Санитарно-гигиеническое воспитание детей в школах VIII типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:29, реферат

Описание

Вся воспитательная работа в школе VIII типа должна строится на основе общих и специальных задач, находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом. Для реализации поставленных задач в данных школах составляются планы, отвечающие требованиям, предъявляемым к данному типу школ, план воспитательной работы, который в полном объёме содержит комплекс воспитывающих и развивающих мероприятий по всем направлениям.

Работа состоит из  1 файл

Санитарно-гигиеническое воспитание детей.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)

    Санитарно-гигиеническое  воспитание учащихся в коррекционной  школе VIII типа 

    Воспитательная  работа с детьми с нарушением интеллекта выстраивается в целостную систему  и проводится по всем направлениям, охватывающим весь воспитательный процесс  с учетом особенностей развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Вся воспитательная работа в школе VIII  типа должна строится на основе общих и специальных задач, находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом. Для реализации поставленных задач в данных школах составляются планы,  отвечающие требованиям, предъявляемым к данному типу школ, план воспитательной работы, который в полном объёме содержит комплекс воспитывающих и развивающих мероприятий по всем направлениям.

    Не  менее важной является работа по воспитанию у воспитанников коррекционной школы санитарно-гигиенических навыков: умению соблюдать гигиену помещений и себя лично, развивать навыки самообслуживания, бережно относиться к своему здоровью, приобщаться к ведению правильного образа жизни. 
 

Примерный санитарно-гигиенический  режим учреждения 

Школа работает по шестидневной рабочей неделе, в две смены. Учебные занятия  в школе начинаются с 8.00 часов, заканчиваются  не позднее 17.20 ч. Начало занятий второй смены-13.15 ч. Продолжительность уроков не превышает 40 минут, в 1 классе -первое полугодие 30 минут, второе -35 минут. 

Расписание  уроков составляется в соответствии с санитарными нормами и правилами  и с учетом рекомендаций врача-психиатра. Число уроков в день в 1-4 классах –не более 5, в 5-10 –не более 6. В середине недели (четверг) предусмотрен облегченный учебный день, продолжительность уроков в этот день –35 минут. 

В оздоровительных  целях в школе создаются условия  для удовлетворения биологической  потребности школьников в движении. Эта потребность реализуется через уроки физкультуры 2 раза в неделю, уроки ритмики, организацию подвижных перемен и физкультминуток. 

Режим работы групп продленного дня  строится в соответствии с санитарными  нормами и правилами и с  учетом рекомендаций врача-психиатра. 

Учащиеся  школы обеспечиваются проведением  медицинских осмотров в соответствии с действующими требованиями. Дети, имеющие отклонения в состоянии  здоровья, включаются в структуру  психолого-педагогической коррекции. В школе реализуется лечебно-оздоровительная программа по ЛФК (лечебной физкультуре) для детей, имеющих специальную группу здоровья. 
 

    Физическое  воспитание 
 

    Отличительной особенностью ребенка школьного  возраста является непрерывный рост и развитие, которые проявляются  в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку всех органов и тканей, их структурную перестройку.

    На  разных этапах детства процессы роста  и развития протекают неодинаково: периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Однако между ними имеется тесная функциональная взаимосвязь.

    Формирование  движений, моторики ребенка -- один из важнейших  компонентов его физического  развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками мотивации физической активности детей.

    В физическом развитии ребенка с нарушениями  интеллекта, так же, как и в  психическом, имеются общие тенденции  с развитием нормально развивающихся  детей. Наряду с этим наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения -- синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов.

    У большинства же детей, поступающих  в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются  явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. При беге у дошкольников с нарушениями интеллекта также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса. Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать -- ни на двух, ни на одной ноге. Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.

    Вместе  с тем, индивидуальные различия в  физическом развитии детей с нарушениями  интеллекта очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом.

    Физическое  воспитание и физическое развитие детей  с нарушениями интеллекта должно быть направлено на решение задач  двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений.

