Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:10, реферат
Постепенно в сфере образования все более обособлялись друг от друга такие направления, как практико-прагматическое, гуманитарное, философское. Духовно-религиозное. В соответствии с ними возникли реальные учебные заведения в виде кастовых, жреческих, цеховых, а по мере развития цивилизации – технических и коммерческих училищ, реальных прогимназий и гимназий, технических колледжей и лицеев, училищ, техникумов, высших специальных учебных заведений.
Введение_____________________________________________3
Стабильность и динамичность школы: задачи, цели, функционирование, ____________________________________4
Литература____________________________________________11
2
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Челябинский государственный педагогический университет
2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________
Стабильность и динамичность школы: задачи, цели, функционирование, ______________________________
Литература____________________
Введение
Одно из противоречий современного мир непосредственно касается образования. С одной стороны, в обществе существует понимание необходимости повышения компетентности, статуса и престижа образованности, того, что самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека. Благодаря компетентности кадров становится возможным внедрение достижений научно-технического прогресса в экономику, обеспечивая рост производительности труда и благосостояния общества. С помощью образования в человеке закладывается и духовно-ценностная программа: система мировоззренческих, гражданских, нравственных представлений. Образование как общественно-историческое явление возникло из практико-прагматической потребности людей в знаниях, способствующих жизнеобеспечению.
Постепенно в сфере образования все более обособлялись друг от друга такие направления, как практико-прагматическое, гуманитарное, философское. Духовно-религиозное. В соответствии с ними возникли реальные учебные заведения в виде кастовых, жреческих, цеховых, а по мере развития цивилизации – технических и коммерческих училищ, реальных прогимназий и гимназий, технических колледжей и лицеев, училищ, техникумов, высших специальных учебных заведений. Часть учебных заведений сориентированы на внешнее приспособление детей к реальной действительности, на удовлетворение материальных потребностей общества и человека.
В застойные годы прогрессивные тенденции развития среднего образования стали затухать. В школу проникли метастазы экономического и политического кризиса в виде остаточного финансирования; падения престижа образованности практической невостребованности знаний. Суть перестройки школы в том, чтобы продолжить в новых условиях демократии и гласности движение к формированию свободного, цельного, деятельного, гармоничного человека.
Стабильность и динамичность школы
Как соотносятся традиции и новаторство в образовательном процессе? Сравнительно-пдагогические исследования практики обучения показывают, что несмотря на различие школьных систем в разных странах содержание учебных программ, общие представления о традиционном учебном процессе разных народов мира имеют сходные черты.
Традиционализму в образовании особенно близка идея сохранения «консервативной роли» школы. Это значит, что школа должна хранить и передавать культуру прошлого как область знания. На первый план в такой школе выдвигаются задачи умственного развития школьника, которые рассматриваются как последовательный процесс понимания, применения, анализа и синтеза учебного материла. Ведущий процесс в обучении – гимнастика ума, а главный компас – абстрактное мышление. Основа обучения – прочное усвоение основ наук.
Попытки отойти от такого род обучения предпринимались ещё во времена Сократа. В условиях массового школьного обучения такие попытки связаны с образовательными поисками «нового воспитания», главным образом в экспериментальных «новых школах» на протяжении первых десятилетий ХХ в.
Нетрадиционным для педагогов в разных станах мира стал курс на создание для учащегося возможности занимать активную, т.е. инициативную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый учителем (учебником, программой) материал, но и познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.
С середины ХХ в. Школьное экспериментирование приобретает массовый характер. Умами людей прочно завладела идея создания новой гуманной педагогики, новой гуманной школы. При этом многие из критиков существующей системы образования не видели реальной возможности изменить ситуацию в школе, преодолеть сложившийся за века авторитарный и репродуктивный характер учебно-воситательного процесса. Единственный выход из ситуации они вдели в ликвидации школы как социального института.
Огромный резонанс мире получила книга И. Иллича «Дескулизация общества» (Нью – Йорк, 1972). Автор писал о том, что в современном технологическом обществе школа не нужна. Она должна быть заменена неформальными, открытыми для человека в любое время и в любом возрасте «обучающими сетями». Традиционное обучение в школе должно быть заменено неформальным, максимально индивидуализированным и спонтанным – в музеях, библиотеках, концертно – спортивных учреждениях. В США на какое-то время возникли «школы без стен», «общинное обучение», пытавшиеся реализовать идеи образования в различных объектах окружающей среды. Но все такие опыты были недолговечными.
Научный эксперимент по изучению поведения школьной системы в условиях инновационных процессов был проведен в 80-х годах в нашей стране, Сибири. Он длился 7 лет. Результат его показал, что традиционная система способна постепенно вытеснять новшества и всякий раз делает это. Главная причина - системное поведение людей, закрепленные в сознании учителей многовековые нормы и стереотипы, представления о способах общения и типичном поведении в школе. В групповом профессиональном сознании закрепилась совершенно определенная техника взаимодействия учитель – ученик, которая как приложение к многовековой классно - урочной системе передается из поколения в поколение через целые столетия.
Модели системного поведения людей вообще чрезвычайно устойчивы. Особенно это свойственно идеологическим системам. Благодаря этому, например, церковь как социальный идеологический институт существует тысячи лет. Современной школе немного меньше – где-то около четырехсот…
При этом общество всегда склонно перегружать школу желаемыми, но несвойственными ей задачами требованиями. С этим противоречием сталкиваются повсеместно.
