Санитарно-гигиеническое воспитание детей в школах VIII типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:29, реферат

Описание

Вся воспитательная работа в школе VIII типа должна строится на основе общих и специальных задач, находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом. Для реализации поставленных задач в данных школах составляются планы, отвечающие требованиям, предъявляемым к данному типу школ, план воспитательной работы, который в полном объёме содержит комплекс воспитывающих и развивающих мероприятий по всем направлениям.

Работа состоит из  1 файл

Санитарно-гигиеническое воспитание детей.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)

      Гигиена тела слагается из  ухода за кожей, волосами, зубами. Сюда же следует отнести и утреннюю гигиеническую гимнастику.

      День школьника должен начинаться  с утренней зарядки. Ежедневная  утренняя гимнастика исключительно  благотворно действует на организм  ребенка. Утренняя зарядка обеспечивает  рабочую «настройку» центральной  нервной системы ребенка и позволяет ему быстро почувствовать себя бодрым, энергичным, способным сразу приступить к приготовлению уроков.

      После зарядки дети приходят  в школу более жизнерадостными,  активными, хорошо воспринимают  объясняемый материал.

      В то же время гимнастика является началом физической подготовки школьника к специальным спортивным упражнениям и различным видам спорта.

      Вот почему почти во всех  школах перед началом занятий  во дворе или в спортзале  (7—10 минут) проводится общая зарядка  для всех школьников. Исключение составляют больные или слабые дети, с которыми следует заниматься отдельно по рекомендованной школьным врачом программе. Детям с нарушениями осанки рекомендуются специальные упражнения (см. статью Т. Р. Никитина «О развитии правильной осанки и профилактике искривлений позвоночника у детей»).

    С первых же занятий надо приучить ребенка  правильно и глубоко дышать через  нос, не задерживать дыхания во время  выполнения упражнений. Во время зарядки  необходимо наблюдать за правильной осанкой школьника (поднятая голова, развернутые плечи, подобранный живот). Все упражнения выполняются четко, без торопливости и чрезмерного напряжения мышц. Очень полезно, если родители первоначально сами покажут упражнения ребенку.

      Начинать утреннюю гимнастику.следует  с энергичной ходьбы по комнате или на месте в течение 30—40 секунд. Ходьба как бы «разогревает» организм, настраивает его. После первых занятий гимнастикой у ребенка обычно возникает боль в мышцах, которая проходит через несколько дней. Если во время упражнений, или после них появится утомляемость, слабость, головная боль, одышка, сердцебиение, надо прекратить занятия, обратиться за советом к школьному врачу; возобновить занятия можно только с его разрешения.

      Гимнастику надо делать в хорошо  проветренном помещении, легко одетым (майка, трусы, тапочки). После гимнастики школьник должен сделать влажное обтирание или обливание, умыться прохладной водой, вычистить зубы (или прополоскать рот, если зубы были вычищены на ночь). Затем надо привести в порядок ногти и волосы, убрать постель, одеться и приступить к завтраку.

      Необходимо с детских лет выработать  у человека нетерпимое отношение  к грязным рукам, длинным неряшливым  ногтям, неопрятной голове, невычищенным  зубам.

      Тщательный и правильный уход  за кожей предотвращает кожные заболевания и сохраняет здоровую красивую кожу. Но дело не только в этом.

      Гигиеническое состояние кожи  влияет на состояние всего  организма. Заболевания ее могут  отразиться на внутренних органах.

      Следует остановиться также на  уходе за волосами. В основном вопрос этот касается девочек, особенно имеющих косы. Родители должны постоянно следить за опрятностью головы детей, научить их расчесывать и заплетать волосы, мыть голову не реже одного рала в неделю, следить, чтобы ребенок не заразился грибковыми заболеваниями от домашних собак или кошек, что может привести к выпадению волос, к ломкости их, облысению.

      Каждому человеку понятно, что  здоровые зубы необходимы для  тщательного разжевывания пищи, для правильного пищеварения,  но этим не исчерпывается их роль. Гнилые зубы служат источником тяжелых заболеваний, таких, как ангина, ревматизм.

      Если некоторое время не чистить  зубы, они покрываются налетом,  на них откладывается зубной  камень. Эти отложения образуются  из остатков пищи, из минеральных  солей и огромного количества микробов, находящихся в полости рта. Остатки пищи, оседая в щелях между зубами, гниют и служат прекрасной средой для размножения различных болезнетворных микробов.

