Роль семьи в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является показать, на сколько важна роль семьи в воспитании ребенка и формировании личности.
Задачами данной работы являются:
определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка;
определить стили и типы семейного воспитания
рассмотреть эффективные методы воспитания
выявить ошибки семейного воспитания на современном этапе;

Содержание

Введение
Глава 1 Воспитание как важнейшая функция семьи
Сущность воспитания и его значение.
Основные задачи семьи в воспитании детей.
Стили и типы семейного воспитания
Глава 2 Современное воспитание в развитии ребенка
2.1 Выбор методов воспитания
2.2 Правила и ошибки семейного воспитания
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 52.90 Кб (Скачать документ)

1 «Власть любимого» - напоминает  нам, что у тех, кого мы  любим, всегда есть власть над  нами. Необходимо любить детей,  и они станут воспитанными  без дополнительных усилий со  стороны родителей.

2 У В. Гете есть следующее  высказывание, которое тоже может  помочь в воспитании ребенка  : « Если мы принимаем людей  такими, как они есть, мы делаем  их хуже. Если же мы относимся  к ним так, как будто они  таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать»

3 Правило «голого короля»  - «Великий тот учитель, который  выполнит сам то, чему учит».  Необходимо требовать от детей  то, в чем вы можете служить  примером. Когда они подрастут,  то можно сказать – у меня  этого нет, но я хочу, чтобы  ты пошел дальше.

4 «Держание в строгости», которое было в чести у наших  предков, тоже не мешало бы  изредка вспоминать. В строгих  рамках задаваемого детям образа  поведения они способны быть  предсказуемыми и неопасными.

5 В воспитании детей  нет мелочей. Необходимо достигать  сдвигов в воспитании через  мелочи. Начинать надо с малого. Если есть желание вырастить  ребенка воспитанным – следует  начать с вежливого приветствия  с соседями.

6 О родительской ласке  и ее магическом влиянии знают  все. Поэтому следует уделять  этому внимание.

7 Еще никому не удовалось  прожить свою жизнь гладко  – без падений, ошибок и  потерь. Необходимо больше беседовать  о жизни. Вместо нотаций лучше  использовать примеры, притчи, жизненный  опыт или же семейные истории.

8 Использование в практике  семейного воспитания закона  Парето за первые 20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий  — всего лишь 20 % результата. Следовательно  длительные нотации и нравоучения  малоэффективны.

9 Плавность и постепенность  – важные принципы воспитания  детей. Родители мало чего добьются  резкостью и натиском и много  использую настойчивость и терпение.

10 Фактор доступности,  простоты и очевидности. Не  нужно ничего усложнять, требование  должно быть четко поставлено  и четко выполнено.

11 Сила собственного негативного  опыта очень велика. Может быть  стоит, разрешить раз дотронуться  до горячего утюга, разбить  нос или расцарапать коленку,  чтобы навсегда избавиться от  поучений на эту тему.

Обнаружив ошибки родительского  воспитания, мы можем разобраться  в причинах наших сегодняшних  трудностей. Взрослый человек может  откорректировать не устраивающий его  семейный сценарий. Однако для этого  по меньшей мере нужно знать, что  именно требуется исправлять.

Цели воспитания. Для правильного построения воспитания родителям необходимо время от времени определять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их собственная воспитательная деятельность, определять, что движет их воспитательными условиями [17, 143-144]. Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается в удовлетворение его потребностей. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга.

Также большие проблемы возникают  в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью  жизни родителей. Однако каждый стремиться в случае необходимости найти смысл своей жизни. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл».

У некоторых родителей  воспитание ребенка побуждается  так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы  добиться того, что не удалось родителям  из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему  это не удалось, пусть же ребенок  осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала  играть на фортепьяно, но условий для  этого не было, и теперь ребенку  нужно интенсивно учиться музыке. Подобное родительское поведение неосознанно  для самих родителей приобретает  элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...» [18, 42]

Ребенок лишается необходимой  независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются  во внимание возможности, интересы, способности  ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед  выбором. Он может втиснуть себя в  рамки чуждых ему родительских идеалов  только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности  родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его  личности и способностям, который  часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем  самым разочарование родителей  из-за несбывшихся надежд, и в  результате возникают глубокие конфликты  в отношениях между ребенком и  родителями.

Родительские  директивы как проявление ошибок семейного воспитания

Если ребёнку в  детстве  родители  постоянно  внушали,  что  он:"  тюфяк,

разгильдяй, оболтус", то рано или поздно в это начинает верить.  Но  сначала

внутри ребёнка происходит конфликт, потому что он знает,  что  он  не  такой

плохой, что  он  старается  порадовать  своих  родителей,  а  они  этого  не

замечают, стараясь подогнать  ребёнка под  свои  мерки.

1. “Не живи” (“Мне  не нужна такая плохая девочка”, “Поскольку я  все  своисилы  и здоровье отдала, чтобы тебя  воспитать, я  так  и   не  смогла...”  т.д.) Скрытым  смыслом  передачи  такой   директивы  является  облегчение  управления ребёнком посредством  возбуждения в нём хронического  чувства вины, связанного с фактом  самого  его  присутствия   в  жизни  родителя. Взрослый  как  бы  заставляет  ребёнка   поверить   в   его   (ребёнка)  ответственность за нерешённые  задачи взрослого. Известно, что  наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать  такие  ситуации, где они могут  быть наказаны.

