Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:29, реферат
Вся воспитательная работа в школе VIII типа должна строится на основе общих и специальных задач, находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом. Для реализации поставленных задач в данных школах составляются планы, отвечающие требованиям, предъявляемым к данному типу школ, план воспитательной работы, который в полном объёме содержит комплекс воспитывающих и развивающих мероприятий по всем направлениям.
Санитарно-гигиеническое
воспитание учащихся
в коррекционной
школе VIII типа
Воспитательная
работа с детьми с нарушением интеллекта
выстраивается в целостную
Вся воспитательная работа в школе VIII типа должна строится на основе общих и специальных задач, находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом. Для реализации поставленных задач в данных школах составляются планы, отвечающие требованиям, предъявляемым к данному типу школ, план воспитательной работы, который в полном объёме содержит комплекс воспитывающих и развивающих мероприятий по всем направлениям.
Не
менее важной является работа по воспитанию
у воспитанников коррекционной школы
санитарно-гигиенических навыков: умению
соблюдать гигиену помещений и себя лично,
развивать навыки самообслуживания, бережно
относиться к своему здоровью, приобщаться
к ведению правильного образа жизни.
Примерный
санитарно-гигиенический
режим учреждения
Школа
работает по шестидневной рабочей неделе,
в две смены. Учебные занятия
в школе начинаются с 8.00 часов, заканчиваются
не позднее 17.20 ч. Начало занятий второй
смены-13.15 ч. Продолжительность уроков
не превышает 40 минут, в 1 классе -первое
полугодие 30 минут, второе -35 минут.
Расписание
уроков составляется в соответствии
с санитарными нормами и
В оздоровительных
целях в школе создаются
Режим
работы групп продленного дня
строится в соответствии с санитарными
нормами и правилами и с
учетом рекомендаций врача-психиатра.
Учащиеся
школы обеспечиваются проведением
медицинских осмотров в соответствии
с действующими требованиями. Дети,
имеющие отклонения в состоянии
здоровья, включаются в структуру
психолого-педагогической коррекции.
В школе реализуется лечебно-оздоровительная
программа по ЛФК (лечебной физкультуре)
для детей, имеющих специальную группу
здоровья.
Физическое
воспитание
Отличительной особенностью ребенка школьного возраста является непрерывный рост и развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку всех органов и тканей, их структурную перестройку.
На разных этапах детства процессы роста и развития протекают неодинаково: периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Однако между ними имеется тесная функциональная взаимосвязь.
Формирование движений, моторики ребенка -- один из важнейших компонентов его физического развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками мотивации физической активности детей.
В
физическом развитии ребенка с нарушениями
интеллекта, так же, как и в
психическом, имеются общие тенденции
с развитием нормально
У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. При беге у дошкольников с нарушениями интеллекта также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса. Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать -- ни на двух, ни на одной ноге. Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.
Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом.
Физическое воспитание и физическое развитие детей с нарушениями интеллекта должно быть направлено на решение задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений.
2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.
Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма.
Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.
Коррекционная
направленность должна пронизывать
всю работу по физическому воспитанию
детей с нарушениями
В режиме дня выделены специальные мероприятия, направленные на физическое воспитание детей: режим питания и сна, утренняя гимнастика (зарядка), прогулка, закаливающие и гигиенические процедуры.
В
«Программе воспитания и обучения умственно
отсталых детей дошкольного возраста»
(1991) предусмотрены специальные
В коррекции физического развития детей с нарушениями интеллекта важную роль играет создание режима двигательной активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, подвижных игр на прогулках в утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех занятиях у учителя-дефектолога и воспитателя.
Наряду с развитием общих движений большое место в коррекционной работе учитель-дефектолог отводит развитию и совершенствованию ручной моторики. Особое внимание уделяется развитию Согласованности действий обеих рук, развитию хватательных Движений, ребенок учиться хватать и удерживать различные предметы: крупные -- двумя руками, мелкие -- одной рукой. Кроме того, учитель-дефектолог уделяет большое внимание развитию и совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев. В этих целях используются игры и упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в дальнейшем театрализованные игры для рук.
Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются занятия. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи.
В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.
Специфика работы с детьми с нарушениями интеллекта состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности.
На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр. При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.
Известно,
что при поступлении в
Большую роль в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта играет правильное определение количества упражнений, которые должны благоприятно влиять на состояние здоровья детей, состояние их сердечно-сосудистой системы и снижение простудных заболеваний.
При
правильной постановке обучения физическое
воспитание способствует развитию личностных
качеств детей с нарушениями интеллекта
произвольного внимания, умения преодолевать
посильные трудности, контролировать
себя: развитию целеустремленности, настойчивости,
организованности, дисциплинированности,
смелости, правильному отношению к оценке
своих действий и положительному отношению
к сверстникам
Воспитание
гигиенических навыков
Навыки чистоты и опрятности должны воспитываться родителями в ребенке с первых лет жизни.
В школьном возрасте они
Гигиена школьника слагается из трех моментов: а) гигиена тела, б) гигиена одежды и обуви, в) гигиена жилища.
В понятие «гигиенические
Информация о работе Санитарно-гигиеническое воспитание детей в школах VIII типа