Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:00, контрольная работа
Цель работы изучить самосознание личности. Данная цель предполагает решение следующих задач:
1.Изучить историко-философские традиции
2.Изучить методологию
3.Изучить ментальные особенности личности
Введение……………………………………………………………. 3
1Определение философско-антропологических оснований…………………………………5
1.1Историкофилософские традиции……...8
1.2Методология………………………………………………………..10
2.Духовно-образная объективизация личности……………………12
2.1Ментальные особенности личности……………………………...14
Заключение…………………………………………………………15
Литература………………………………………………………….
Нередко, обособленно и независимо друг от друга изучаются формы самосознания: индивидуальное, национальное, общественное, теоретическое. Не сделан акцент на представлении их как специфических форм проявления целостности личности, разворачивающей свой продуктивный потенциал в различных пластах социального бытия, как форм, зависящих от социальной идентификации человека (как индивида, как представителя класса, нации, общества), выраженных через категории единичное, особенное, всеобщее.
Проблема самосознания
разрабатывается, большей частью, в
связи с анализом индивидуальных
характеристик личности и представлена
как субъективно-
Не выработана
концептуальная определенность в вопросе
о соотношении сознания и самосознания
в психике человека, о филогенетической
последовательности их возникновения.
Определились следующие позиции по данному
вопросу. Первая: самосознание - низшая
ступень сознания, понятая как первичные
ощущения о психофизиологическом состоянии
организма (В.М.Бехтерев). Вторая: предметное
ощущение содержит в себе самоощущение,
сознание и самосознание возникают и развиваются
одновременно (Д.И.Дубровский, Э.Ф.Звездкина).
Третья: самосознание - высшая ступень
развития сознания, является продуктом
развитого сознания и речи, связано с формированием
человека как субъекта деятельности, включено
в процесс становления личности (Л.И.Божович,
Е.К.Быстрицкий,Е.В.Шорохова).
Выяснению собственной природы самосознания посвятил монографию А.Г.Спиркин "Сознание и самосознание", где системно представил феномен самосознания через выявление его происхождения, содержания и сущности.
Анализ социальной природы самосознания, понятого как отражение отношения человека к себе как целостному субъекту в единстве материального и духовного компонентов, развернут в монографиях Е.К.Быстрицкого. Э.Ф.Звездкиной, Л.В.Скворцова. Здесь исследовано становление субъекта в социально-инвариантном контексте, в котором формируется как субъект самосознания, так и предмет самосознания.
Плодотворный
подход к адекватному пониманию
природы самосознания представлен
Ф.Т.Михайловым в монографии "Общественное
сознание и самосознание индивида",
а также в коллективной монографии
под его же редакцией "Самосознание:
мое и наше. К постановке проблемы"
(1997 г.), где дается анализ генезисного
и функционального единства процесса
перманентного воспроизводства субъектами
их развернуто рефлексивной субъективности,
определен источник продуктивности самосознания
- потенциальность субъекта. Ф.Т.Михайлов
представил процесс активного субъективно
мотивированного формирования самосознания
индивидов через тождество их интер- и
интрасубъективности в контексте воспроизведения
ими общей духовно-практической культуры.
Методология.
Исследование основано
на социально-философской методологии,
которая позволяет рассматривать социум
как всеобще-универсальный процесс противоречивого
становления человека, оценить общественные
структуры с точки зрения их воздействия
на формирование и осуществление созидательных
способностей человека. Современное научное
познание в целях сохранения целостности
предмета исследования, удержания его
от "растаскивания" по различным
предметным областям науки, дабы сохранить
и развернуть его системность и комплексность,
настоятельно требует использования общенаучной
методологии, системы принципов и категорий.
Методологической
базой исследования целостного человека
выбраны фундаментальные
- метод конкретно-исторического подхода позволил рассмотреть
человека как общественного субъекта через конкретику форм его
общественного бытия, реального жизненного процесса, представленного
как расширенное
воспроизводство и
таящихся в деятельной сущности человека, через анализ конкретных
способов жизнедеятельности индивида, в которых он выступает как
субъект самосознания и деятельности; метод позволяет проследить
филогенетическое и онтогенетическое становление человеческой
индивидуальности, воспроизводя, в частности, как самосознание человека
получает свои определения, наполняется содержанием в ходе реального
жизненного процесса и деятельности индивида каждой отдельной эпохи, питаясь ее конкретикой;
- метод восхождения от абстрактного к конкретному предоставил
возможность выявить генетический ряд форм бытия человека, получить
конкретно-всеобщее представление о сущностном самодвижении
человека на основе богатства особенного и единичного в его
историческом становлении;
- принцип диалектической связи индивидуального развития
человека с его историческим воспроизводством позволил глубже
раскрыть становление личности в истории как процесс все более полной
реализации сущностных сил человека, его целостности, проанализировать
взаимообусловленные процессы развития деятельной способности
человека утверждать свою сущность во внешней природе и,
одновременно, развивать свою собственную природу, деятельное
отношение к
миру и к себе, как субъекту деятельности;
- принцип деятельности,
который в качестве
принципа задает целостный способ видения исследуемого предмета,
разворачивает из себя все богатство определений самосознания, дает
возможность показать опосредованный характер процессов
осуществления самосознания, поскольку они возникают и реализуются в
деятельности человека и в его коммуникативных связях с другими
людьми;
- онтологически-практический принцип охватывает бытийные характеристики человека как деятельного субъекта через его активность, понятую как инициатива сознающего свою свободу деятеля, вторгающегося в объективный ход событий. Сама инициатива человека, проявляющаяся в гамме его поступков, инициирована его интимным осознанием своей уникальности в мире и своих бытийных возможностей самореализации.
