Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление влияния семьи на социализацию личности.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть социализацию личности в семье;
2) выявить роль семейных взаимоотношений в формировании личности;
3) изучить формирование гармоничных взаимоотношений в семье; 4)рассмотреть классификации типов и стилей воспитания.
Введение………………………………………………………………………….1
1.Роль семьи в развитии личности…………………………………………….2
1.1.Социализация личности в семье…………………………………………...2
1.2.Формирование гармоничных взаимоотношений в семье………………...3
2.Типы семейных взаимоотношений …………………………………………..10
2.1.Классификация типов семейных отношений………………………………10
2.2.Факторы воспитания ребенка в семье……………………………………………………………………………..12
2.3.Влияние типа воспитания на формирование личности…………………...14
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………………….19
ФГАОУ ВПО
«Северо-Восточный Федеральный
Институт математики и информатики
Кафедра теории и методики обучения информатики
Кафедра
педагогики
Семья как
институт социализации
Выполнила: студентка 3-го курса
Ларионова Варвара
Проверила:
доцент Осипова О.П.
Якутск, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Роль семьи в развитии личности…………………………………………….2
1.1.Социализация личности в семье…………………………………………...2
1.2.Формирование гармоничных взаимоотношений
в семье………………...3
2.Типы семейных взаимоотношений …………………………………………..10
2.1.Классификация типов семейных отношений………………………………10
2.2.Факторы воспитания ребенка в семье…………………………………………………………………
2.3.Влияние типа воспитания на формирование
личности…………………...14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….19
Введение
В
данной курсовой работе рассматриваются
проблемы семьи как институты
социализации личности. Социализация
является непрерывным процессом, потому
что человек постоянно
Семья является важнейшим институтом
социализации личности. Именно в семье
человек получает первый опыт социального
взаимодействия.
В
современной науке существует множество
подходов к определению понятия
«Семья». Однако, в общем виде можно
сказать, что «Семья - это основанная
на браке, кровном родстве или
усыновлении малая группа, члены
которой связаны общностью
Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
Что же касается определения «Социализация», то сам этот термин в настоящее время понимают неоднозначно.
Так, в психологическом словаре, например, дают такое определение: «Социализация - эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности» [4, с.86].
Первоначально
понятие «социализация» пришло из политэкономики.
Там данный термин означал общение
земли, средств производства и т.п.
В 1887 г. американский социолог Гиддингс
Ф.Г. в своей книге «Теория социализации»
дал определение, близкое к современному:
развитие социальной природы или подготовка
человека к социальной жизни.
Сегодня проблему социализации изучают
философы, социологи, психологи, педагоги
и др.
На социализацию влияют: государство (к
этому относят обязательный минимум образования,
возраст его начала, сроки службы в армии,
др. законы); влияние различных обстоятельств
на общество (это стихийное бедствие, катастрофы);
нормы и правила, создаваемые обществом
и государством (материальные, духовные
ценности, культура); воспитание.
Макс Вебер ввел понятие «воспитание»
и дал ему определение: действие, направленное
на разрешение проблем.
Социализация
в семье происходит как в результате
целенаправленного процесса воспитания,
так и по механизму социального
научения.
Социализация является непрерывным процессом,
потому что человек постоянно взаимодействует
с социумом. Это происходит во время общения,
работы, игры. Ребенок начинает учиться
культуре общения, правилам поведения,
овладевает ролями мужчины и женщины…
Воспитание – прерывный процесс, так как
ограничено местом и временем. Оно считается
основной категорией в педагогике. И продолжается
в течение всей жизни.
Семья — важнейший институт социализации
личности. На протяжении какого-то времени
семья вообще является для ребенка единственным
местом получения опыта социального взаимодействия.
Затем в жизнь человека включаются такие
социальные институты, как детский сад,
школа, улица. Однако и в это время семья
остается одним из важнейших, а иногда
и наиболее важным, фактором социализации
личности. Семью можно рассматривать в
качестве модели и формы базового жизненного
тренинга личности.
Объектом социализации является человек.
Семья – это первичный институт социализации
и одновременно является субъектом.
Данной
теме следует уделять много
Целью курсовой работы является выявление
влияния семьи на социализацию личности.
Задачи курсовой работы:
1)
рассмотреть социализацию
2) выявить роль семейных взаимоотношений в формировании личности;
3) изучить
формирование гармоничных
В
первой главе мы рассмотрим вопросы роли
семьи в социализации личности, вопросы
формирования гармоничных взаимоотношений
в семье.
Во второй главе рассмотрим роли
семейных взаимоотношений в формировании
личности, вопросы влияния типа воспитания
на формирование личности.
1.Роль семьи в развитии личности
1.1.Социализация личности в семье
Решающую
роль в воспитании играет семья. От того,
в каких условиях растет ребенок, зависит
его физическое и эмоциональное развитие.
Семья – первичная ячейка общества, его
социально-бытовая основа, находящаяся
в тесной взаимосвязи и взаимодействии
с социально-производственной его основой.
На своем уровне она концентрирует в жизнедеятельности
своих членов весь комплекс отношений,
существующих в обществе.
