Роль семьи в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:17, реферат

Описание

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Работа состоит из  1 файл

(педагогика)роль семьи в воспитательном процессе.docx

— 28.10 Кб (Скачать документ)


Введение

 

C того момента, как  ребенок родился, и начал обживаться  в мире, он начал обучаться.  Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается.  Процесс воспитания направлен  на формирование социальных качеств  личности, на создание и расширение  круга ее отношений к окружающему  миру – к обществу, к людям,  к самому себе. Чем шире, разнообразнее  и глубже система отношений  личности к различным сторонам  жизни, тем богаче ее собственный  духовный мир.

Таким образом, личность формируется  в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных  отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение  к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в  процессе совместной деятельности, ребенок  утверждает себя как личность среди  других людей.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными  способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

Особенную роль в жизни  человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной  социализации грает семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых  протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и  устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в  развитии личности молодого человека.

В семье ребёнок приобретает  убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для  нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу  жизни детей.

 

 

1. Понятие семьи, семья  как микросоциум

 

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление  личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный  институт воспитания. То, что человек  приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится  в течение значительной части  своей жизни. В семье закладываются  основы личности.

Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для  оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого  её члена.

Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где  он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит  основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает  ее, во власти семьи укрепить или  подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя  другим, удовлетворяет или пресекает  личные потребности. Семья структурирует  возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она  указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

В процессе близких отношений  с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими  родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться  структура личности.

Определяющая роль семьи  обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в  начальной стадии жизни ребёнка  на много превышает другие воспитательные процессы. По данным исследований, семья  здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние  литературы и искусства. Всё это  позволило педагогам вывести  определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьёй. Чем лучше семья  и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Редко, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью:  какая семья, такой вырастет в  ней человек.

Эта зависимость используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять в какой семье  он воспитывается. Точно так же не составит труда, пообщаться с родителями, установить какие в их семье вырастут дети. Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга.

Крепкие, здоровые, духовные семьи - мощное государство. Родители - первые воспитатели - имеют самое  сильное влияние на детей. Еще  Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает  на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению  ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов  и учителям-предметникам. Им самой  природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные  аспекты являются вечной и очень  ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное  состояние, ощущение уверенности и  надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными  контактами. Это такое тесное общение  между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность  основных жизненных устремлений  и действий. Природную основу таких  отношений составляют родственные  связи, чувства материнства и  отцовства, которые проявляются  в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Ребенок видит семью в  качестве окружающих его близких  людей папы и мамы, бабушки и  дедушки, братьев и сестер. В зависимости  от состава семьи, от отношений в  семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит  на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения  в семье влияют также на то, как  человек в дальнейшем будет строить  свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень  важно в какой семье воспитывается  ребенок:  благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

 

2. Роль семьи в социализации  личности ребёнка

 

Социализация — это  «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе  социальных связей» (Андреева Г. М., 1980, с. 335).

У человека довольно продолжительное  детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится  во взрослого, самостоятельного члена  общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребенка, растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание как уходу за детьми (традиционно  женская роль), так и их защите (традиционно мужская). Семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются  естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти  связи очень важны, ибо они  определяют особенности психики  и первичную социализацию детей  на самом раннем этапе их развития. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает  влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в  постепенном введении ребенка в  общество, чтобы его развитие шло  сообразно природе человека и  культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей.

Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и  остаются первыми воспитателями  ребенка.

Воспитание детей в  семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы  и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного  взаимодействия на него заложена уже  в самой природе отношения  родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и  мать проявляют заботу, внимание, ласку  к своему ребенку, защищают от жизненных  невзгод и трудностей. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его  воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных  знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных  проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его  собственного поведения.

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения  с родителями и личность самих  родителей в обязательном порядке  отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут  патологичны. Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую  роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что  сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся  в семье атмосфера способна оказать  существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в  ней детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные задачи семьи

 

Семейное воспитание - сложная  система. На него влияют наследственность и природное здоровье детей и  родителей, материально-экономическая  обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение  к ребёнку. Всё это органично  переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задача семьи  состоит  в том, чтобы:

- создать максимальные  условия для роста и развития  ребёнка;

-обеспечить социально-экономическую  и психологическую защиту ребёнка;

- передать опыт создания  и сохранения семьи, воспитания  в ней детей и отношения  к старшим;

- научить детей полезным  прикладным навыкам и умениям,  направленным на самообслуживание  и помощь близким;

-воспитать чувство собственного  достоинства, ценности собственного  «Я».

В первый год жизни ребенка  основная забота родителей заключается  в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиенические  условия. В этот период ребенок уже  заявляет о своих потребностях, реагирует  на приятные и неприятные впечатления  и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы  научиться различать потребности  и капризы, так как потребности  ребенка должны удовлетворяться, а  капризы пресекаться. Таким образом, ребенок в семье получает свои первые нравственные уроки, без которых  у него не может быть выработана система нравственных привычек и  понятий.

На втором году жизни ребенок  начинает ходить, стремится все потрогать  своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в  разные виды деятельности, следует  ему все показывать, объяснять, учить  наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его  действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и  беспрекословно подчиняться слову  нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Дети трех, четырех лет предпочитают строительные и бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребенок познает  окружающий его мир. Ситуации для  игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем  самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие  нравственные качества ценятся и  уважаются в обществе, а какие  порицаются.

Дошкольники и младшие  школьники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать  старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

Нравственные начала у  ребенка формируются на основе и  в связи с интенсивным умственным развитием ребенка, показателем  которого являются его действия и  речь. Поэтому важно обогащать  словарь детей, в разговоре с  ними подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить детей наблюдать явления  природы, выделять в них сходное  и различное, слушать сказки и  рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои.

Информация о работе Роль семьи в воспитательном процессе