Роль семьи в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является показать, на сколько важна роль семьи в воспитании ребенка и формировании личности.
Задачами данной работы являются:
определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка;
определить стили и типы семейного воспитания
рассмотреть эффективные методы воспитания
выявить ошибки семейного воспитания на современном этапе;

Содержание

Введение
Глава 1 Воспитание как важнейшая функция семьи
Сущность воспитания и его значение.
Основные задачи семьи в воспитании детей.
Стили и типы семейного воспитания
Глава 2 Современное воспитание в развитии ребенка
2.1 Выбор методов воспитания
2.2 Правила и ошибки семейного воспитания
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 52.90 Кб (Скачать документ)

Страница |


Содержание

 

Введение

Глава 1 Воспитание как важнейшая функция семьи

    1. Сущность воспитания и его значение.

        Основные задачи семьи в воспитании детей.

    1. Стили и типы семейного воспитания

Глава 2 Современное воспитание в развитии ребенка

         2.1 Выбор методов воспитания

         2.2 Правила и ошибки семейного воспитания

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

Введение

Большинство людей осознает важность семьи в обществе,  ее роль в развитии подрастающего поколения  – ведь именно в семье у ребенка  формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит  от родителей и других близких. Проблемы семейного воспитания всегда будет  актуальны, поскольку  имеют огромное значение и в образовании, и становлении  любого человека. Я бы сказала, что  это является основой, тем  фундаментом  на котором строится вся жизнь. И  от того насколько добротен, и тверд  этот фундамент зависит дальнейшая  судьба человека.

Над проблемой семейного  воспитания работали многие ученые:  Азаров Ю. П., Байков Ф. Я., Васильева  Э. В., Гуров В. Н., Каган Е.В., Куликова Т. А., Лесгафт П.Ф., Харчев А. Г. ,Шеляг  Т. В. и другие.  Актуальна проблема семьи и для государства, общества и школы. На государственном уровне для помощи семье создаются различные  программы для поддержке семьи, материнства и детства. Говоря о  помощи общества, можно привести в  пример различные социальные организации  и общественные объединения, такие  как служба социальной защиты, служба психологической помощи, муниципальные  центры работы с детьми и так далее.

Более того влияние родителей  на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви  и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как  правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем  и комплексов.

В данной работе рассмотрены  такие темы как сущность и значение семейного воспитания, его стили  и типы. А так же роль современного воспитания в развитии ребенка, как  выбрать правильный метод воспитания, более того будут рассмотрены  ошибки которых не следует допускать  при воспитании.

       Целью данной работы является показать, на сколько важна роль семьи в воспитании ребенка и формировании личности.

       Задачами данной работы являются:

  • определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка;
  • определить стили и типы семейного воспитания
  • рассмотреть эффективные методы воспитания
  • выявить ошибки  семейного воспитания на современном этапе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Воспитание как важнейшая функция семьи

    1. Сущность воспитания и его значение. Основные задачи семьи в воспитании детей

Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического  опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение  человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия  для его развития, подготовки к  общественной жизни и труду. По сути, это целенаправленное развитие каждого  растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

В процессе воспитания каждый родитель должен стремиться развить  в своем ребенке ту неповторимость, которая будет выделять его среди  окружающих. Вот тогда это будет  личность. Для маленького ребёнка  семья - это целый мир, в котором  он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок  вступает в определённые отношения  с родителями, которые могут оказывать  на него как положительное, так и  негативное влияние. Вследствие этого  ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

В последнее время с  семьей происходят радикальные изменения, отражающие общецивилизационные тенденции  и преобразования в обществе. Исследователи  говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как  материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, личный успех (Н.М. Лебедева, М.С. Яницкий и  др.), о «введении» в современную  семью принципа автономии личности (О.М. Здравомыслова), о том, что супруги  всё более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию  за пределами семьи (Н.Г. Марковская), что, по мнению ряда учёных, создаёт  угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных  семей. [1]

С другой стороны, общество само ставит перед людьми задачи личностного  развития, самоактуализации, профессионального  и карьерного роста, таким образом  происходит «отстранение» родителей  от ребенка. Подобные изменения в  системе ценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют на функционирование семьи, и в первую очередь - на воспитательную функцию. В подростковом возрасте ребенок  стремится к автономии, но в то же время нуждается в родителях, их помощи и эмоциональной поддержке. Нарушения же семейного воспитания, в этом возрасте напрямую связаны  с негативными последствиями  для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного  развития (Д. Баумринд, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Е. Личко и др.).

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Как говорил Я. Коменский «только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни».

Важность семьи как  института воспитания обусловлена  тем, что в ней ребенок находится  в течение значительной части  своей жизни, и по длительности своего воздействия ни один из институтов воспитания не может сравниться с  семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению  в школу он уже более чем  наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать  семья. [2, 314]

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы  максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание ребенка. Поскольку «воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю  нашей страны, а значит — и  историю мира» - Макаренко А. С.

Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические  факторы, имеющие воспитательное значение.

Воспитание - очень легкое дело, воспитание - счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания, считал А. Макаренко. [3, 359]

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с  ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка  наедине с самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести  в различных ситуациях. Очень  важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его  мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может  пойти насмарку.)

 «Семейное воспитание — дело величайшей важности», — писал А.И.Герцен (1812-1870). При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания».

Одним из важнейших условий воспитания детей Герцен считал установление в  семье дружественных отношений  между родителями и детьми, между  всеми членами семьи, уважение и  привязанность их друг к другу. Он полагал, что со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства — в любовь к людям, к Родине. [4, 102-120 ]

Таким образом, как утверждал Адлер Ф. «семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.»

 Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

И первой и основной задачей  родителей является создание у ребенка  уверенности в том, что его  любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка  не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая  необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в  любом возрасте любовно и внимательно.[5, 158] Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.[6, 25-31] Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть». [7, 38]

Глубокий постоянный психологический  контакт с ребенком - это универсальное  требование к воспитанию, которое  в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт  необходим в воспитании каждого  ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность  почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить  даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном  контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с  другом.[8, 68-70]

1.2 Стили и типы  семейного воспитания.

А.С. Макаренко развил мысль  о том, что воспитание ребенка  в семье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий  непосредственный выход на общество: невоспитанные дети – это горе и слезы для семьи, и для  страны в целом [9, 92]

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. В основе концепции воспитательной деятельности мы полагаем видение результата воспитания.[10,55] Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались того, чтобы их ребенок рос черствым и грубым. Безусловно, они все в силу своих возможностей занимаемся воспитанием, но не всегда получается так, как им хотелось бы. Часто родители слишком торопятся укорять своих воспитанников в неблагодарности, а у них эти слова вызывают лишь агрессию. Но необходимо понимать цели воспитания, и приемы воспитания, и учесть то, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.[11]

Диктат в семье проявляется  в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять  требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это-гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье - система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении у ребенка. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, которые не в состоянии делать что – то для других, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

Система межличностных отношений  в семье, строящаяся на признании  возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два  мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Таким образом, дети делают то, что хотят. Чаще всего  в основе этого типа взаимоотношений  лежит пассивность родителей  как воспитателей.

Информация о работе Роль семьи в воспитании детей