При этом семья активно
участвует в формировании ценностных
ориентаций и поведений своих
членов, в реализации их статуса.
В младенчестве семья играет главную роль,
которую не могут заменить другие институты
социализации. Но уже в подростковом возрасте
роль семьи уменьшается.
В семье происходят формирование психологического
пола ребенка. В первые 3 года жизни это
влияние определяющее, потому что ребенок
усваивает атрибуты предписываемого ему
пола: особенности эмоциональных реакций,
различные установки, вкусы. Поведенческие
образцы мужчины и женщины. В дальнейшем
развитии малыша семья продолжает помогать
или мешать формированию психологического
пола юноши или девушки.
После того, как ребенок пойдет в детский
сад, он попадает в среду, которая выступает
как условие его изменения и развития.
Человек сам создает среду, в которой будет
протекать его жизнь. Изменив ее, личность
меняется, меняются нравы, привычки, страсти
и чувства. Здесь фактором формирования
личности и развития психологической
структуры личности выступает система
общественных отношений.
Но приобретение своего опыта, пусть он
и маленький, в семье в результате познания
окружающего мира, переживаний по поводу
поведения близких людей и его собственные
действия в ответ на их поведение – один
из путей формирования у ребенка качеств,
необходимых ему в дальнейшем для успешного
общения с другими людьми.
Именно родители, семья в целом, - часто
того не замечая – вырабатывают у детей
комплекс базовых социальных ценностей,
ориентаций, потребностей, интересов и
привычек. Эти первые уроки жизни в семейном
укладе создают основу, исходя из которой,
ребенок, юноша (девушка) или подросток
избирательно воспринимает, перерабатывает,
усваивает или отбрасывает социальную
информацию в качестве руководства к действию.
Семейное воздействие на ребенка уникально
по интенсивности и результативности.
Ведь оно охватывает все стороны формирующейся
личности, продолжается многие годы непрерывно
и основано на эмоциональных отношениях
детей и родителей между собой.
Отношение и атмосфера в семье представляются
в глазах детей не только как надежное
убежище от невзгод, но и его модель. Жизнь
предоставляет нам множество примеров
прочности убеждений, мотивов, стереотипов
поведения, которые люди воспринимают
в детские годы от родителей и других старших
членов семьи. Но, к сожалению, не всегда
такие примеры положительны.
Т. В. Андреева считает, что «семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут» [1, с.56].
1.2.Формирование
гармоничных взаимоотношений
в семье
При оценке любой человеческой деятельности
обычно исходят из некоторого идеала,
нормы. В воспитательной деятельности,
по-видимому, такой абсолютной нормы не
существует.
В родительском труде, как во всяком другом,
возможны и ошибки, и сомнения, и временные
неудачи, поражения, которые сменяются
победами. Воспитание в семье - это та же
жизнь, и наше поведение и даже наши чувства
к детям сложны, изменчивы и противоречивы.
К тому же родители не похожи друг на друга,
как не похожи один на другого дети. Отношения
с ребенком, так же как и с каждым человеком,
глубоко индивидуальны и неповторимы.
Связь воспитания с другими видами деятельности,
подчинение воспитания тем или иным мотивам,
а так же место воспитания в целостной
личности человека - все это и придает
воспитанию каждого родителя особый, неповторимый,
индивидуальный характер. Главное в воспитании
маленького человека – достижение душевного
единения, нравственной связи родителей
с ребенком. Родителям ни в коем случае
не стоит пускать процесс воспитания на
самотек и в более старшем возрасте, оставлять
повзрослевшего ребенка наедине самим
с собой. Именно поэтому будущим родителям,
которые хотели бы воспитывать своего
ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо
начать анализ воспитания своего ребенка
с анализа самих себя, с анализа особенностей
своей собственной личности. Для достижения
воспитательных целей в семье родители
обращаются к разнообразным средствам
воздействия: поощряют и наказывают ребенка,
стремятся стать для него образцом. В результате
разумного применения поощрений развитие
детей как личности можно ускорить, сделать
более успешным, чем при использовании
запретов и наказаний.
Очень важную роль в воспитании ребенка
играют диалог с ним и принятие его как
полноценной, полноправной личности. Главное
в установлении диалога - это совместное
устремление к общим целям, совместное
видение ситуаций, общность в направлении
совместных действий. Наиболее существенная
характеристика диалогичного воспитывающего
общения заключается в установлении равенства
позиций ребенка и взрослого.
Помимо диалога для внушения ребенку
ощущения родительской любви необходимо
выполнять еще одно чрезвычайно важное
правило. На психологическом языке эта
сторона общения между детьми и родителями
называется принятием ребенка. Под принятием
понимается признание права ребенка на
присущую ему индивидуальность, непохожесть
на других, в том числе непохожесть на
родителей. Принимать ребенка - значит
утверждать неповторимое существование
именно этого человека, со всеми свойственными
ему качествами.
