Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:14, контрольная работа
Семейное воспитание (то же самое -- воспитание детей в семье) -- общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах -- социальной.
Глава 1. Значение семьи в развитии личности в современном обществе 3
Глава 2. Роль матери в воспитании детей 4
Глава 3.Роль отца в воспитании детей 5
Глава 4. Психологические особенности воспитания в неполной семье 7
Глава 5. Психологические аспекты в воспитании детей в однодетной и многодетных семьях 8
Глава 6. Психологические основы совместимости членов семьи 10
Глава 7. Ожидание от семьи мужчин и женщин 12
Список использованной литературы: 14
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: Психология и педагогика
на тему: Семейное воспитание и семейная педагогика
шифр 320 Зубкова В.С.
Проверил:
Астрахань,2001
Глава 1. Значение семьи в развитии личности в современном обществе 3
Глава 2. Роль матери в воспитании детей 4
Глава 3.Роль отца в воспитании детей 5
Глава 4. Психологические особенности воспитания в неполной семье 7
Глава 5. Психологические аспекты в воспитании детей в однодетной и многодетных семьях 8
Глава 6. Психологические основы совместимости членов семьи 10
Глава 7. Ожидание от семьи мужчин и женщин 12
Список использованной литературы: 14
Семейное воспитание (то же самое -- воспитание детей в семье) -- общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах -- социальной.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок -- зеркальное отражение друг друга.
В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию -- воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Будем надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход, и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.
Не буду приводить ужасающие сравнения, характеризующие ухудшение семейного воспитания по сравнению с недавним прошлым. Отмечу лишь, что легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.
Что может взять ребенок в полуразрушенной семье? Ведь хорошо известно, что именно в семье и через семью формируются его первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.
Подытоживая эти в общем хорошо известные воспитательные функции семьи, приходим к выводу:
* влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
* в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;
* семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья -- такое общество;
* семья обеспечивает преемственность традиций;
* важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
* существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Участие матери в воспитании сына или дочери не только важно, но даже необходимо: от влияния матери во многих отношениях зависит будущий характер ребенка, в ее руках находится возможность дать его пробуждающимся мыслям то или другое направление. Ответственность матери велика, обязанности ее священны. Для достойного выполнения подобных обязанностей кроме истинного материнского чувства, к которому способна каждая женщина, необходимо еще предварительное теоретическое приготовление, необходимо умственное развитие, которое внушило бы матери-воспитательнице правильный взгляд на ее задачу, которое предохранило бы ее в деле воспитания от увлечений и ошибок. В воспитании своих детей мать должна действовать с полным бескорыстием, не стараясь приобрести над ними исключительного влияния, которое могло бы подавить их самостоятельность или дать их душевным способностям одностороннее направление. Влиянию этому дети могут подчиниться тем более, что оно не тяготит их, что оно проникнуто искренней любовью и не имеет ничего общего с тем грубым деспотизмом, который всегда, рано или поздно, вызывает противодействие со стороны угнетенных. Здесь воспитанники не видят ни наказаний, ни строгих выговоров; им хорошо, они любят свою мать всеми силами детской души и с удовольствием привыкают не думать о своих потребностях и даже удовольствиях, не обсуживать своих поступков, смотреть на все глазами матери и, не формируя себе ни собственного мышления, ни собственной воли, повиноваться по силе инерции. Есть возраст, когда такое повиновение необходимо; но должно желать, чтобы возраст этот кончался как можно раньше, чтобы воспитаннику было время упражнять мыслительные способности и волю прежде, нежели он выйдет из родительского дома и вступит в действие тельную жизнь. Но ребенок не может таким образом соображать и рассчитывать, он не может знать, что ему понадобится самостоятельность, и потому не может сам постепенно освобождать себя из-под влияния матери. Здесь должна действовать сама мать; она сама должна приучать обдумывать и взвешивать ее приказания, которые мало-помалу должны изменять свой характер и переходить в советы и наставления; она сама должна развивать в нем практическую способность ума и предостерегать его от слепого подчинения авторитету.
Для выполнения этой задачи необходимо теоретическое размышление над целями и средствами педагогической деятельности. Матери необходимо заранее определить себе свою роль, свое значение в деле воспитания.
