Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:12, реферат
Что такое самооценка? Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк - от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются.
Баранова Н. Н.
Отрочество - это
беспокойство:
"Вдруг я не
такой, как все?"
и ужас: "Вдруг
я такой, как все?"
Евг. Винокуров
Подростковая пора
- время второго рождения личности.
И рождение это, увы, не обходится
без мук... Страдают подростки от
непонимания со стороны взрослых,
от смятения чувств, противоречивости
намерений, интересов, устремлений. Мучаются
взрослые - дети стали грубы, замкнуты,
неоткровенны...
Да, мир подростка
сложен, противоречив, полон ежедневных,
ежечасных перемен. Но он открыт для
понимания. Быть понятым - самое первое,
что хотят подростки. Хотим и
мы понять их. Почему же не понимаем так
часто? Очевидно, потому что не знаем,
подходим с готовыми мерками "не
по росту": то слишком детскими, то
слишком взрослыми.
Два разнонаправленных,
даже противоположных стремления владеют
подростками: страстный интерес
к внешнему миру и столь же страстное,
пристальное вглядывание в себя
- в мир своих мыслей, чувств, переживаний.
Интерес ребенка
к своему "я" - к своим особенностям,
возможностям, способностям - в каждом
возрасте проявляется по-разному, на
каждой ступени жизни обогащается
новым содержанием. "Я сам!"
- говорит трехлетний малыш. И это
значит, что он выделил себя из окружающего
предметного мира, отличил от других
людей. Для нас такое отличие
самоочевидно, иначе быть не может,
но для малыша - это заметный шаг
в развитии.
"Кто я?", "Каков
я?", "Что я могу" - спрашивает
себя подросток; и это - уже
иная форма и иной уровень
развития самосознания.
Самосознание - сложный
психический процесс, особая форма
сознания, характеризующаяся тем, что
оно направлено само на себя. В процессе
самосознания человек выступает
в двух лицах: он - и познающий, и
познаваемый.
Важной стороной
самосознания и показателем достаточно
высокого уровня его развития является
формирование такого его компонента,
как самооценка.
Что такое самооценка?
Самооценка - это оценка человеком
самого себя: своих качеств, возможностей,
способностей, особенностей своей деятельности.
Самооценка формируется в единстве
двух составляющих её факторов: рационального,
отражающего знания человека о себе,
и эмоционального, отражающего то,
как он как он воспринимает и оценивает
эти знания, в какой общий итог
(а диапазон здесь может быть очень
широк - от веры в собственную идеальность
до безоглядного самоуничижения) они
складываются. Таким образом, самооценка
отражает особенности осознания
человеком своих поступков и
действий, их мотивов и целей, умение
увидеть и оценить свои возможности
способности.
Самооценка имеет
ряд измерений: она может быть
правильной или ложной, относительно
высокой или низкой, устойчивой или
неустойчивой. Отличительной чертой
зрелой самооценки является дифференцированная
самооценка: человек четко осознаёт
и выделяет те сферы жизни, те области
деятельности, в которых он силен,
может достигнуть высоких результатов,
преодолеть значительные трудности, и
те, где возможности его заурядны.
На начальных этапах
развития ребенок оценивает
Самосознание и
самооценка проявляются и формируются
в деятельности, под непосредственным
воздействием социальных факторов - в
первую очередь - общения ребенка
с окружающими.
Формирование самооценки
связано с активными действиями
ребёнка, с самонаблюдением и
самоконтролем. Игра, занятия, общение
постоянно обращают его внимание
на самого себя, ставят его в ситуацию,
когда он должен как-то отнестись
к себе - оценить свои умения что-то
делать, подчиняться определенным требованиям
и правилам, проявлять те или иные
качества личности.
Решающее влияние
на формирование самооценки оказывают
два фактора: отношение окружающих
и осознание самим ребенком особенностей
своей деятельности, ее хода и результатов.
В каждом возрастном
периоде на формирование самооценки
преимущественно влияет та деятельность,
которая в этом возрасте является
ведущей. В младшем школьном возрасте
ведущей является учебная деятельность;
именно от ее хода и зависит в
решающей степени формирование самооценки
ребенка, она прямо связана с
его успеваемостью, успехами в учении.
Причем психологические исследования
показывают, что самооценка младших
школьников еще далеко не самостоятельна,
над ней довлеют оценки окружающих,
прежде всего оценки учителя. У хороших
учеников формируется, как правило,
высокая, часто завышенная самооценка,
у слабых - низкая, преимущественно
заниженная. У слабых учеников постепенно
начинает развиваться неуверенность
в себе, тревожность, робость, они
плохо чувствуют себя среди одноклассников,
настороженно относятся к взрослым.
Иной комплекс личностных
качеств начинает складываться, в
связи с высокой самооценкой,
у сильных учеников. Их отличает
уверенность в себе, нередко переходящая
в чрезмерную самоуверенность, привычка
быть первыми, образцовыми.
И недооценка, и переоценка
своих сил и возможностей - явление
далеко не безобидное для школьника.
Привычка к определенному положению
в классном коллективе - "слабо",
"средне" или "сильного", задающего
тон в учебе, - постепенно накладывает
отпечаток на все стороны жизни
ребенка. Все отношения детей
также начинают складываться под
влиянием этого, уже "узаконенного"
деления класса по результатам учебной
деятельности. "Звездами", к которым
больше всего тянутся сверстники,
в начальной школе оказываются
те ребята, у которых в дневниках
преобладают пятерки. Лишь позже, в
подростковом возрасте, оценки и самооценки
учащихся будут менять свои основания
и сами меняться. Ребята начнут высоко
ценить и качества хорошего товарища,
и смелость, и ловкость, и увлеченность
чем-то, и глубину интересов.