Контроль за негативными родительскими
оценками ребенка необходим еще и потому,
что весьма часто за родительским осуждением
стоит недовольство собственным поведением,
раздражительность или усталость, возникшие
совсем по другим поводам. За негативной
оценкой всегда стоит эмоция осуждения
и гнева. Принятие дает возможность проникновения
в мир глубоко личностных переживаний
детей, появление ростков «соучастия сердца».
Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность
- таковы эмоции истинно любящих своего
ребенка, принимающих родителей.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать
положительные и свести к минимуму отрицательное
влияние семьи на воспитание ребенка необходимо
помнить внутрисемейные психологические
факторы, имеющие воспитательное значение:
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения человека, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или прошлом.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью определённого социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение, к основным формам которого обычно принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство и т. д.
От
того, как строятся отношения в
семье, какие ценности, интересы выдвигаются
у ее старших представителей на первый
план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок
очень чутко реагирует на поведение
взрослых и быстро усваивает уроки,
полученные в процессе семейного
воспитания.
Перевоспитать ребенка из проблемной
семьи практически невозможно. Ребенок
усвоил определенные правила, и общество
будет расплачиваться за подобные пробелы
в воспитании. Семья подготавливает человека
к жизни, является его первым и самым глубоким
источником социальных идеалов, закладывает
основы гражданского поведения, формируя
в конечном итоге зрелую, социально-компетентную
личность.
2.Типы
семейных взаимоотношений
2.1.Классификация типов
семейных отношений
В каждой семье объективно складывается
определенная, далеко не всегда осознанная
ее членами система воспитания. Здесь
имеется в виду и понимание целей воспитания,
и формулировка его задач, и более или
менее целенаправленное применение методов
и приемов воспитания, учет того, что можно
и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Могут быть выделены 4 наиболее общие тактики
воспитания в семье и отвечающие им 4 типа
семейных взаимоотношений, являющиеся
и предпосылкой и результатом их возникновения:
диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом
поведении одними членами семейства (преимущественно
взрослыми) инициативы и чувства собственного
достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять
требования к своему ребенку, исходя из
целей воспитания, норм морали, конкретных
ситуаций, в которых необходимо принимать
педагогически и нравственно оправданные
решения. Однако те из них, которые предпочитают
всем видам воздействия приказ и насилие,
желают утвердить собственное превосходство
на ощущении зависимости другого, более
слабого существа, сталкиваются с сопротивлением
ребенка, который отвечает на нажим, принуждение,
угрозы своими контрмерами: лицемерием,
обманом, вспышками грубости, а иногда
откровенной ненавистью. Но даже если
сопротивление оказывается сломленным,
вместе с ним оказываются сломленными
и многие ценные качества личности: самостоятельность,
чувство собственного достоинства, инициативность,
вера в себя и в свои возможности. Безоглядная
авторитарность родителей, игнорирование
интересов и мнений ребенка, подавление,
принуждение, а, в случае сопротивления
ребенка порой еще и эмоциональное или
физическое насилие над ним, издевательство,
систематическое лишение его права голоса
при решении вопросов, к нему относящихся,
- все это гарантия серьезных неудач формирование
его личности.
Опека в семье – это система отношений,
при которых родители, обеспечивая своим
трудом удовлетворение всех потребностей
ребенка, ограждают его от каких-либо забот,
усилий и трудностей, принимая их на себя.
Вопрос об активном формировании личности
отходит на второй план. В центре воспитательных
воздействий оказывается другая проблема
– удовлетворение потребностей ребенка
и ограждение его от трудностей. Родители,
по сути, блокируют процесс серьезной
подготовки их детей к столкновению с
реальностью за порогом родного дома.
Именно эти дети оказываются более неприспособленными
к жизни в коллективе. По данным психологических
наблюдений именно эта категория подростков
дает наибольшее число срывов в переходном
возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось
бы, не на что жаловаться, начинают восставать
против чрезмерной родительской опеки.
Если диктат предполагает насилие, приказ,
жесткий авторитаризм, то опека – заботу,
ограждение от трудностей. Однако результат
во многом совпадает: у детей отсутствует
самостоятельность, инициатива, они так
или иначе отстранены от решения вопросов,
лично их касающихся, а тем более общих
проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье,
строящаяся на признании возможности
и даже целесообразности независимого
существования взрослых от детей, может
порождаться тактикой «невмешательства».
При этом предполагается, что могут сосуществовать
два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни
другим не следует переходить намеченную
таким образом линию. Чаще всего в основе
этого типа взаимоотношений лежит пассивность
родителей как воспитателей, а порой и
их эмоциональная холодность, безразличие,
неумение и нежелание учиться быть родителями.
Сотрудничество как тип взаимоотношений
в семье предполагает опосредованность
межличностных отношений в семье общими
целями и задачами совместной деятельности,
ее организацией и высокими нравственными
ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается
эгоистический индивидуализм ребенка.
Семья, где ведущим типом взаимоотношений
является сотрудничество, где родители
общаются с детьми на равных, где каждый
может обратиться к другому с вопросом
или просьбой и получить помощь обретает
особое качество, становится группой высокого
уровня развития – коллективом.