Об отцовской любви много не говорят. Гораздо чаще вспоминают любовь материнскую. Ее обожествляют и считают всеохватывающей, незаменимой, невосполнимой. И тут много правды. У матери к ребенку несравненно более «естественная» дорога, чем у отца. У многих и многих поколений забота о ребенке была исключительно женским делом. К тому же женщина уже в период беременности постепенно и очень интимно знакомится со своим дитем. Она вынашивает зарождающуюся жизнь в собственном теле. И когда потом в один прекрасный день пуповина отделится, и появится отдельное человеческое существо, и заявит о своих правах, то до психологически радикального разделения матери и дитя дело еще не дойдет. Начинается кормление, уход, забота о младенце, он всегда рядом, близко, не дальше чем на расстоянии голоса, так начальная биологическая связь превращается в психологическую, которая потом продолжается всю жизнь.
С отцом дело обстоит несколько иначе. Он приходит, как говорят, более или менее на готовое. К своей новой функции обычно он подготовлен недостаточно и не знает, как к ней подступиться. В собственном теле ничего исключительного он не почувствовал. Только товарищи теперь похлопывают по плечу и поздравляют с несколько ироническим оттенком в голосе. У него теперь больше забот, больше работы, в доме больше беспорядка, его личные потребности отошли на задний план, а в эмоциональных интересах жены он чувствует себя вытесненным с позиции, которую раньше он безраздельно занимал, куда-то на окраину. Иногда заходит так далеко, что ему приходится себя одергивать, чтобы не ревновать жену к новому маленькому существу.
С давних пор так было всегда. Но сегодня отцовская функция тоже претерпела изменения, ее содержание стало несколько иным.
Психологические исследования показали, что функция отца в последние десятилетия изменилась гораздо значительнее, чем матери. И изменилась заметно к лучшему. Сегодня отцы несравненно больше проводят времени с детьми. Они глубже переживают интимность семейной жизни, чем их деды. Раньше основная роль отца заключалась в том, что он обеспечивал семью пропитанием и силой и ловкостью защищал от внешней опасности. Сегодня его обязанности гораздо больше направлены внутрь семьи, чем во вне. Внешняя опасность потеряла свое значение, и ее место заняла опасность внутренняя. Семье давно уже не грозит нападение зверей или враждебного племени, ей грозят недоразумения, недостаток любви, недостаток внимания друг к другу. В этом суть так называемой семейной дисфункции, о которой ныне мы так часто читаем на страницах специальных изданий. С такой точки зрения к уже имевшимся отцовским функциям добавилась еще одна новая, а точнее сказать, одна из древнейшие функций приобрела новое чрезвычайно важное значение. Что сегодня конкретно мы требуем от молодого отца? Ответственности, верности, надежности! Хочется, чтобы он и многое умел, и не только чисто технически, что и как делать, как справиться с миром вещей и миром природных явлений, но также чтобы он умел понять жену, своих и ее родителей, предотвратить конфликт и разрешить случившийся, чтобы понимал ребенка и его нужды, требования и права, чтобы представлял, как подготовить его к будущей жизни и незаметно направлять и т. д. Книги об уходе, кормлении и воспитании детей должны бы быть в руках сегодняшних молодых отцов так же естественны, как они естественны в руках мам и бабушек. В наши дни отец во много раз больше воспитатель, чем когда-либо раньше. Хотя бы потому, что он вступает в интимные отношения с ребенком с самых первых недель, имеет возможность уже в начале формировать строительство его личности и при новом разделении обязанностей в семье выполняет целый ряд работ, которые раньше считались «женскими». Сегодня отцу не приходится столько трудиться, чтобы обеспечить семье пропитание, но зато бесконечно сложнее стали психологические задачи. И в этом новая небывалая ценность отцовской роли.
Что подразумевается под неполной семьей? Если семья в основной форме состоит из двух родителей и ребенка или нескольких детей, то в неполной семье с ребенком или детьми остается только один родитель, причем второго нет, или, говоря официальным языком, он «не прописан в семье для постоянного проживания».
Неполные семьи существуют испокон века. Целое тысячелетие причиной их появления служила смерть одного из родителей. Были вдовцы, вдовы и сироты. Общество традиционно это учитывало и имело традиционные подходы к подобным проблемам. Защита вдов и сирот считалась признаком рыцарства, показателем набожности, гражданской добродетели. Существовали сиротские приюты и традиционные понятия (психологически и педагогически крайне сомнительные) мачехи и отчима. Разводы также не изобретение современности, и существуют они с давних времен. И все же так массово они распространились только в последние десятилетия. Со снижением смертности людей среднего возраста существенно снизилось число сирот и полусирот, зато относительно прибавилось число неполных семей из-за разводов или внутреннего распада.
