Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 09:34, реферат

Описание

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Актуальность темы данной работы заключается в том, что по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания…………………………………………………………………………..4
1.1 Самосознание и его место в психической организации человека …………….4
1.2 Сознание и проблема возникновения самосознания ………………………….5
1.3 Уровни развития самосознания ………………………………………………..10
Глава 2. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»………………….11
2.1 Самосознание и образ «Я» …………………………………………………….11
2.2 Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми ………………………………………………………15
Глава 3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение..18
3.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания …………………………………………………………………………18
3.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки …………………………………………………………………………..20
3.3 Самооценка и самоуважение …………………………………………………..22
Заключение …………………………………………………………………………..25
Список использованных источников………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика Лена.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

Самораскрытие. Самосознание, в свою очередь, основывается на самораскрытии. Вы можете правильно понимать самих себя только в такой степени, в какой способны раскрыться или поделиться о себе с еще по крайней мере одним человеком. Соответствующее самораскрытие означает, что вы можете рассказать кому-то еще, кому вы полностью доверяете, то, что вы думаете и чувствуете, не опасаясь неодобрения или неприятия.

Психотерапия основывается на самораскрытии. Психотерапевты добиваются успеха в такой степени, в какой они могут заставить пациента раскрыться и точно рассказать им, что послужило причиной того, что они несчастливы или неудачливы. Один психолог недавно сказал: “Если бы каждый действительно научился слушать других людей, 75 процентов психотерапевтов в Соединенных Штатах, начиная со следующей среды, оказались бы без работы”. Для того чтобы честно раскрыть себя другому человеку, вы должны доверять этому другому. Вам нужно знать, что другой человек заботится о вас и что он не будет осуждать вас или порицать за что-то, что вы сказали или сделали в прошлом. Великая эмоциональная проблема XX века — это вина. Чувство вины возникает от ощущения никчемности, появляющегося в результате деструктивной критики и ошибок, которые, как вы чувствуете, сделали в прошлом. Большинство из нас сделали или сказали вещи, о которых сожалеют. Мы причиняли боль другим людям, и мы сожалеем об этом. Мы можем начать освобождать себя от этих негативных ощущений тем, что расскажем кому-нибудь другому о том, что мы делали или говорили. Эта форма катарсиса, или очищения, освобождает нас и позволяет нам ладить с самим собой весь остаток нашей жизни. Раскаяние не только полезно, но и существенно для души, для продолжительного счастья.

Когда вы безусловно одобряете  сами себя, вы наслаждаетесь более  высоким уровнем самооценки и  самоуважения. Вы лучше чувствуете себя во всем, что вы делаете. Вы освобождаете себя от негативных ощущений, которые  могут сдерживать вас и держать в подчинении. Благодаря caмopaскрытию вы можете снимать тяжесть с сердца и жить в ладу с самим собой.

 

Заключение

Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.

Итак, сознание выступает  как ключевое, исходное философское  понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.

Самосознание  является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

Феномен самосознания, который  кажется чем-то очень простым  и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.

Несмотря на огромные усилия, затраченные психологией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием.

Важно подчеркнуть, что  вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу  о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед психологической мыслью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на тесты по теме «Педагогика  высшей школы»

Номер текста

 

Номера ответов

а

б

в

1

 

+

 

2

+

   

3

 

+

 

4

+

   

5

+

   

6

+

   

7

+

   

8

   

+

9

+

   

10

   

+

11

+

   

12

+

   

13

   

+

14

 

+

 

15

   

+

16

   

+


 

Список использованной литературы

 

1. Дубровина И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 – 157.)

2. Немов Р.С. Психология: 1 т. – М., 2001. (Сознание человека: 132 – 142.)

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Издат. «Академия», 2001. - 512с.

4. Рогов Е. И. “ Психология человека “ – М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 1999. - 320 с.

5. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000. - 85с.

6.Сандомирский М.Е. Ментальные стратегии, психологические типы и измененные состояния сознания. - М.,1995.

7. Столяренко Л. Д. , Самыгин С. И. “ Психология и педагогика в вопросах и ответах “ – Ростов – на Дону ; “ Феникс “ , 1999. – 576 с.

8. Фолкэн Чак Т. “ Психология – это просто “ , пер. с англ. Р. Муртазина – М.; ФАИР – ПРЕСС , 2000. – 640 с.

 9. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1991. (Ошибочные действия: 7 – 48.)

 

 


Информация о работе Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания