском возрасте мотивация достижения может существенно ослабнуть под влиянием референтной группы ровесников.
Информация о работе Роль семьи и школы в формировании потребностей человека