Семья как институт социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление влияния семьи на социализацию личности.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть социализацию личности в семье;
2) выявить роль семейных взаимоотношений в формировании личности;
3) изучить формирование гармоничных взаимоотношений в семье; 4)рассмотреть классификации типов и стилей воспитания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….1

1.Роль семьи в развитии личности…………………………………………….2

1.1.Социализация личности в семье…………………………………………...2

1.2.Формирование гармоничных взаимоотношений в семье………………...3

2.Типы семейных взаимоотношений …………………………………………..10

2.1.Классификация типов семейных отношений………………………………10

2.2.Факторы воспитания ребенка в семье……………………………………………………………………………..12

2.3.Влияние типа воспитания на формирование личности…………………...14

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованной литературы………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

Семья как институт социализации2.docx

— 54.47 Кб (Скачать документ)

ФГАОУ ВПО  «Северо-Восточный Федеральный Университет  им. М.К. Аммосова»

Институт  математики и информатики

Кафедра теории и методики обучения информатики

Кафедра педагогики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Семья как  институт социализации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3-го курса

                                                                                                                   гр. Инф-09 ИМИ

Ларионова Варвара

Проверила: доцент Осипова О.П. 
 
 
 

Якутск, 2012

Содержание 
Введение………………………………………………………………………….1 
 
1.Роль семьи в развитии личности…………………………………………….2 
 
1.1.Социализация личности в семье…………………………………………...2 
 
1.2.Формирование гармоничных взаимоотношений в семье………………...3 
 
2.Типы семейных взаимоотношений …………………………………………..10 
 
2.1.Классификация типов семейных отношений………………………………10 
 
2.2.Факторы воспитания ребенка в семье……………………………………………………………………………..12 
 
2.3.Влияние типа воспитания на формирование личности…………………...14 
 
Заключение………………………………………………………………………17 
 
Список использованной литературы………………………………………….19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В данной курсовой работе рассматриваются  проблемы семьи как институты  социализации личности. Социализация является непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует  с социумом.  
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия.

     В современной науке существует множество  подходов к определению понятия  «Семья». Однако, в общем виде можно  сказать, что «Семья - это основанная на браке, кровном родстве или  усыновлении малая группа, члены  которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [3, с.526].

  Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

     Что же касается определения «Социализация», то сам этот термин в настоящее  время понимают неоднозначно.

     Так, в психологическом словаре, например, дают такое определение: «Социализация - эволюционный процесс, с ориентацией  на итог овладения и воссоздания  субъектом социального опыта, который  сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности» [4, с.86].

     Первоначально понятие «социализация» пришло из политэкономики. Там данный термин означал общение  земли, средств производства и т.п.  
В 1887 г. американский социолог Гиддингс Ф.Г. в своей книге «Теория социализации» дал определение, близкое к современному: развитие социальной природы или подготовка человека к социальной жизни.  
Сегодня проблему социализации изучают философы, социологи, психологи, педагоги и др.  
На социализацию влияют: государство (к этому относят обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии, др. законы); влияние различных обстоятельств на общество (это стихийное бедствие, катастрофы); нормы и правила, создаваемые обществом и государством (материальные, духовные ценности, культура); воспитание.  
Макс Вебер ввел понятие «воспитание» и дал ему определение: действие, направленное на разрешение проблем.

     Социализация  в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения.  
Социализация является непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует с социумом. Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться культуре общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины и женщины… Воспитание – прерывный процесс, так как ограничено местом и временем. Оно считается основной категорией в педагогике. И продолжается в течение всей жизни. 
Семья — важнейший институт социализации личности. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения опыта социального взаимодействия. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. 
   Объектом социализации является человек. Семья – это первичный институт социализации и одновременно является субъектом.