Опасность грозит детям, которые растут в семьях, где отношения поддерживаются лишь формально, в семьях, внутренне распавшихся, в семьях с чисто потребительскими интересами, там, где дети не желанны и заброшены, отодвинуты на предпоследнее место в ценностной иерархии родителей, а также и детям, которые живут только с одним родителем вместо двух.
У многих детей после смерти одного из родителей появляются признаки депрессии. Между тем подробное изучение детской скорби раскрыло, что речь идет не просто об утрате кого-то любимого, речь идет об общей эмоциональной атмосфере семьи. Есть семьи, где проявление детского чувства к родителям понимают и поддерживают -- в таких семьях и скорбь находит естественное выражение. А есть семьи, где проявление детских чувств считают ребячеством и баловством -- в них скорбь подавляет ребенка. А это, естественно, оказывает влияние на будущую совместную жизнь растущего человека с оставшимся родителем. И картина, которую мы видим в семье, где кто-то умер, очень схожа с той, какая складывается после развода или отъезда одного из родителей.
Итак, эмоциональную атмосферу мы должны отнести к факторам, глубоко влияющим на развитие личности ребенка в неполной семье.
Если же детям в неполной семье острее угрожает эмоциональная субдепривация, чем в семье полной, и если число неполных семей угрожающе растет, нельзя откладывать исправление и профилактику до тех пор, «пока все будет ясно». Помощь детям, растущим в семьях, над которыми нависла угроза, -- сегодня одна из самых неотложных задач общества.
Наиболее острая проблема неполной семьи, возникающая вследствие развода, -- с кем проживать ребенку. Не будем лукавить: после расторжения брака ребенок в подавляющем большинстве остается с матерью. Отец при этом обязывается оказывать ему материальную помощь. Дети передаются на воспитание отцам лишь в исключительных случаях -- когда мать страдает алкоголизмом или психически больна. Доля отцов, остающихся с ребенком, составляет, по некоторым оценкам, менее 1%. Обнаруженная асимметрия в пользу матери носит повсеместное распространение, однако разброс удельного веса семей "отец--ребенок" значителен: в России, повторю, около 1%, тогда как в США -- 10%. Причины половой дискриминации многообразны, но главная из них -- стереотип материнства, его бессознательная поддержка судьями, которые, как правило, женщины. В результате "разлад" супружества дополняется кризисом родительства.
В наши дни супружеское счастье не измеряется количеством детей. Скорее напротив. С одной стороны, чем больше детей, тем меньше времени остается у супругов для себя и друг для друга, тем меньше возможностей для совершенной супружеской гармонии и для так называемой самореализации. С другой стороны, у бездетной пары жизнь тоже неполна, чего-то им не хватает -- в частности, самореализации супругов в функции родителей и воспитателей следующего поколения. Лучший пример сказанному мы видим в супружеских парах, которые по какой-то причине не могут иметь детей и в своей мечте о наполнении супружеской жизни заходят так далеко, что берут как своего или принимают на воспитание «чужого» ребенка.
Для того чтобы в семье всем было хорошо, надо соединить предпосылки для счастья супругов с предпосылками для счастья детей. Поэтому сегодня в семье гораздо чаще, чем когда-либо раньше, число детей ограничивается, планируется, и планы точно соблюдаются. Как свидетельствует статистика, сказанное не относится только к первому ребенку, что же касается второго и третьего, то в подавляющем большинстве случаев его появление заранее рассчитывается. И сам собой встает вопрос, сколько детей мы можем себе позволить. Куда мы поставим его кроватку, кто будет с ним сидеть, кто нам поможет? И т. д. и т. п. Некоторые родители решаются только на одного ребенка, некоторые на двух, тех, кто хотел бы иметь трех, уже совсем мало, и только доли процента приходятся на людей, которые имеют четырех и более детей.
Во время опроса родителям задавали и такой вопрос, сколько детей должно быть в семье, чтобы это приносило пользу каждому отдельному ребенку. И ответ в большинстве случаев звучал так: не меньше трех или четырех. О том, что для ребенка полезнее быть единственным, заявили менее двух процентов опрошенных.
Информация о работе Семейное воспитание и семейная педагогика