Самосознание и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:13, реферат

Описание

Но если личность несводима к ее сознанию и самосознанию, то она и невозможна без них. Человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т.е. поскольку у него есть сознание. Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться.

Содержание

1.Самосознание и его структура.
2. Мышление и его виды.
3. Особенности творческого мышления. Формирование и развитие
мышления.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 62.00 Кб (Скачать документ)
 

 

                                          П Л А Н : 

    1.Самосознание  и его структура. 

     2. Мышление и его виды. 

     3. Особенности творческого мышления. Формирование и развитие 

       мышления.

    

     Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Самосознание  и его структура. 

   Как ни  велико значение проблемы личности  в психологии, личность в целом  никак не может быть включена  в эту науку. Такая психологизация личности неправомерна. Анализируя ошибки гегелевской «Феноменологии духа», К.Маркс в числе основных отмечает, что для Гегеля  субъект есть всегда сознание или самосознание. Личность, субъект – это не «чистое сознание» (Канта и кантианцев), не всегда себе равное «я» («Я+Я» - Фихте) и не саморазвивающийся «дух» (Гегель); это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру.

    Но если личность несводима к ее сознанию и самосознанию, то она и невозможна без них. Человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т.е. поскольку у него есть сознание. Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Без сознания и самосознания не существует личности. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания – сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

     Единство  личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не  представляет собой изначальной  данности. Известно, что ребенок  далеко не сразу осознает себя  как «я»: в течение первых  лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как «я» является, таким образом, результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта действительности. Самосознание не надстраивается внешне над личность, а включается в нее; самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельно от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента.

     Единство  организма и самостоятельность  его органической жизни являются первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния  общей органической чувствительности, связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания, поскольку клиника показала, что элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения или распада личности бывают связаны с нарушениями органической чувствительности. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосылкой для развития самосознания, а никак не его источником. Источник самосознания никак не приходится искать в «соотношениях организма с самим собой», выражающихся в рефлекторных актах, служащих для регулирования его функций. Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

     Не  сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает  в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится  самостоятельным субъектом. Прежде  чем стать субъектом  практической  и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.

    Первый  этап в формировании личности  как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственного телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

     Дальнейшей  ступенькой на этом же пути  является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом, случае существенна не столько сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «я». При этом человек  осознает свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного «я» через познание других людей. Не существует «я» вне отношений к «ты», и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. 

     В  развитии  личности и ее самосознания  существует  ряд ступеней.  В  ряду внешних событий жизни  личности сюда включается все,  что делает человека самостоятельным  субъектом общественной и личной  жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Развитие самосознания проходит ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой.  В процессе развития самосознания центр тяжести все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

     Самосознание  – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его  существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 2. Мышление и его виды. 

     Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.

     К  познавательным психическим процессам  относятся: ощущение, восприятие, представление,  воображение, мышление, память, внимание.

     Под мышлением мы понимаем, во-первых, это процесс благодаря которому человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и в восприятии, т.е. с помощью мышления можно получать знания, недоступные органам чувств.

     Во-вторых, мышление – это процесс решения задач. Там, где нет задачи, т.е. вопроса, на который необходимо найти ответ в результате специальной умственной и практической работы, там нет и мышления. Например, непроизвольное, неуправляемое появление различных ощущений и образов хотя и является психическим процессом, но не выступает как мышление, так как человек в данном случае не ставит перед собой и не решает никакой особой задачи.

     В-третьих,  мышление – это не прямое, а  опосредованное познание человеком действительности, т.е. такое при котором он использует разнообразные вспомогательные приемы и средства, рассчитанные на то, чтобы получить нужные знания.

     В-четвертых,  мышление – это активная деятельность  человека, направленная на получение  новых знаний. В этой деятельности есть и внутренняя (умственная) и внешняя (практическая) стороны – действия, подчиненные определенной логике и имеющие единую цель. Целенаправленность и логика в умственных и практических действиях – составляющие целостный процесс мышления.

     По  тому, какие типы задач решает человек, и на основании того, какие действия: словесно-логические, образные или практические – доминируют в решении задач, выделяют логическое, образное и практическое мышление.

     Словесно-логическое – это такое мышление, в котором действия в основном внутренние, осуществляются в речевой форме, а материалом для них выступают понятия. Процесс оперирования словами-понятиями, рассчитанный на решение поставленной задачи, в данном случае подчиняется определенной логике, которая касается и уточнения понятий, и рассуждений, и выводов.

     К  примеру, если математик решает  задачу или доказывает теорему,  то он в основном действует  в уме с математическими понятиями  и ведет рассуждения по правилам, принятым в этой науке. Его мышление можно будет назвать словесно-логическим, хотя в самом процессе мышления на отдельных его этапах могут присутствовать и образные (чертежи, рисунки, схемы), и практические действия (например, записи решения задач или доказательств теорем).

     Образное  – это мышление, в котором на  первый план выступают действия  с образами, а не с понятиями.  Образное, например, мышление инженера, художника, писателя, режиссера.  Их действия, направленные на  решение своих профессиональных  задач, будут, конечно, содержать в себе и элементы оперирования понятиями, и практические действия, но в целом в процессе решения задач такие действия будут играть подчиненную роль.

    Практическим  называется мышление, в котором  над действиями с понятиями  и образами преобладают реальные, практические действия с материальными предметами. Например, работа мастера или инженера по изготовлению какой-либо сложной машины – это настоящее практическое мышление, состоящее в основном из действий практического, а не образного или теоретического плана, хотя параллельно мастер или инженер могут мысленно совершать необходимые расчеты, образно, в чертежах или в мыслях, представлять себе будущую создаваемую машину. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3.Особенности творческого мышления. Формирование и развитие  

                                             мышления. 

    Мышление может быть продуктивным и репродуктивным, творческим и нетворческим. От других видов мышления творческое отличается тем, что в нем стоит задача сделать (сотворить, изобрести, придумать, изготовить) нечто совершенно новое, связанное с применением нетривиальных, необычных способов действования.

    Множество  примеров подлинно творческого мышления можно обнаружить в работе людей, занятых интеллектуальным трудом, причем это вовсе не обязательно должны быть чисто умственные, словесно-логические или образные результаты. Творческой может быть и практическая деятельность, причем не только писателя, художника, ученого, но и инженера, бизнесмена, крестьянина, если они своим трудом создают нечто новое, уникальное, необычное.

Информация о работе Самосознание и его структура