2. “Не будь ребёнком”  (“Пора тебе думать своей   головой”,  “Ну  ты  же  немаленький,  чтобы...”).  Такая  директива   достаётся  единственным  или  старшим детям и соединена   с  подавлением  детских,  невинных  желаний, которые сами  связаны со способностью к  творчеству, самопроявлению.

 

3. “Не расти” (“Ты ещё  мала,  чтобы  краситься”,  “Мама   тебя  никогда  не

бросит”, “Не торопись взрослеть”). Чаще  всего  достаётся  младшим  или

единственным детям. Такую  директиву  ребёнку  дают  родители,  боящиеся

взросления своего ребёнка  и наступления того момента, когда  он, покинув

их семью, оставит их опять  лицом к лицу друг с  другом,  как  в  начале

супружества.

 

4. “Не думай” (выражается  в  требованиях  не  умничать,  не  рассуждать).

Например, желая отвлечь  ребёнка от травмирующей ситуации, мама отвечает

на его вопросы так: “Не думай об этом, забудь”,  тем  самым  лишая  его

возможности  решить   вставшую   перед   ним   проблему   рациональными

средствами.

 

5. “Не чувствуй” ( “Как  ты смеешь злиться на учительницу,  она же  тебе

годится в матери”, “Не  сахарный  –  не  растаешь”).  Ребёнок  с  такой

директивой, запрещающей  ему  проявлять  агрессивность  по  отношению  к

учительнице, может начать разряжаться на младших или  более  слабых  по

отношению к нему  детях.

 

6. “Не будь близким”.

Родители,  передающие  эту  директиву,  внушают  тем  самым

ребёнку, что никому (кроме  них) доверять нельзя. Вред этого подспудного

указания в бессознательном  убеждении, “что любая близость опасна”.

 

7. “Не делай” – то  есть не делай сам, я буду  делать это за тебя.  Родители

дают её ребёнку, говоря: “Не делай сам, подожди  меня”.  Вырастая,  эти

дети будут откладывать  начало своих действий  не

догадываясь, что действуют  по инерции родительской директивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется  и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек  ощущает на протяжении всей своей  жизни.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда  он становится личностью, и становление  ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия  призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

Лично для меня эта тема не менее важна поскольку в  будущем мне тоже предстоит воспитание своих детей, и данная информация действительно помогает осознавать какую огромную ответственность  несут родители за своих детей. Более  того мои ошибки (как родителя) имеют  влияние на жизнь моего ребенка  и естественно никому из родителей  не хотелось, чтобы их ребенок пожинал  ошибки своих родителей когда  вырастит.

Мы приходим к следующим  выводам:

  1. Семейное воспитание – это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком при условии соблюдения общечеловеческой морали. Роль семьи действительно велика и ее задачи заложить тот необходимый фундамент и основу, для дальнейшего формирования личности.
  2. Безусловно, у каждого свои представления о воспитании, поскольку зачастую семьи применяют те же стили, что и их родители. Но необходимо представить какой же все таки результат они хотят увидеть, каковы же цели воспитания. Хотят ли они, чтобы их ребенок был закомплексованный или же не приспособленный к реальной жизни. Поэтому необходимо помнить, что тот или иной стиль и тип воспитания т.е. выбор родителей, отразиться на ребенке и повлияет на его жизнь.
  3. С рождение ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от того, какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности. Таким образом, родитель лучше знает своего ребенка и должен выбрать метод, а возможно и несколько методов, которые действительно не только не навредят ему, но и помогут вырасти личностью.
  4. Цель семейного воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать. И поэтому стоит обращать внимание на методы которые используют родители и безусловно стараться избегать ошибок которые повлияют на дальнейшую судьбу ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дне ..канд. социол. наук. М., 1990.
  2. Лазарев А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев - М.: Академия 2005.
  3. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. – М.: Просвещение, 1969.–359 с.
  4. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1
  5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991.
  6. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.
  7. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-пресс, 1992.
  8. Сатир В.Как строить себя и свою семью.-М.Педагогика-пресс,-1992.
  9. Невская С. А.С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы. //Педагогика, 2003, №9.
  10. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001
  11. Ковалев С.В. «Психология семейных отношений», М. : изд. «Педагогика», 1987г
  12. Филонов Г. Н. «Воспитание и демократия» // журнал «Педагогика»- № 6, 2006.
  13. «Педагогика». Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г. – Кн. 2. Процесс воспитания.
  14. Шубина А. С. «Педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей» // журнал «Семейная психология и семейная терапия»-№ 4, 2006г.
  15. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. -М, 1910.-
  16. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. –М.:Учпедгиз, 1955.
  17. Филонов Л.Б. Психологические способы установления контактов между людьми. — М., 1983
  18. Махов, Ф.С. Кого мы растим/ Ф.С.Махов.- М., 1999.
  19. Подласый И.П. «Педагогика» Книга 2 процесс воспитания. Москва 1999г.      [стр. 199-222]
  20. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996 [стр.62-63]
  21. Ершова Н. Все дети имеют право на счастье. Послесловие//Воспитание детей в неполной семье/ перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой.- М.: Прогресс, 1980. – [стр. 195-204]

Информация о работе Роль семьи в воспитании детей