Данной  теме следует уделять много внимания, потому что именно в семье начинается развитие ребенка, его воспитание. В  семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Без этих первичных  умений ребенок не сможет стать полноценным  членом общества. 
 Целью курсовой работы является выявление влияния семьи на социализацию личности. 
Задачи курсовой работы:

     1) рассмотреть социализацию личности  в семье;

    2) выявить  роль семейных взаимоотношений  в формировании личности;

    3) изучить  формирование гармоничных взаимоотношений  в семье; 4)рассмотреть классификации типов и стилей воспитания.

     В первой главе мы рассмотрим вопросы роли семьи в социализации личности, вопросы формирования гармоничных взаимоотношений в семье. 
    Во второй главе рассмотрим роли семейных взаимоотношений в формировании личности, вопросы влияния типа воспитания на формирование личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Роль  семьи в развитии  личности

1.1.Социализация личности в семье

  Решающую роль в воспитании играет семья. От того, в каких условиях растет ребенок, зависит его физическое и эмоциональное развитие. 
Семья – первичная ячейка общества, его социально-бытовая основа, находящаяся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с социально-производственной его основой. На своем уровне она концентрирует в жизнедеятельности своих членов весь комплекс отношений, существующих в обществе.

          При этом семья активно  участвует в формировании ценностных ориентаций и поведений своих  членов, в реализации их статуса. 
В младенчестве семья играет главную роль, которую не могут заменить другие институты социализации. Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается. 
 В семье происходят формирование психологического пола ребенка. В первые 3 года жизни это влияние определяющее, потому что ребенок усваивает атрибуты предписываемого ему пола: особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы. Поведенческие образцы мужчины и женщины. В дальнейшем развитии малыша семья продолжает помогать или мешать формированию психологического пола юноши или девушки. 
После того, как ребенок пойдет в детский сад, он попадает в среду, которая выступает как условие его изменения и развития. Человек сам создает среду, в которой будет протекать его жизнь. Изменив ее, личность меняется, меняются нравы, привычки, страсти и чувства. Здесь фактором формирования личности и развития психологической структуры личности выступает система общественных отношений. 
Но приобретение своего опыта, пусть он и маленький, в семье в результате познания окружающего мира, переживаний по поводу поведения близких людей и его собственные действия в ответ на их поведение – один из путей формирования у ребенка качеств, необходимых ему в дальнейшем для успешного общения с другими людьми.  
 Именно родители, семья в целом, - часто того не замечая – вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Эти первые уроки жизни в семейном укладе создают основу, исходя из которой, ребенок, юноша (девушка) или подросток избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает социальную информацию в качестве руководства к действию. 
 Семейное воздействие на ребенка уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой.  
Отношение и атмосфера в семье представляются в глазах детей не только как надежное убежище от невзгод, но и его модель. Жизнь предоставляет нам множество примеров прочности убеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые люди воспринимают в детские годы от родителей и других старших членов семьи. Но, к сожалению, не всегда такие примеры положительны.

     Т. В. Андреева считает, что «семья и  ребенок – зеркальное отражение  друг друга. В результате, именно в  семье формируются те качества, которые  более нигде сформированы быть не могут» [1, с.56].

     
1.2.Формирование  гармоничных взаимоотношений  в семье 
 При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует.  
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности. Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний.  
 Очень важную роль в воспитании ребенка играют диалог с ним и принятие его как полноценной, полноправной личности. Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. 
 Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка.  Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.  
 Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей. 
 Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

  Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения человека, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или прошлом.

  Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью определённого социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение, к основным формам которого обычно принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство и т. д.

     От  того, как строятся отношения в  семье, какие ценности, интересы выдвигаются  у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок  очень чутко реагирует на поведение  взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного  воспитания.           Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает человека к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения, формируя в конечном итоге зрелую, социально-компетентную личность. 

2.Типы  семейных взаимоотношений 
2.1.Классификация типов семейных отношений 
 В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. 
 Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. 
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. 
 Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. 
 Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. 
 Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. 

Информация о работе Семья как институт социализации