В книге «Суд над системой образования: стратегия на будущее» группа американских ученых высказывает озабоченность о тем, что школы как минимум должны обеспечивать учащихся возможно более широким пониманием социальной активности, национально – расового равноправия, ассимилировать иммигрантов, готовить будущих ученых и инженеров, обеспечивать уход за детьми работающих родителей, компенсировать воспитание в неполных семьях, готовить рабочую силу, которая могла бы успешно конкурировать в международной экономике. Если мы хотим добиться столь много сразу, спрашивают авторы, то стоит ли удивляться тому, что школа сейчас терпит полных крах?
Особенно значимо для развития подходов к образованию – изменение социальной и жизненной роли знаний и познавательно – творческих возможностей человека. Современные зарубежные социологи считают, что период классической индустриализации роль физической работы уменьшается, знаний несколько увеличивается, капитала – значительно возрастает. В постиндустриальный период, который характеризуется как информационно-инновационный, соотношение трех названных факторов меняется. Знания становятся наиболее значимым фактором, менее значим капитал, физическая работа – очень мало значимый фактор.
В связи с этим менялся и уровень массового обучения. Если в первой половине ХХ столетия массовым для индустриально развитых стран было начальное обучение, то после Второй мировой войны массовой и практически всеобщей стала средняя школа. В последние десятилетия в условиях постиндустриального общества массовым стало обучение в высшей школе.
Таким образом, современное среднее общее образование, направленное на воспитание гуманного человека, призвано объединить, интегрировать материал, необходимый для будущей специальной подготовки человека, способного активно действовать в обществе, и одновременно человека, стремящегося к духовной внутренней жизни, к управлению своим поведением.
Итак перед школой стоит задача из трех составляющих. Содержание школьного образования должно, с одной стороны, соответствовать современным представлениям о функциональной грамотности, с другой – обеспечивать потребности неповторимого самоопределения личности, с третьей – позволить освоить базовые основы культуры и продолжить обучение на следующих ступенях. И при этом оно должно приниматься каждой личностью, т.е. должно быть личностно-ориентированным.
Цель функционирования такой школы состоит в том, чтобы образование из способа просвещения индивида было претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем. Главной максимой образования и воспитания в такой школе должна стать социальная ответственность, т.е. осознание индивидом того, что судьбы нашего хрупкого мира находятся в руках самого человечества и каждого конкретного человечества и каждого конкретного человека. То, что мы называем мировой культурой, не есть ранее известный набор сведений идеалов, но то, что нам ещё только надо сохранить, воссоздать, выстрадать, осмыслить и передать своим последователям, своим потомкам.
Школа, как центр «живой культуры» призвана обеспечить социальную и духовную зрелость подрастающих поколений. Решение этой задачи возможно только при культурообразующем характере школьного образования, в котором должны быть целостно и гармонично представлены ценности духовной материальной культуры, основы наук и ведущие сферы искусства, ремесла, экономическая культура и культура труда, культура семейных отношений и т.д.
Важнейшее значение имеют физическая культура, пренебрежение которой оборачивается угрозой здоровья народа, и экологическая культура, отсутствие которой несет угрозу существованию жизни на земле.
Культура – плод человеческого труда. Без трудовых усилий невозможно овладеть ею.
Развивая в образовании национальное начало, необходимо взвешенно соотносить его с мировой культурой и через это состояние видеть эволюцию самой национальной культуры. Этнос и его культура не есть нечто раз навсегда данное.
Вместе с тем современная школа – та, которая становится все более разнообразной, преображенной. Она приобретает свои индивидуальные черты за счет национальной специфики, усиления внимания к изучению родного языка, литературы, истории культуры. Её своеобразие проявляется в возникновении гимназий и лицеев, школ с углубляющейся дифференциацией, профильностью, в распространении школ – учебно-воспитательных комплексов, школ с углубленным изучением языков или отдельных предметов. Школы отличаются также по содержанию и формам соединения обучения и воспитания с производительным трудом, по видам связи с общественными неформальными организациями, учреждениями науки и культуры, спорта. Важно только не переступить черту, за которой дифференциация и профильность в средней общеобразовательной школе становятся необратимыми, подменяют и вытесняют общее развитие, ведут к однобокости и односторонности содержания образования.
Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. Образование в РФ имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническим, религиозными, социальными группами.
Главные задачи общеобразовательной школы:
- удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;
- обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями;
- формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;
- выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, стремления к участию в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.
Федеральный компонент школьного образования представлен обязательным для изучения во всех типах учебных заведений и всеми учащимися предметов, основоположных знаний, умений, объем которых не превышает 30-40 % от общего объема изучаемых знаний. Школьный компонент образования обеспечивает возможность удовлетворения многообразных запросов и потребностей учащихся, обусловленных региональными, национальными, производственными и личностными факторами.
К стабильности школы как образовательной системы можно отнести и общие принцип содержания образовательной системы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах.
Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования прослеживаются два стабильных аспекта – национальный и общечеловеческий. Общими основами определения содержания школьного образования являются гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результата полноценного, многокомпетентного процесса обучения.
К общеобразовательным принципам формирования содержания общего среднего образования относит:
- общеобразовательный характер учебного материала;
Информация о работе Сеть «Стабильность и динамичность школы как образовательной системы»