Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 23:25, курсовая работа
Целью данной работы является показать, на сколько важна роль семьи в воспитании ребенка и формировании личности.
Задачами данной работы являются:
определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка;
определить стили и типы семейного воспитания
рассмотреть эффективные методы воспитания
выявить ошибки семейного воспитания на современном этапе;
Введение
Глава 1 Воспитание как важнейшая функция семьи
Сущность воспитания и его значение.
Основные задачи семьи в воспитании детей.
Стили и типы семейного воспитания
Глава 2 Современное воспитание в развитии ребенка
2.1 Выбор методов воспитания
2.2 Правила и ошибки семейного воспитания
Заключение
Список литературы
Сотрудничество как тип
взаимоотношений в семье
Существует 3 стиля семейного воспитания – авторитарный, демократический и попустительский.
При авторитарном стиле желание родителя – закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.[13]
Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.
При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.[14]
Таким образом, в процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.
Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки. Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Для воспитания адекватного
представления нужна гибкая система
наказания и похвалы ребенка.
Исключается восхищение и похвала
при нем. Редко дарятся подарки
за поступки. Не используются крайние
жесткие наказания. В семьях, где
растут дети с высокой, но не завышенной
самооценкой, внимание к личности ребенка
сочетается с достаточной
Личностной особенностью
ребенка может стать
Второй вариант –
Третий вариант – «уход
от реальности». Наблюдается в тех
случаях, когда у детей
Глава 2 Современное воспитание в развитии ребенка
2.1 Выбор методов воспитания
Не только сам ребенок, но и семья как социальная единица в своем развитии проходит через какие-то трудности, иногда переживая и серьезные кризисные моменты. В некоторых случаях трудности, наблюдаемые в развитии ребенка, являются отражением проблем семьи, признаком нарушения нормальных семейных отношений. И чтобы помочь ребенку, надо прежде всего помочь его семье. Современная семья во многом отличается от семьи прошлого. Много сегодня говорится о ее шаткости, ранимости, кризисном положении. Слишком часто сегодняшние семьи распадаются, а среди тех, которые все-таки сохраняются, многие переживают внутренние коллизии и конфликты. Конечно, влияние семейных коллизий, распада семей на ребенка может быть очень сильным, особенно в том случае, если родители не смогут уберечь ребенка от ссор и взаимных обид. Но, несмотря на потери и кризисные ситуации, которые приходится, переживать и преодолевать семье, приспосабливаясь к новым общественным условиям, значение ее не исчезает, а скорее даже возрастает. Потому, что семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. [15, 5]
В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое». [16, 320]
Метод воспитания (от
греческого «методос» — путь)
— это способ реализации целей
воспитания. Методы воспитания являются
главными средствами, обеспечивающими
успешность решения задач
Нет методов хороших или
плохих, не возможно однозначно определить
тот или иной путь воспитания будет
эффективным или неэффективным.
На практике всегда стоит задача не
просто применить одни из методов, а
выбрать наилучший –
Немаловажную роль при
выборе методов воспитания имеет
стиль родительского поведения,
который может быть авторитарным,
попустительским и
Метод беседы или убеждения. Данный метод можно применять в воспитании детей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы родитель объясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения малыша. Тон речи родителя при разговоре должен быть спокойным, уверенным твердым. Даже годовалые малыши, которые не могут ответить, внимательно слушают родителя, реагируя на интонацию.
Метод положительного подкрепления. Подкрепление - это определенные действия родителей, следующие за его действием или поступком. Подкрепление может быть негативным или позитивным (положительным). К отрицательному подкреплению мы относим строгие замечания, наказание, к положительному - похвалу, благодарность, положительное действие со стороны родителя (дать конфету, включить мультики, дать новую игрушку). Метод положительного подкрепления заключается в выражении ребенку позитивных эмоций, вызванных его поступком. Если малыш сделал что-то нужное и хорошее, его всегда надо похвалить, выразить свою признательность, это может быть улыбка, поцелуй, объятия, приятные слова «Ты умница, молодец, правильно делаешь» или другое действие, которые вызывает у малыша приятные ощущения и положительные эмоции.
