Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:14, контрольная работа
Семейное воспитание (то же самое -- воспитание детей в семье) -- общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах -- социальной.
Глава 1. Значение семьи в развитии личности в современном обществе 3
Глава 2. Роль матери в воспитании детей 4
Глава 3.Роль отца в воспитании детей 5
Глава 4. Психологические особенности воспитания в неполной семье 7
Глава 5. Психологические аспекты в воспитании детей в однодетной и многодетных семьях 8
Глава 6. Психологические основы совместимости членов семьи 10
Глава 7. Ожидание от семьи мужчин и женщин 12
Список использованной литературы: 14
Тут мы все заодно: полезнее детям, полезнее для воспитания, чтобы в доме была небольшая естественная группка, чем если бы каждый рос в одиночестве.
Однако не будем несправедливы к единственным детям, следует признать, что у них в жизни есть некоторые бесспорные преимущества. Психологическими тестами, например, обнаружено, что в среднем они душевно более зрелы, обычно у них лучше школьная успеваемость, шире общие знания, которые они получают от более частых встреч с взрослыми, они более искусны в отношениях с взрослыми, у них больше возможностей научиться разным полезным и престижным умениям.
Но есть в их положении и невыгода. Она вытекает из особенностей нашей эпохи с ее растущими требованиями. Уже давно перестало быть непререкаемой истиной, что единственный ребенок обязательно избалован, как говаривали в пору наших бабушек. Единственный ребенок в наши дни часто перегружен и окружен тревожным вниманием. В многодетной семье ребята понемногу разделяет между собой требования, которые предъявляют к ним родители, и что не сделает один, выполнит за него другой. А единственный должен как бы выполнить все сам -- хорошо учиться, заниматься спортом, ходить в музыкальную школу, овладевать иностранным языком и еще многое другое. Нельзя сказать, что ему легко живется.
Мы уже говорили, что братья и сестры тоже наши воспитатели. Воспитательное воздействие окружающей группы детей имеет специфические черты, которые мы вряд ли где-нибудь еще встретим и которые исключительны и важны.
В каждой семье дети создают полностью обособленный мирок. Не нужно обширных исследований, чтобы признать: они гораздо больше времени проводят друг с другом, чем с кем-либо из родителей. Один брат для другого, одна сестра для другой неисчерпаемый источник развивающих стимулов. Причем внутренние отношения в каждой такой детской группе строятся на особенностях поведения и темперамента каждого и на ряде других факторов. И даже если бы все остальное оставалось неизменным, одно уж точно оставаться неизменным не может -- возраст и очередность рождения. Это значит, что вся группа развивается и меняется по мере того, как дети растут, а их родители стареют.
Группа братьев и сестер характеризуется и другими чертами, которые превращают ее в чрезвычайно важный воспитательный фактор. Это «детское общество». Обычно они близки по возрасту (в любом случае разница в годах между ними меньше, чем между ними и родителями). Интересы и потребности у них тоже «близкие», хотя, разумеется, не тождественные. Один для другого выступает скорее в роли партнера, чем любой из родителей или взрослых членов семьи. Закономерно, что между детьми возникает множество конфликтов, как мы уже говорили в начале раздела, но в то же время их «партнерство»-- источник множества общественно позитивных ситуаций и тенденций. Тут формируются «соучение», «соигра» и «сотрудничество». Дети в семье умеют некрасиво ссориться, но иногда умеют и прекрасно беседовать, и хранить тайну, и придумать какой-нибудь сюрприз, разделить работу и т. д.
Помимо представления, что я это я, в многодетной семье очень быстро возникает сознание, что есть мы -- дети, братья, сестры! К тому же жизнь в детской группе весьма действенно способствует так называемой дифференциации личности. Мы часто наблюдаем, как один ребенок в семье хочет делать точно то же, что другой, уметь то, что умеет другой, так же выглядеть и т. д. Но с другой стороны, каждый из них с таким же упорством защищает что-то свое, хочет уметь что-то другое, делать что-то другое. Хочет быть самим собой, а не только старшим или младшим братом.
