Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:00, контрольная работа
Цель работы изучить самосознание личности. Данная цель предполагает решение следующих задач:
1.Изучить историко-философские традиции
2.Изучить методологию
3.Изучить ментальные особенности личности
Введение……………………………………………………………. 3
1Определение философско-антропологических оснований…………………………………5
1.1Историкофилософские традиции……...8
1.2Методология………………………………………………………..10
2.Духовно-образная объективизация личности……………………12
2.1Ментальные особенности личности……………………………...14
Заключение…………………………………………………………15
Литература………………………………………………………….
Министерство по спорту и туризму и молодежной политике
Федеральное
государственное
«Уральский
государственный университет
Институт туризма и социально-культурного
сервиса
Контрольная работа
По курсу: «Человек и его потребности»
По теме «Самопознание»
Челябинск-2010
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1Определение
философско-антропологических
1.1Историкофилософские
традиции……...8
1.2Методология…………………………………………
2.Духовно-образная
объективизация личности…………………
2.1Ментальные
особенности личности…………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Необходимость формирования философской теории самосознания обусловлена важными обстоятельствами.
Сегодня четко обозначена тенденция натурализма в научном знании. В общественном сознании это отражается в понимании всего мира, и человека в том числе, как результат селектогенеза, то есть очень плоско, упрощенно, без учета всей сложности многофункциональной вариантности проявлений человека. Например, популярная ныне валеология активно пропагандирует натуралистический подход к человеку, делая акцент на, бесспорно важных, природно-биологических параметрах происхождении человека и, к сожалению, устраняя, как объект своего специального внимания, его социальную сущность, природу его продуктивных способностей. В результате формируется образ "плотского человека", главными ценностями которого выступают потребности тела, но не духовные потребности и не гармоничное их сочетание. А активное познавательное проникновение в духовную самость, как источника реализации творческой активности человека (и как средства продления интеллектуальной, эмоциональной и физической жизни человека), уходит на второй план.
Интерес к изучению
самосознания личности реализуется
в различных человековедческих
дисциплинах (физиологии высшей нервной
деятельности, психиатрии, психологии,
этике, самом менеджменте и пр.), в которых
проблема ограничена предметными рамками
конкретной науки и обнаруживает отсутствие
целостности в рассмотрении человека.
Но проблема самосознания - это общефилософская
проблема. Следовательно, существует потребность
в философской теоретико-методологической
базе рефлексивного обоснования феномена
самосознания. В основу образа человека
как целостного, самодостаточного, способного
к творческой самореализации, адекватной
его жизненным обстоятельствам, следует
положить философский анализ самосознания
личности.
Необходимо, пока не поздно, привлечь внимание, увлекшихся
современными техногенными возможностями воспроизводства человека,
к богатейшим возможностям естественного для человека осознанного
производства многообразного бытия вокруг себя и воспроизводства себя
через открытие в себе неиссякаемого источника творчества -
самосознания. Подтверждением этого положения является успешная
адаптация человечества на протяжении десятков тысяч лет, воплощенная
в богатейшую культуру - форму проявления продуктивно-рефлексивного
человеческого Духа. Поэтому весьма актуальным является философско-
методологическое
обоснование целостности
через анализ богатого
содержания ее самосознания, понятого
как
центральная доминанта комплексно организованной многофункциональной системности бытия человека. Самосознание генерирует расширение
возможностей активной самодеятельности человека, в основе которой лежит разнообразие его собственных ценностных этических, религиозных, познавательных, материальных ориентации.
Сегодня мир нуждается в деятельных творческих силах, пробудить которые может образование, ориентированное на развитие мышления, чем традиционно занимается философия. Она содержит богатое наследие теоретического мышления, без уяснения которого и превращения в личностный потенциал невозможно надеяться на успех в поисках выхода из глобального кризиса цивилизации, в рамках которого научный рационализм, технологический прогрессизм, экономический либерализм породили экономические, социокультурные, социально-политические, экологические проблемы, развернув общественное развитие "против" человека, нарушив имманентную устойчивую гармонию человека, общества и природы.
Цель работы изучить самосознание личности. Данная цель предполагает решение следующих задач:
1.Изучить историко-
2.Изучить методологию
3.Изучить ментальные
особенности личности
Историко-философские
традиции.