Использование данных методов определило возможность изучить объект, следуя логике его собственного развития, высвечивая его имманентные характеристики, вскрывая богатство его сущностного содержания.
Благодаря такому
рассмотрению, самосознание представлено
как сквозной феномен, пронизывающий
системность бытия человека, обеспечивая
его целостность, соподчиненность
различных его компонентов, создавая
гармоничность самореализации в контексте
поливариантных обстоятельств.
Духовно-образная
объективация личности.
Традиционно, самосознание рассматривается как этап в развитии сознания, как результат отражения. Но роль самосознания проявляется в обратном движении - его роль в сознании и через него в практической деятельности. Когда вся человеческая деятельность становится объектом для самосознания, тогда она превращается в объект упорядочивания для самосознания. Тогда самосознание выступает как своеобразный духовный субъект. Личность, используя самосознание как средство, упорядочивает, направляет и реализует свою совокупную - духовную и материальную - деятельность. Самосознание - это духовное основание деятельности человека.
Духовность становится зрелой на уровне самосознания, когда человек овладевает собственным мышлением. Это корелляционный процесс: самосознание - атрибут духовности, как и духовность - атрибут самосознания. Человеческий дух - важнейшая форма самореализации человека. Такая трактовка роли самосознания в процессе взаимодетерминации деятельности и сознания человека является новой. "Самосознание личности" понимается как такой уровень сознания, где проявляется активное отношение человека к своему сознанию как к объекту. Самосознание выступает как способ интерсубъективной коммуникации личности. Механизм развертывания самореализации личности включает следующие компоненты: субъективный анализ предстоящего действия задает параметры -определяет место субъекта в контексте обстоятельств, определяет меру его возможного участия; потенциальность человека - определяет степень возможности осуществления замысла, с учетом знаково-символических и предметно-вещественных параметров пространства возможностей; провоцирует выход индивида за свои обычные параметры; и интерсубъективная продуктивность личности, которая включает в себя адресованность деятельности, ориентированную на результат и участность, проявляющуюся как способ действия, запечатленный значением в продукте этой деятельности и смыслом в партнере по коммуникации, обеспечивая согласованность их действий. Самореализация личности предполагает активный внутренний центр субъекта - самосознательное отношение к себе и к другому. Сформулированное определение самосознания и вскрытый механизм развертывания продуктивной самореализации личности является новым.
Духовно-образная
объективация личности - это внутренняя
работа субъекта по идеальному проектированию
бытия в ходе интенционального акта
сотворения. Интенциональность означает
творчески-преобразующую
конструирующей деятельности выступает конкретизация восприятия, в ходе которой субъект активно идеально достраивает объект, создавая индивидуально-особенный продукт, отражающий специфические лабиринты его личности. Инструментом образотворчества выступает самосознание личности. Самосознание - это внутренняя субъективная деятельность, объективированная в знаковом виде. В результате творческой деятельности созидающего восприятия формируется образ (мысленно созданный предмет), который "фосфоресцирует" под воздействием воображения субъекта благодаря запечатлению в образе его "самости", воплощению в образе его личности. Представленный механизм духовно-образной объективации потенциала личности является новым.
Процедура теоретико-рефлексивного
моделирования бытия включает рефлексивную
деятельность по осознанию имеющегося
знания и перспектив, тенденций его
приращения, осознание субъективной сущности
познания (логики мышления, его способов
и методов) и осознание конкретного предмета
познания, обладающего параметрами объективности.
Процесс осознания субъективной сущности
познания становится способом методологической
организации познания в целом. Философская
рефлексия осмысливает познание в его
завершенной форме, предоставляет общую
методологию познания, вырабатывая систему
методологических требований, соблюдение
которых предъявляется в качестве необходимого
условия для достижения адекватного знания,
соотнесения полученных знаний с действительностью,
для правильной оценки приемов и средств,
которые используются субъектом познания.
Философская рефлексия над духовной деятельностью
общества образует фундамент, на котором
основывается общая концепция духовного
освоения мира человеком. Философия обладает
статусом высшей формы самосознания -
теоретического самосознания, направленного
на познание культуры как целостной саморазвивающейся
системы в конкретных исторических формах.
Философия - это духовная квинтэссенция
культуры. Процедура рефлексивной концептуализации
культуры как целостной формы бытия человека
представлена по-новому.