В подростковом возрасте
самооценка поднимается на качественно
новую ступень, обогащается новым
содержанием, приобретает новые
функции. Самое важное: именно в этом
возрасте ребенок начинает осознавать
себя как личность, обладающую определенными
психическими качествами, включенными
в определенную систему социальных
отношений. Знания подростка о себе
приобретают обобщенный характер. Познавая
себя в постоянном сравнении с
другими людьми, он начинает активно
выделять и усваивать нормы и
эталоны взаимоотношений; в сферу
осознаваемого включаются все виды
его деятельности и взаимоотношений
с окружающими. Самосознание становится
своеобразным "ядром" личности, оно
концентрирует в себе, как в
фокусе, основные изменения в развитии
личности.
Рассмотрим условия,
которые определяют и обеспечивают
развитие личности.
В подростковом возрасте
происходят большие изменения в
организме ребенка, идет его бурная
перестройка. Много изменений происходит
и в обстоятельствах жизни
подростка. Изучение основ наук, к
которому вплотную приступают школьники
в этом возрасте, предъявляет новые,
более высокие требования к их
мышлению, памяти и другим психическим
процессам. Новые учебные предметы,
возросший объем учебного материала
требуют совершенствования
Рост реальной самостоятельности
подростка ведет к тому, что
у него появляется новый взгляд на
себя, желание разобраться в себе,
всесторонне себя оценить.
Все эти изменения
и есть тот источник, тот основной
фактор, который стимулирует развитие
самосознания.
Подростковый возраст
и "по науке", и "по жизни" считается
"трудным", "критическим", "возрастом
противоречий". В эту пору быстро,
иногда за несколько месяцев происходят
такие изменения и в облике
и в поведении ребенка, что
он становится неузнаваемым, а его
поступки кажутся непонятными, необъяснимыми.
Связано появление
новых форм поведения подростка
с особенностями его
Многое в поведении
подростка объясняется
Если же учебная
деятельность - по тем или иным причинам
- в младшем школьном возрасте не
сформировалась, если ребенок не научился
учиться: у него не сложилась познавательная
мотивация, он не овладел формами самоконтроля,
не научился выделять учебные задачи,
объективно оценивать себя, - происходит
как бы столкновение, "наложение"
разнонаправленных требований и тенденций.
Взаимоотношения подростка с окружающими
- сверстниками и взрослыми - расширяются
и усложняются. Коллектив сверстников,
друзья, товарищи играют теперь в его жизни
очень важную роль. Подросток становится
очень чутким к мнению сверстников о себе,
к изменениям в их отношениях, много думает
об этом. Ему хочется завоевать авторитет
и уважение товарищей, добиться их признания.
Но если учебные занятия не дают для этого
оснований, а напротив, обнаруживают слабости
подростка, возникает своеобразный "внутренний
отход" от школы. Задача, которая стоит
в этом случае перед взрослым, - максимально
развитая и в то же время очень тактичная
помощь подростку в учебе, в овладении
навыками самостоятельной работы.
Развитие самосознания
подростка связано с острой потребностью
найти ответы на главные для него
вопросы: "Кто я?", "Каков я?",
"Что я могу?" Он сравнивает
себя со взрослыми и с товарищами.
Познание другого человека опережает
самого себя. Суждения подростков о
других людях часто более точны
и более критичны, чем их самооценки.
В дошкольном и младшем
школьном возрасте самосознание формировалось
в основном под влиянием внешних
факторов. Теперь подросток не только
"впитывает" внешние воздействия,
оценки окружающих - он начинает их анализировать:
какие-то оценки принимает, какие-то отвергает,
с чем-то соглашается, против чего-то
протестует. Теперь уже можно говорить
о формировании у ребенка знания
самого себя.
Осознавая свои особенности,
качества своей личности, подросток
стремится что-то изменить в самом
себе, в своих отношениях с окружающими:
в его жизни появляются осознанные
задачи самовоспитания. Свое поведение,
свои взаимоотношения с окружающими
подросток начинает строить на основе
"примеривания" требований взрослых,
коллектива сверстников, товарищей
к самому себе. Этот более высокий
уровень саморегуляции
Чрезвычайно важным
для развития подростка становится
общение со сверстниками, ведь ровесник
- человек, обладающий теми же правами
и теми же возможностями, что и
ты сам. Самооценка подростка формируется
под влиянием двух разнонаправленных
тенденций: с одной стороны, действует
желание быть похожим на своих
друзей, "делать всё, как все"; с
другой стремление к самовыражению,
желание "иметь своё лицо", быть
индивидуальностью. Это одно из наиболее
ярко выраженных противоречий подросткового
возраста.
Среди друзей подросток
ищет и находит образцы для
подражания; сопоставляя качества сверстников,
создает обобщенный образ того, на
кого он бы хотел походить.
Что же ценят подростки
в товарищах? Вот что они говорят
об этом сами: хороший товарищ - тот,
кто во всем помогает, никогда не
отказывает в просьбе, не бросит в
беде, заступается за слабых, сочувствует
при неприятностях, не сваливает
вину на других, не подведет, не предаст,
добросовестно относится к