Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 23:25, курсовая работа
Целью данной работы является показать, на сколько важна роль семьи в воспитании ребенка и формировании личности.
Задачами данной работы являются:
определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка;
определить стили и типы семейного воспитания
рассмотреть эффективные методы воспитания
выявить ошибки семейного воспитания на современном этапе;
Введение
Глава 1 Воспитание как важнейшая функция семьи
Сущность воспитания и его значение.
Основные задачи семьи в воспитании детей.
Стили и типы семейного воспитания
Глава 2 Современное воспитание в развитии ребенка
2.1 Выбор методов воспитания
2.2 Правила и ошибки семейного воспитания
Заключение
Список литературы
Страница |
Содержание
Введение
Глава 1 Воспитание как важнейшая функция семьи
Основные задачи семьи в воспитании детей.
Глава 2 Современное воспитание в развитии ребенка
2.1 Выбор методов воспитания
2.2 Правила и ошибки семейного воспитания
Заключение
Список литературы
Введение
Большинство людей осознает важность семьи в обществе, ее роль в развитии подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких. Проблемы семейного воспитания всегда будет актуальны, поскольку имеют огромное значение и в образовании, и становлении любого человека. Я бы сказала, что это является основой, тем фундаментом на котором строится вся жизнь. И от того насколько добротен, и тверд этот фундамент зависит дальнейшая судьба человека.
Над проблемой семейного воспитания работали многие ученые: Азаров Ю. П., Байков Ф. Я., Васильева Э. В., Гуров В. Н., Каган Е.В., Куликова Т. А., Лесгафт П.Ф., Харчев А. Г. ,Шеляг Т. В. и другие. Актуальна проблема семьи и для государства, общества и школы. На государственном уровне для помощи семье создаются различные программы для поддержке семьи, материнства и детства. Говоря о помощи общества, можно привести в пример различные социальные организации и общественные объединения, такие как служба социальной защиты, служба психологической помощи, муниципальные центры работы с детьми и так далее.
Более того влияние родителей
на развитие ребенка очень велико.
Дети, растущие в атмосфере любви
и понимания, имеют меньше проблем,
связанных со здоровьем, трудностей
с обучением в школе, общением
со сверстниками, и наоборот, как
правило, нарушение детско-родительских
отношений ведет к формированию
различных психологических
В данной работе рассмотрены такие темы как сущность и значение семейного воспитания, его стили и типы. А так же роль современного воспитания в развитии ребенка, как выбрать правильный метод воспитания, более того будут рассмотрены ошибки которых не следует допускать при воспитании.
Целью данной работы является показать, на сколько важна роль семьи в воспитании ребенка и формировании личности.
Задачами данной работы являются:
Глава 1 Воспитание как важнейшая функция семьи
Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. По сути, это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
В процессе воспитания каждый родитель должен стремиться развить в своем ребенке ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих. Вот тогда это будет личность. Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
В последнее время с
семьей происходят радикальные изменения,
отражающие общецивилизационные тенденции
и преобразования в обществе. Исследователи
говорят о формировании нового типа
направленности личности, характеризующегося
ориентацией на такие ценности, как
материальная обеспеченность, предприимчивость,
собственность, независимость, личный
успех (Н.М. Лебедева, М.С. Яницкий и
др.), о «введении» в современную
семью принципа автономии личности
(О.М. Здравомыслова), о том, что супруги
всё более стремятся к
С другой стороны, общество
само ставит перед людьми задачи личностного
развития, самоактуализации, профессионального
и карьерного роста, таким образом
происходит «отстранение» родителей
от ребенка. Подобные изменения в
системе ценностно-смысловых
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Как говорил Я. Коменский «только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни».
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
И вместе с тем никакой другой
социальный институт не может потенциально
нанести столько вреда в
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Поскольку «воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира» - Макаренко А. С.
Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Воспитание - очень легкое дело, воспитание - счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания, считал А. Макаренко. [3, 359]
Главное в воспитании маленького человека
– достижение душевного единения,
нравственной связи родителей с
ребенком. Родителям ни в коем случае
не стоит пускать процесс
Именно в семье ребенок
«Семейное воспитание — дело величайшей важности», — писал А.И.Герцен (1812-1870). При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания».
Одним из важнейших условий воспитания детей Герцен считал установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу. Он полагал, что со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства — в любовь к людям, к Родине. [4, 102-120 ]
Таким образом, как утверждал Адлер Ф. «семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.»
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.
И первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.[5, 158] Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.[6, 25-31] Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть». [7, 38]
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.[8, 68-70]
1.2 Стили и типы семейного воспитания.
А.С. Макаренко развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: невоспитанные дети – это горе и слезы для семьи, и для страны в целом [9, 92]
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. В основе концепции воспитательной деятельности мы полагаем видение результата воспитания.[10,55] Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались того, чтобы их ребенок рос черствым и грубым. Безусловно, они все в силу своих возможностей занимаемся воспитанием, но не всегда получается так, как им хотелось бы. Часто родители слишком торопятся укорять своих воспитанников в неблагодарности, а у них эти слова вызывают лишь агрессию. Но необходимо понимать цели воспитания, и приемы воспитания, и учесть то, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.[11]
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это-гарантия неудачного формирования личности.
Опека в семье - система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении у ребенка. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, которые не в состоянии делать что – то для других, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Таким образом, дети делают то, что хотят. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.