Историко-философских традиций способствует развитию
творческого потенциала человека, формированию способности многомерно воспринимать мир, видеть его переливы, противоречивые тенденции, обусловливает развернутость мышления на мир в его многогранности, что позволяет понимать и выстраивать закономерные исторические связи. В своем богатстве, философия является толчком к развертыванию деятельных, интеллектуальных и практических способностей человека. Она помогает не уходить от острых вопросов, неоднозначных ситуаций, а стремиться постичь их в остроте и противоречивости, подталкивает к поиску неожиданных путей решения актуальных проблем и не бояться своих выводов. Философия - это сконцентрированная энергия, накопленная многовековым развитием человеческой цивилизации.
Проблема состоит в том, чтобы превратить эту общественную энергию в энергию интеллекта каждой отдельной личности, в не за штампованную, не стандартизированную работу интеллекта, способного мыслить самостоятельно, своеобразно, творчески. Средством вхождения в эту проблемную ситуацию может стать привлечение внимания как мыслящего интеллектуала, так и меркантильного обывателя к необходимости пробудить свое самосознание, которое способно вывести границы его познавательного модуса за круговорот обыденных желаний, потребительских потуг и тщеславных вожделений, пробудить в нем новые источники энергии, побороть рутину собственного мышления, выйти на иные рубежи осмысления мира и себя. Этим определена теоретическая актуальность предпринятого исследования.
Поэтому, необходимо
системно представить феномен
Проблема самосознания является одной из фундаментальных в философском знании, и хотя и в непроявленном, категориально не оформленном виде, в европейской культуре присутствует уже в ранних философских размышлениях, начиная с софистов и Сократа. Историко-философское осмысление проблемы представлено именами Платона, Аристотеля, Августина, Фомы Аквинского, Декарта, для которых вопрос об отношении "внутреннего" мира сознания и "внешнего" мира природной реальности был одним из центральных в их философских размышлениях. Тем самым, вырабатывалась новая форма философского мышления, для которой стало характерным познание внешнего объективного мира через осмысление осуществляемой субъектом познавательной деятельности, познание мира через познание самого субъекта, исходя из внутреннего центра. В дальнейшем, этот внутренний центр был назван самосознанием и перерос в
"процедуру самосознания", исторически очертившую целую духовную эпоху вплоть до XIX века.
Концептуальной и методологической зрелости проблема самосознания достигла в системах классиков немецкой философии - Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Философии необходим был исходный принцип, который бы объяснял различные грани мироздания, и одновременно находил объяснения в себе самом и через самого себя. Таким исходным принципом философских систем немецкой классики стало единство субъективного и объективного, субъекта и объекта, проявляющееся в деятельности самосознания, понимаемого как сущностная черта субъекта и составляющее предпосылку абсолютного познания. Несмотря на различия в содержании исходного принципа тождества, в рассматриваемых философских концепциях в качестве субстанции всего объективного выступает родовое человеческое мышление, достигшее своего самосознания. Гегель концептуализировал проблему, в его системе самосознание представлено как единственная и всеобъемлющая реальность, все богатство действительности заключено в различных соотношениях "сознания" и "предмета" в пределах самосознающего себя абсолютного субъекта. Самосознание как деятельность стало формообразующим принципом, положенным в основу понимания общественного развития в целом, одной из движущих сил которого является активно действующий субъект.
Маркс продолжил традицию понимания самосознания как продуктивной творческой деятельной способности. Материалистическая методология его анализа определила контекст поиска сущности феномена самосознания - объективный способ бытия общественно развитого человека, в котором о предмечена его деятельная сущность, его продуктивный творческий потенциал.
В постклассический
период анализ самосознания личности
присутствует в контексте проблемного
поля философско-антропологических
поисков имманентных
(Э.Гуссерль, Р.Ингарден, М.Мерло-Понти), в неофрейдизме (К.Юнг, Э.Фромм), в экзистенциализме (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Бубер).
В отечественной
литературе работами Б.Г.Ананьева, П.К.Анохина,
К.А.Абульхановой-Славской, В.С.Барулина,
Л.П.Буевой, П.С.Гуревича, А.М.Коршунова,
П.В.Копнина, В.А.Лекторского, М.К.Мамардашвили,
И.Т.Фролова и др .широко представлена
традиция исследования человека как социального
существа, активно-деятельные формы бытия
которого следует выводить из широких
общественных связей и отношений, инициирующих
активность человека.
В рамках культурно-исторической
концепции личности (работы Л.С.Выготского,
А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Е.В.Шороховой,
Б.Д.Эльконина) особо продуктивной в выявлении
природы человека и характеристик ее целостности
стала деятельностная концепция человека,
представленная трудами Г.С.Батищева,
Э.В.Ильенкова.
Определению философско-антропологических
оснований.
Целостного понимания
человека, через акцентуацию духовности
как егосущностной
Указанные работы
затрагивают феномен