Нельзя забывать и о тех психологических исследованиях, которые показывают, что жизнь в семейной детской группе -- прекрасная жизненная подготовка к будущим собственным родительским обязанностям. Нигде больше ребенок не найдет столько стимулов, наблюдений и мотиваций к семейной жизни, чем в сообществе братьев и сестер. Те, кто вырос в многодетной семье, обычно не только планируют иметь больше детей, но и рождение ребенка воспринимают с меньшими опасениями и неуверенностью и потом лучше умеют наладить его воспитание, чем те, у кого не было в ранние годы «детского общества».
Если семья состоит из матери, отца и ребенка, то, в сущности, тут только три взаимных связи. А если трое детей, то связей уже десять. Если в семье двое детей, то таких связей шесть. И это достаточно богатое переплетение, которое приносит много жизненных стимулов, и приносит всем -- родителям, детям и другим взрослым, которые каким-то образом принадлежат к данной семье.
Иногда и в самом деле трудно иметь более чем одного ребенка. Это ведь очень серьезное дело! Но если возможно, то все же лучше двух или трех!
Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности.
Совместимость образует иерархию уровней, на нижнем из которых находится психофизиологическая совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных актов. Следующий уровень образует согласованность функционально-ролевых ожиданий, представлений участников о том, что, как, с кем и в какой последовательности должны делать члены группы при решении общей задачи. Высший уровень групповой совместимости включает ценностно-ориентационное единство. Оно есть показатель групповой сплоченности, отражающий уровень или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к каким-либо объектам: целям деятельности, лицам, идеям, событиям, оценкам и т.п., наиболее значимым для группы в целом, а также согласованное принятие и возложение ответственности за успехи и неудачи деятельности группы.
Семейные роли можно определить как повторяющиеся и устойчивые права, обязанности и функции членов семьи в семейной кооперации и разделении труда. Данная трактовка семейной роли включает и наши представления и связанные с ними ожидания относительно прав, обязанностей и функций себя и других, которые также должны быть непротиворечивыми и согласованными. Можно также объяснить, что система наших брачно-семейных представлений является столь сложной, что удивляться их несовпадению не приходится, причем происходит это несовпадение из-за трех основных причин.
Первая из них связана с тем, что наши представления о браке и семье чем дальше, тем более и более утончаются, насыщаются подробностями, поскольку семья ныне все меньше соответствует сложившейся в веках схеме ролевого функционирования. С каждым годом семейные союзы, в которых мы растем и воспитываемся, начинают все больше отличаться друг от друга, ибо рост материального и духовного благосостояния позволяет нам искать новые, все более разнообразные модели семейных отношений. Более того, можно подчеркнуть, что ранее безотказно действующая система передачи семейного опыта от родителей к их детям (которые в своей собственной семье либо полностью воспроизводили «по образу и подобию» родительскую схему семейного функционирования, либо--что значительно реже--действовали «от противного») стала все чаще давать сбои.
Причина вторая состоит в том, что наши представления ныне, к сожалению, стали весьма далеки от идеала. Исследования, проведенные в Вильнюсе, показали, что эти представления часто ограничены какой-либо одной стороной семейной жизни, преимущественно хозяйственно-бытовой или сексуальной. Оказалось, что в большинстве случаев более подробно обсуждались обязанности не того пола, к которому принадлежал опрашиваемый, а противоположного, а наибольшие расхождения между молодыми мужчинами и женщинами выявились в представлениях о том, каким образом можно поддерживать хорошие взаимоотношения в семье. Представители сильного пола основную задачу видели в ее материальном обеспечении, почти начисто забывая о моральной и эмоциональной поддержке, которую обязан оказывать муж жене. В отличии от них представительницы слабого пола подчеркивали значение этой поддержки и детально ее обсуждали.
Третья причина заключается в том, что конфликт представлений молодых супругов может обостряться и усугубляться из-за очень слабого знания представлений друг друга. Во-первых, потому, что в период предбрачного ухаживания они с завидным постоянством предпочитают обсуждать любые темы, кроме тех, которые непосредственно относятся к семейным отношениям. Во-вторых, от того, что выяснить представления друг друга им очень сильно мешает весьма короткая, съежившаяся до считанных месяцев продолжительность этого самого предбрачного ухаживания. Социологи, установившие, что оптимальная продолжительность этого периода равна примерно полутора годам, не случайно бьют тревогу, требуя либо увеличить срок между подачей заявления и регистрацией брака, либо хотя бы восстановить и узаконить в обыденном сознании институт помолвки, дабы молодые смогли прочувствовать себя будущими мужем и женой.