    2. Специфические задачи, направленные  на коррекцию, компенсацию и  предупреждение отклонений в  физическом развитии, обусловленных  характером нарушений.

    Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма.

    Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.

    Коррекционная направленность должна пронизывать  всю работу по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта, в том числе и при осуществлении  общих задач. Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях.

    В режиме дня выделены специальные  мероприятия, направленные на физическое воспитание детей: режим питания  и сна, утренняя гимнастика (зарядка), прогулка, закаливающие и гигиенические процедуры.

    В «Программе воспитания и обучения умственно  отсталых детей дошкольного возраста» (1991) предусмотрены специальные занятия  по физическому воспитанию, которые  проводятся 3 раза в неделю во всех возрастных группах. Большое место в развитии основных и ритмических движений отводится также на занятиях по музыкальному воспитанию.

    В коррекции физического развития детей с нарушениями интеллекта важную роль играет создание режима двигательной активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, подвижных игр на прогулках в утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех занятиях у учителя-дефектолога и воспитателя.

    Наряду  с развитием общих движений большое  место в коррекционной работе учитель-дефектолог отводит развитию и совершенствованию ручной моторики. Особое внимание уделяется развитию Согласованности действий обеих рук, развитию хватательных Движений, ребенок учиться хватать и удерживать различные предметы: крупные -- двумя руками, мелкие -- одной рукой. Кроме того, учитель-дефектолог уделяет большое внимание развитию и совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев. В этих целях используются игры и упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в дальнейшем театрализованные игры для рук.

    Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются занятия. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи.

    В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.

    Специфика работы с детьми с нарушениями  интеллекта состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению  с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности.

    На  начальных этапах обучения целесообразно  проводить с детьми бессюжетные  подвижные игры, так как у них  еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют  ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр. При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.

    Известно, что при поступлении в специальное  дошкольное учреждение многие дети с нарушениями интеллекта совсем не владеют речью и не понимают даже простейших словесных инструкций. Поэтому на первых годах обучения основными методами являются наглядные и практические. В начале обучения детей надо учить действовать по подражанию действиям взрослого. Весь первый год подражание остается основным методом обучения. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает и роль речи.

    Большую роль в физическом развитии детей  с нарушениями интеллекта играет правильное определение количества упражнений, которые должны благоприятно влиять на состояние здоровья детей, состояние их сердечно-сосудистой системы и снижение простудных заболеваний.

    При правильной постановке обучения физическое воспитание способствует развитию личностных качеств детей с нарушениями интеллекта произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя: развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам 
 
 

    Воспитание  гигиенических навыков 
 

    Навыки  чистоты и опрятности должны воспитываться  родителями в ребенке с первых лет жизни.

      В школьном возрасте они развиваются  и закрепляются. Гигиеническое воспитание  школьника надо проводить ежедневно, терпеливо, настойчиво, используя личный пример.

      Гигиена школьника слагается  из трех моментов: а) гигиена  тела, б) гигиена одежды и обуви,  в) гигиена жилища.

      В понятие «гигиенические навыки»  входит не только соблюдшие  чистоты тела, одежды и жилища. Все эти моменты неразрывно связаны с закаливанием, с воспитанием в широком смысле этого слова. Например, очень хорошо, когда у ребенка 8—10 лет чисто умыто лицо, вымыта шея. Но эта процедура приносит мало пользы, если умывание производится теплой водой, да к тому же без участия самого ребенка. Умывание должно быть и средством закаливания, поэтому надо использовать прохладную воду. Выполнение этой процедуры приучает школьника к самостоятельности, опрятности, поэтому он обязательно должен умываться сам. Старшие школьники должны быть не просто исполнителями гигиенических требовании взрослых, а и сознательными носителями и пропагандистами гигиенических навыков.

Информация о работе Санитарно-гигиеническое воспитание детей в школах VIII типа