      Правильный уход за зубами  заключается в ежедневной чистке  их на ночь. Чистить надо не только наружную, но и внутреннюю поверхность зубов. Для удаления остатков пищи между зубами движения щеткой производят снизу вверх и сверху вниз, а не только горизонтальные.

      Каждый член семьи, в том  числе и каждый ребенок, должен  иметь свою отдельную, соответствующую его возрасту зубную щетку, отдельный стакан, в котором она хранится. После каждого употребления щетку следует тщательно вымыть теплой водой с мылом.

      Для удаления остатков пищи  надо прополаскивать рот после  еды. Родители должны тщательно следить за полостью рта ребенка, своевременным выпадением молочных зубов и прорезыванием постоянных, гигиеническими процедурами ухода за ними; не реже 2—3 раз в год показывать ребенка зубному врачу.

      У школьника необходимо выработать  привычку мыть руки после посещения уборной, перед каждым приемом пищи. Надо объяснить ему, что на коже рук оседает большое количество грязи, содержащей различные бактерии, которые могут вызвать заболевания — дизентерию, брюшной тиф и др.

      Перед оном ребенок должен умыться, почистить зубы или прополоскать рот (зубы можно чистить и утром).

      Для поддержания чистоты кожи  и для закаливания организма  ребенка следует приучить также  ежедневно мыть ноги на ночь  прохладной водой.

      Обязательным является еженедельное  мытье всего тела теплой водой с мылом и мочалкой.

      Несколько слов о гигиене наружных  половых органов. Остатки мочи, отделяемое сальных желез и  отмирающие поверхностные клетки  кожи образуют массу, которая  скапливается в складках наружных  половых органов девочек и  в области крайней плоти у мальчиков. Помимо дурного запаха, при этом создаются благоприятные условия для размножения здесь микробов, которые могут вызвать образование гнойников и пр.

      Вот почему обмывание наружных  половых органов теплой кипяченой  водой с мылом должно стать таким же необходимым навыком, как, например, ежедневная чистка зубов.

      Девочек надо научить подмываться  правильно: чисто вымытыми руками  и струей воды, направляемой спереди  назад.

      С наступлением полового созревания, когда у девочек появляются менструации, а у мальчиков поллюции, соблюдение чистоты половых органов особенно важно. Во время менструаций подмываются 2 раза в день, пользуются чистыми марлевыми прокладками. Обязательным является обмывание половых органов мальчиков после поллюций.

      Родителям следует без ложного  стыда и излишней фиксации  внимания к этому вопросу научить  сына или дочь соблюдать гигиену  половых органов.

      Гигиена одежды. К одежде школьника  предъявляются особые требования.

      Она должна быть достаточно  теплой, легкой, удобной, простой по покрою, чтобы не стеснять движений, не затруднять дыхание и кровообращение.

      Не рекомендуется шить или  покупать детям одежду с запасом,  «на рост», так как она затрудняет  движения ребенка.

      Не приходится специально говорить  о чистоте одежды ребенка, особенно его нижнего белья и чулок. Нижнее белье школьника надо менять один раз в 6—7 дней зимой и в 3—4 дня летом. Пропитанное выделениями потовых и сальных желез, оно уже перестает впитывать их, а лишь раздражает и загрязняет кожу.

      Обувь школьника должна быть на кожаной подошве. Девочкам не следует носить обувь на высоких каблуках, это может повести к плоскостопию, к неправильному развитию костей таза, что влечет за собой нарушение в расположении внутренних половых органов.

      Нужно научить детей следить за чистотой своей одежды, выработать у них привычку к опрятности. Школьникам, начиная с 3—4-го класса, надо самостоятельно чистить свою одежду и обувь, научиться аккуратно складывать платье, стирать носовые платки, чулки, носки.

    Гигиена жилища. Не останавливаясь подробно на вопросах ухода за жилищем, санитарных нормах его и т. д., следует напомнить, что у ребенка в семье должен быть отдельный угол в комнате. Совершенно необходима отдельная кровать, белье на которой меняется каждые 7—8 дней, желателен отдельный столик для занятий.

      Школьник должен сам убирать  свою постель, поддерживать порядок  на столе.

      Младших школьников надо привлекать  к уборке комнаты, мытью посуды  и пр. С 5—6-го класса дети  должны без помощи взрослых  производить полную уборку комнаты.

      Помните, что гигиенические навыки, привитые с детства, остаются  у нас на всю жизнь. 
 
 

    Литература: 

    1. http://antonioracter.narod.ru/nayka/health-school/04-03-hygiene.html

Информация о работе Санитарно-гигиеническое воспитание детей в школах VIII типа