Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 09:34, реферат

Описание

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Актуальность темы данной работы заключается в том, что по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания…………………………………………………………………………..4
1.1 Самосознание и его место в психической организации человека …………….4
1.2 Сознание и проблема возникновения самосознания ………………………….5
1.3 Уровни развития самосознания ………………………………………………..10
Глава 2. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»………………….11
2.1 Самосознание и образ «Я» …………………………………………………….11
2.2 Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми ………………………………………………………15
Глава 3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение..18
3.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания …………………………………………………………………………18
3.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки …………………………………………………………………………..20
3.3 Самооценка и самоуважение …………………………………………………..22
Заключение …………………………………………………………………………..25
Список использованных источников………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика Лена.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания…………………………………………………………………………..4

1.1 Самосознание и его  место в психической организации  человека …………….4

1.2 Сознание и проблема возникновения самосознания ………………………….5

1.3 Уровни развития  самосознания ………………………………………………..10

Глава 2. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»………………….11

2.1 Самосознание и образ  «Я» …………………………………………………….11

2.2 Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми ………………………………………………………15

Глава 3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение..18

3.1 Рефлексия и внутренний  диалог как необходимые условия  формирования самосознания …………………………………………………………………………18

3.2 Самооценка как одно  из центральных образований личности  – виды самооценки …………………………………………………………………………..20

3.3 Самооценка и самоуважение …………………………………………………..22

Заключение …………………………………………………………………………..25

Список использованных источников………………………………………………27

 

 

Введение 

Совокупность психических  процессов, посредством которых  индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление  человека о самом себе далеко не всегда адекватно.

Самосознание не изначальная  данность, присущая человеку, а продукт  развития. Актуальность темы данной работы заключается в том, что по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.

Способность осмыслить  и распознать то, что в жизни  подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, — это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство — мудрость.

Обобщение практического  знания человека о других людях является главным источником образования  отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем  сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано.

Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем  развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознаёт их с помощью оценок взрослых.

Однако требуется несколько  лет жизни, чтобы у ребенка  образовалось обобщенное отношение  к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые  возникают раньше, чем представления о «Я», и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам.

Лишь в процессе обобщения  этих представлений формируется  самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.

Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение  человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения.

Следовательно, осознать себя — это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.

 

Глава 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и  проблема возникновения самосознания

1.1 Самосознание  и его место в психической  организации человека 

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны  друг с другом функционально и  генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

“ Самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней .

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы  и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.

Самосознание  является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

 

1.2 Сознание  и проблема возникновения самосознания 

Сознание  является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Факторы, которые определяют процесс возникновение и развитие сознания, называют детерминантами или детерминаторами.

Внешними  детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных существах).

Сознание  присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием.

Сознание детерминировано  не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность — вторичной.

Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, память, воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не выходит за пределы психологических процессов.

Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единство объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.

В отдельных областях сознания последнее подчиняется  также и более специальным  законам. Так, в области познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:

а) как производительную силу, как природную «машину», производящую продукт;

б) как члена общества, т. е. как социальную единицу

в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в  отличие от машины, на которой он работает.

Как же можно определить сознание?

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека

Проблема  возникновения самосознания:

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание  есть определенная форма реального  явления - сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом. Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно.

Самосознание  обычно рассматривают лишь в плане  индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.

Наибольшую  гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимается психологическая наука). В обоих случаях мы не выходим из рамок обычного соотношения общего и отдельного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

Информация о работе Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания