Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:17, реферат
C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.
Введение
C того момента, как
ребенок родился, и начал
Таким образом, личность формируется
в процессе активного взаимодействия
с окружающим миром, овладевая социальным
опытом, общественными ценностями.
На основе отражения человеком
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.
Особенную роль в жизни
человека, его защите, формировании
и удовлетворении духовных потребностей,
а также в его первичной
социализации грает семья. Личность
ребёнка формируется под
В семье ребёнок приобретает
убеждения, общественно одобряемые
формы поведения, необходимые для
нормальной жизни в обществе. Именно
в семье проявляется в
1. Понятие семьи, семья как микросоциум
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.
Семья создаёт у человека
понятие дома не как помещения, где
он живёт, а как чувства, ощущение
места, где его ждут, любят, ценят,
понимают и защищают. Семье принадлежит
основная роль в формировании нравственных
начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает
ее, во власти семьи укрепить или
подорвать психическое здоровье
ее членов. Семья поощряет одни личностные
влечения, одновременно препятствуя
другим, удовлетворяет или пресекает
личные потребности. Семья структурирует
возможности достижения безопасности,
удовольствия и самореализации. Она
указывает границы
В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
Определяющая роль семьи
обусловлена её глубоким влиянием на
весь комплекс физической и духовной
жизни растущего в ней
Эта зависимость используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять в какой семье он воспитывается. Точно так же не составит труда, пообщаться с родителями, установить какие в их семье вырастут дети. Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга.
Крепкие, здоровые, духовные
семьи - мощное государство. Родители -
первые воспитатели - имеют самое
сильное влияние на детей. Еще
Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый
последующий воспитатель
Глубокие контакты с родителями
создают у детей устойчивое жизненное
состояние, ощущение уверенности и
надежности. А родителям приносят
радостное чувство
Ребенок видит семью в
качестве окружающих его близких
людей папы и мамы, бабушки и
дедушки, братьев и сестер. В зависимости
от состава семьи, от отношений в
семье к членам семьи и вообще
к окружающим людям человек смотрит
на мир положительно или отрицательно,
формирует свои взгляды, строит свои
отношения с окружающими. Отношения
в семье влияют также на то, как
человек в дальнейшем будет строить
свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает
первый жизненный опыт, поэтому очень
важно в какой семье
2. Роль семьи в социализации личности ребёнка
Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей» (Андреева Г. М., 1980, с. 335).
У человека довольно продолжительное
детство: проходит немало времени, прежде
чем маленький ребенок
Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей.
Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.
Воспитание детей в
семье — сложный социально-
Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
3. Основные задачи семьи
Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и природное здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Задача семьи состоит в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
-обеспечить социально-
- передать опыт создания
и сохранения семьи,
- научить детей полезным
прикладным навыкам и умениям,
направленным на
-воспитать чувство
В первый год жизни ребенка
основная забота родителей заключается
в том, чтобы создать нормальные
условия для физического
На втором году жизни ребенок начинает ходить, стремится все потрогать своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Дети трех, четырех лет предпочитают строительные и бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребенок познает окружающий его мир. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.
Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.
Нравственные начала у
ребенка формируются на основе и
в связи с интенсивным