Роль семьи в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:17, реферат

Описание

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Работа состоит из  1 файл

(педагогика)роль семьи в воспитательном процессе.docx

— 28.10 Кб (Скачать документ)

Развитие речи является показателем  повышения общей культуры ребенка, условием его умственного, нравственного  и эстетического развития.

В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут продолжительное  время сосредоточиваться на одном  деле, быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно  еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых  поручений, учить его доводить начатое  дело или игру до конца, проявлять  при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо в игре и бытовом труде, включая  ребенка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя  с ним в бытовые или подвижные  игры.

Растет в семье ребенок, изменяются задачи, средства и методы воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом, подвижные  игры на свежем воздухе, продолжается закаливание организма и четкое выполнение утренней гимнастики. Большое  место занимают вопросы санитарно-гигиенической  подготовки детей, выработки навыков  и привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношения между мальчиками и  девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Лучшим средством воспитания правильных отношений  является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в  семье, то, став взрослыми, и сами будут  стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать  чувство любви к своим близким  – к родителям, к братьям и  сестрам, чтобы дети чувствовали  привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим.

Большая роль отводится семье  в трудовом воспитании. Дети непосредственно  вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные  трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще до школы, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого важного  качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного  воспитания.

Таким образом, можно сделать  вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье  ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку  людьми, в совместном бытовом труде  у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны  к взаимоотношениям с взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие  и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность  родителей.

Семья располагает благоприятными условиями для эстетического  воспитания детей. Чувство прекрасного  начинается у ребенка со знакомства с яркой и красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного  обогащается при посещении театров  и музеев. Хорошим средством эстетического  воспитания является природа с ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с  природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение  птиц, в это время и происходит воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и  создавать его. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного  немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться.

Успех воспитания в семье  может быть обеспечен в том  случае, когда созданы благоприятные  условия для роста и всестороннего  развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Семья приобщает детей  к социуму, к жизненным ценностям. Знакомит с окружающей средой и людьми. Так же приобщает индивидуума  к труду, приобщая тем самым к  будущей общественной жизнедеятельности. И, наконец, прививает духовные ценности, в которые входят – вера, правила  поведения человека в обществе, уважение к окружающим его людям и т.п. Но воспитательный процесс происходит не только тогда, когда родитель (воспитатель) разговаривает с ребенком, объясняет  ему что-либо, поучает его, отнюдь нет. Воспитательный процесс происходит каждую секунду, каждый момент с ребенком совместного времяпровождения. Ребенок  – это чистый лист бумаги, готовый  к заполнению. Ребенок ежесекундно  смотрит на взрослых, впитывает в  себя ту информацию, которую они  дают своим поведением. Важно все  – речь, манеры, стиль в одежде, способы общения с незнакомыми  людьми, с друзьями, врагами, и конечно  их наличие вообще. Как вы сидите, смеетесь, как качаете ногой, как  отзываетесь о том, или другом человеке, выражение при этом вашего лица – все это и многое другое очень важно и значимо для  ребенка.

Любое недостойное поведение  отразится на воспитании ребенка  – распитие спиртных напитков при  нем, курение, не цензурная брань, драки  и оскорбления и подобные вещи – все воспринимается малышом  и формирует его мировоззрение.

Если в отношениях с  супругом (супругой) не будет доверия, теплоты, любви, гармонии, души, спокойствия, то и ребенку нечего будет взять  и вынести из своей школы семейной жизни.

Семья – это естественная среда воспитательного процесса. Семья – это его первая культурная и образовательная ниша. Она информирует  ребенка о том, что происходит за ее границей, учит позиционировать  себя, как личность, развивает духовные творческие и даже профессиональные возможности, способности и навыки.

Семья первая, кто приобщает  ребенка к разным видам деятельности – познавательной предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. Семья поддерживает ребенка, стимулирует  и развивает в нем все то, что находится зачаточном состоянии, организовывает его.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Семья отвечает за население  в целом и за своих детей  в частности. Существуют, конечно, и  еще факторы, влияющие на развитие и  становление личности – это и  среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья  несет главенствующую в этом функцию. «Все хорошее и все плохое человек  получает из семьи!» - известная педагогическая мудрость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Социология семьи под  ред. А. И. Антонова. М., 2005.

2. Герасимова И. А. Структура  семьи. М., 1974.

3. Буянов М.И. Ребёнок  из неблагополучной семьи. М., « Просвещение», 1988

4. Макаренко А.С. О воспитании. М., Полит. литер., 1988

5. Ковалёв С.В. Психология  современной семьи. М., « Просвещение», 1988

6. Чередов И.М. О работе  с родителями учащихся . Омск-1975

7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед.  учебн. завед.- М.: «Просвещение»:  Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996

8. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия « Учебники, учебные пособия.  « Р.Д.: «Феникс», 2000

9. Баранов С.П. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для пед.  уч-щ.- М.:

« Просвещение», 1987

10. Андреева Г.М. 1980

11. Макаренко А.С. Лекции  о воспитании детей. Пед. соч.8т.М.1984


Информация о работе Роль семьи в воспитательном процессе