Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:12, реферат
Что такое самооценка? Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк - от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются.
Взрослым следует
также помнить, что если у подростка
не складываются отношения с товарищами
в классе, он начинает искать новые
сферы общения, новых друзей за пределами
школы и в связи с этим очень
часто попадает в самые неблагоприятные
обстоятельства. Очень важно подростку
найти свое место в коллективе
класса.
Разобраться в себе,
в своих отношениях с окружающими,
правильно оценить себя - весьма
и весьма сложная задача и для
взрослого. Мы-то можем полагаться на
знания и опыт. А опыт подростка
еще так мал! Именно потому так
часты "издержки" самооценки. У
одного появляется излишняя ранимость,
неуверенность в себе. У другого,
наоборот, самоуверенность, зазнайство,
третий начинает приспосабливаться
к требованиям окружающих.
Вот тут и нужна
подростку помощь взрослого. Именно
взрослый может показать подростку
и пути самосовершенствования, и
средства их реализации. Только делать
это надо обязательно тактично, потому
что подросток и ждет помощи от
взрослого, и очень боится "обнародовать"
это. Его противоречивость очень
хорошо выразил знаменитый педагог
В. А. Сухомлинский. Он как бы подслушал
внутренний монолог подростка. "Не
опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте
каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками
присмотра и недоверия, не напоминайте
и словом о моей колыбели. Я самостоятельный
человек. Я не хочу, чтобы меня вели
за руку. Передо мной высокая гора. Это
цель моей жизни. Я вижу, думаю о
ней, хочу достичь ее, но взойти на эту
вершину хочу самостоятельно. Я уже
поднимаюсь, делаю первые шаги; и
чем выше ступает моя нога, тем
более широкий горизонт открывается
мне, тем больше вижу я людей, тем
больше познаю их, тем больше людей
видят меня. От величия и безграничности
того, что мне открывается, делается
страшно. Мне необходима поддержка
старшего друга. Я достигну своей
вершины, если буду опираться на плечо
сильного и мудрого человека. Но
мне стыдно и боязно сказать об
этом. Мне хочется, чтобы все считали,
что я самостоятельно, своими силами
доберусь до вершины". Вот что
сказал бы подросток, если бы он умел сказать
о том, что его волнует, и если
бы - самое главное - он захотел откровенно
обо всем сказать.
Самооценка подростка,
как уже отмечалось, формируется
в процессе его равнения на те моральные
ценности и требования, которые приняты
в кругу сверстников. В тех
случаях, когда подростки меняют
круг своего общения, может неожиданно
меняться и самооценка подростка. Такая
неустойчивость связана с тем, что еще
не сложились, "не укрепились" те
внутренние ее основы, критерии, на которые
опирается подросток, оценивая себя и
других. Задача взрослого - своевременно
увидеть эти трудности роста, помочь подростку.
Взрослый друг крайне
необходим подростку. Семья, отношения
ее членов друг к другу создают
ту атмосферу, которая в важнейшей
степени определяет характер отношений
подростка со взрослыми, его доверие
к ним.
Если в семье
преобладают отношения
Родителям необходимо помнить, что друзья подростка - это не только сверстники, но и взрослые. У них разные функции и роли, но и те, и другие необходимы подростку. В мире своих друзей он находит образцы для подражания, в реальной практике общения проверяет истинную ценность морально-этических требований, приобретает социальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы "взрослого поведения", постигает внутренний мир взрослого человека. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой "случайности" всегда стоит взрослый, отношения с ним.