Семейная совместимость более всего проявляется в а тре сферах:
Первая из этих сфер -- досуг, свободное время супругов. Причина остроты взаимоотношений в этой сфере семейной жизни достаточно ясна: чем дальше, тем больше мы ждем от своего свободного времени, но тем меньше совпадают наши взаимные представления по поводу того, как следует его проводить.
Сфера вторая--хозяйственно-
Третья сфера-- интимные отношения. Тот самый секс, о котором нынешние мужья и жены стремятся знать как можно больше. «Открытие» нашей общественностью сексологии привело к резкому обострению интереса супругов к этой специфической области семейных отношений и заодно породило миф о сексуальной гармонии как важнейшем условии счастливого брака. He буду долго останавливаться на неправомерности этого мифа, но замечу, что, по данным видного российского сексопатолога А. Свядоща, неожиданно большой процент женщин, никогда не получавших полового удовлетворения в супружестве, тем не менее признали свой брак счастливым.
К сожалению, исследования социологов, психологов и педагогов наглядно демонстрируют, что понимание юностью проблемы семейного счастья весьма противоречиво. Если попытаться как-то обобщить эту противоречивость, то она скорее всего будет состоять в своеобразном противопоставлении духовных и материальных слагаемых благополучия семьи. С одной стороны, в брачно-семейных представлениях юношей и девушек духовное, казалось бы, занимает подобающее ему достойное место -- представители приходящего нам на смену поколения сильно ориентированы на любовь и психологическую близость супругов как критерий вступления в брак. Но в том-то и дело, что эти их представления касаются только мотивации брачного выбора и в явно недостаточной степени затрагивают самую семейную жизнь, которая юношами (больше) и девушками (меньше) интерпретируется уже в более материальном плане. Бывает и так, что в их представлении духовное и материальное начинает разделяться, а любовь н брак отчетливо противопоставляться, что в конечном счете приводит к попытке строить свои семейное счастье на исключительно объективной основе, оставляя вес субъективное, жизнь «для души», за границами брака. Наконец, весьма печально и то, что все необходимые усилия по строительству семьи как социально-психологической общности молодые люди относят исключительно к предбрачному периоду, наивно полагая, что все, что последует за свадьбой, будет не более чем упрочением «базиса» под уже сложившейся «надстройкой», и начисто забывая о необходимости постоянной внутренней стабилизации семейною союза.
Результат всех этих представлений предсказать нетрудно -- он достаточно проявляется в резко возросшем за последние годы количестве разводов вообще, и среди молодых семей в частности. А это значит, что проблемы семейного благополучия должно стать заботой государства, системы образования и общества в целом, молодежи надо разъяснять соотношения духовного и материального в браке, открыто поднимать и обсуждать проблемы стабильности семьи.
Российские психологи, вплотную занявшись проблемой семейного благополучия, определили одиннадцать его условий: взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети, уверенность в прочности брака, интересный досуг в семье, интересная работа, соответствующее образование, хорошее положение на работе, хорошие друзья, самостоятельность супругов. Результаты исследований показали, что порядок этих ценностей у мужчин и женщин несколько различен. Практичные мужчины на первое и второе места ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего следуют взаимопонимание между супругами, дети и интересная работа. Женщины же решительно отдали пальму первенства взаимопониманию, детям, а потом уж отдельной квартире, материальному благополучию и интересной работе.
Эти социологические данные наглядно свидетельствуют о том, что существенных расхождений по вопросу семенного благополучия между семьей и обществом не наблюдается. Так, в индивидуальных представлениях о счастье семьи достаточно представлены и условия жизнедеятельности, и дети как высший смысл семейного союза. Однако из них следует и кое-что еще, некоторая избыточная практичность современных семей, выразившаяся в их отчетливом стремлении к обладанию жилищными и материальными благами. В связи с этим следует пояснять юношам и девушкам, что практичность не предполагает меркантилизма, не следует отдавать первенство материальному благополучию, а надо просто трезво оценивать значение нормального состояния семейного «базиса» для нормального функционирования ее «надстройки».
Информация о работе Семейное воспитание и семейная педагогика