Метод отрицательного подкрепления основан на выражении ребенку негативного отношения к его действиям. Это может быть укор («Ты сделал очень плохо, ты расстроил этим родителей»), замечание («Это плохой поступок, хорошие дети так не делают»), наказание. Наказание может быть разным. Одним из видов эффективного наказания является тайм-аут, когда малыша оставляют в одиночестве на некоторое время, запрещая что-либо делать и не общаясь с ним. В семьях, где широко применяется наказание тайм-аут, как правило, есть специально отведенное место, где малыша оставляют на некоторое время, это может быть стул, скамеечка, угол, попадая в это место, ребенок понимает, что он сделал плохой поступок и наказан за это. Наказанием также может быть штраф. За плохой поступок можно забирать одну из игрушек малыша, можно запретить просмотр мультиков или фильмов, сократить время игр. Не надо в качестве штрафа использовать действия, которые ребенок должен выполнять с удовольствием. Например, заставлять его читать или писать, убирать комнату, мыть посуду. Это приведет к тому, что ребенок будет воспринимать эти действия, как крайне неприятные и будет избегать выполнения этих процессов. Штрафом может быть лишение сладкого или других вкусностей (но не еды).
Метод дрессировки, может и звучит это немного грубо, но именно так называется метод положительного и отрицательного подкрепления. Основа метода: за хорошие поступки - положительное подкрепление, за плохие поступки - отрицательное. Иногда этот метод также называют «метод кнута и пряника» или «метод наград и наказаний». Основной принцип всех этих методов идентичен, однако ест ряд отличий, например метод дрессировки, подразумевает положительное подкрепление, а метод награды подразумевает награждение. Например, ребенок помыл посуду, похвала сразу же после процесса - это подкрепление, а обещание сходить с ним на выходных в парк - награда.
Метод «1-2-3». Эффективный метод воспитания в тех ситуация, когда надо немедленно прекратить плохое поведение ребенка. Заключается метод в том, что родитель делает замечание ребенку по поводу его поведения и начинает считать до трех, если по окончанию счета ребенок не прекращает плохо себя вести, следует наказание. Применяется метод с детьми старше двух лет. Считая до трех, и делая промежутки между цифрами по несколько секунд (4-6 сек.), родитель дает ребенку шанс одуматься, изменить свое поведение и выйти из ситуации без наказания. Если малыш не реагирует на замечания взрослого и продолжает хулиганить после счета «3», надо привести в исполнение наказание. Применяя это метод, родителям надо сохранять спокойствие и не терять уверенности в себе, счет должен быть четким, голос уверенным, если малыш поймет, что родитель «на взводе», то может продолжать свои действия, в надежде, что ему удастся добиться своего.
Метод «заезженная пластинка». Нередко в ответ на свои требования, родитель получает массу отговорок и возражений от ребенка, и вступает с ним в полемику, в результате чего не достигает своей цели и лишь теряет время. Например: «Маша одевайся, надо идти в садик», «Я не хочу в садик», «Нет, надо идти в садик, а маме на работу», «А я хочу с тобой остаться дома», «Мне нельзя оставаться дома» и т.д. Объясняя малышу непонятные для него вещи, мама лишь теряет время и начинает выходить из равновесия. Такой разговор можно продолжать до бесконечности. Стоит маме прекратить вступать в объяснения и повторят свои требования, как ребенок начнет выполнять то, что нужно. «Маша одевайся, надо идти в садик», «Я не хочу в садик», «Маша, надо одеться и идти», «А я хочу с тобой остаться дома», «Маша одевайся, мы пойдем в сад», увидев, что мама не идет на поводу и продолжать разговор бесполезно, ребенок начинает одеваться.
Многие родители в процессе воспитания применяют метод физического воздействия (шлепки, подзатыльники, битье). Однозначного ответа на счет эффективности данного метода воспитания до сих пор не найдено. Не секрет, что еще недавно, битье применяли не только для наказания детей, но и взрослых. Сегодня психологи отмечают метод физического наказания как самый неэффективный и травматичный для подрастающей личности. Если вы сторонник применения физического воздействия на ребенка, то постарайтесь применять этот метод только в самых крайних неординарных случаях. В первую очередь надо наладить с ребенком психологический контакт, и пытаться воздействовать на него гуманными способами.
2.2 Правила и ошибки семейного воспитания
За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекают важные обобщения, которые могут быть квалифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. Безусловно это не все, но сейчас постараюсь проанализировать некоторые из них.