Школа в условиях ВоВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание

Но учебно-воспитательная работа школы стала принимать все более односторонний характер: не уделялось внимания трудовому воспитанию, не осуществлялись указания о тесной связи общего образования с политехническим. Более того, преподавание труда в школе было в 1937 году отменено, школьные мастерские оказались ликвидированными и накопленный опыт советской школы по трудовому воспитанию не использовался.
Улучшению учебно-воспитательной работы советской школы препятствовали педологи, пытавшиеся присвоить себе монополию на изучение детей, на решение вопроса о приеме детей в школы, о профориентации и других важных проблемах школьной жизни. Вопреки постановлению ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года, в котором говорилось о необходимости внимательного изучения учащихся самими педагогами в процессе учебно-воспитательной работы, педологи, лишая учителя этой роли, стали применять искусственные, лженаучные способы обследования детей.

Содержание

Введение
Глава 1. Советская школа в годы ВОВ (1941-1945)
1.1 Развитие советской школы в первой половине 20 века до 1941 года
1.2 Проблемы советской школы в годы ВОВ
Выводы по главе 1
Глава 2 Организация учебно-воспитательного процесса в обстановке войны
2.1 Новые задачи и условия работы школы во время отечественной войны
2.2 Борьба за реализацию всеобщего обязательного обучения в военной обстановке
2.3 Учебно-воспитательная работа школы в период ВОВ
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Школа в условиях ВОВ.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

С каждым годом увеличивалась сеть педагогических учебных заведений, готовивших национальные кадры учителей.

Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли большую заботу об учителе и его подготовке.

С введением всеобщего обязательного начального обучения сильно возросла сеть педагогических техникумов (переименованных позже в педагогические училища), подготовляющих учителей начальных школ. В связи с ростом сети семилетних и средних школ в 1933 году были учреждены двухгодичные учительские институты для подготовки учителей V—VII классов.

Так как темпы введения всеобщего обязательного начального обучения превышали темпы выпуска учителей, окончивших педагогические техникумы, начиная с 1931 года было открыто несколько тысяч краткосрочных курсов для подготовки учителей начальных школ.

Большой размах получило заочное педагогическое образование, организованное для учителей, работающих в школах, — заочные отделения педтехникумов, учительских и педагогических институтов.

Повышением квалификации учителей занимались институты усовершенствования учителей, созданные во всех областных центрах. В результате принятых энергичных мер по подготовке учителей число их за 10 лет (1930—1940) увеличилось в СССР более чем в два с половиной раза: в 1930 году было 481286 учителей, а в 1939/40 учебном году - 1 238000.

Выросло не только число учителей, но и повысились их политическая сознательность, активность, культурный уровень и педагогическое мастерство. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 10 апреля 1936 года «О персональных званиях для учителей начальных и средних школ» говорилось: «Советское учительство выросло в мощную культурную силу, выделив из своих рядов учителей, хорошо владеющих педагогическим мастерством и показывающих образцы в деле обучения и ленинского воспитания подрастающего поколения».

Учителя не только вели учебно-воспитательную работу в школе, но и осуществляли большую общественную деятельность по вовлечению крестьян в колхозы, по выборам в Советы депутатов трудящихся и т. п. Своей большой педагогической и общественой работой, преданностью строительству социализма советские учителя заслужили большое уважение и высокую оценку со стороны Коммунистической партии, Советского правительства и всей советской общественности, достойно отметивших заслуги учительства. В постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (1931) было указано на необходимость повышения значения и авторитета учителя. В ряде последующих постановлений — «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932), «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936) — ЦК ВКП(б) снова указал на необходимость повышения авторитета учителя и отметил, что учитель является центральной фигурой учебного процесса в школе.

9 апреля 1935 года было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О повышении зарплаты, учителям и другим школьным работникам», по которому разным категориям учителей заработная плата была увеличена в полтора-два раза.

Согласно постановлению от 10 апреля 1936 года звание учителя начальной школы присваивается окончившим среднее педагогическое учебное заведение и признанным пригодными к педагогической работе; звание учителя средней школы — окончившим педагогический институт или университет и признанным пригодными для педагогической работы. Окончившие учительский институт получали звание учителя средней школы с правом преподавания в первых семи классах, при условии признания их пригодными к педагогической работе.

В том же 1936 году была проведена аттестация учителей — присвоение им особыми аттестационными комиссиями персональных пожизненных званий учителя начальной или средней школы в зависимости от полученного образования и пригодности к педагогической работе. Повышение заработной платы и аттестация побуждали учителей поднимать свою квалификацию, улучшать качество преподавания и способствовали устранению из состава учителей лиц, непригодных к преподаванию.

На VIII Чрезвычайном съезде Советов СССР, принявшем Конституцию СССР, среди делегатов было 27 учителей. Тысячи учителей избирались депутатами сельских, районных, городских, областных Советов депутатов трудящихся, Верховных Советов союзных и автономных республик, Верховного Совета СССР. В 1939 году 4331 учитель был награжден орденами и медалями. В 1940 году было установлено почетное звание заслуженного учителя школы. Воодушевленные заботой Коммунистической партии и Советского правительства, учителя повышали свое педагогическое мастерство, улучшали учебно-воспитательную работу; значительно увеличилось число учителей, не имеющих неуспевающих учеников.

Заслуженной известностью пользовались учитель Чебаковской семилетней школы Ярославской области Н. М. Головин, избранный позже в члены-корреспонденты Академии педагогических наук, учительница Добрянской средней школы Пермской области А. М. Дерябина и многие другие учителя. Некоторые из них (А. И. Есипова-Воскресенская, П. А. Ларичев, тоже ставшие членами-корреспондентами АПН) были авторами хороших учебников и учебных пособий для учащихся.

XVIII съезд ВКП(б), собравшийся в марте 1939 года, в своих решениях подытожил громадные достижения СССР во всех областях строительства социализма и определил задачи и пути дальнейшей работы по завершению строительства социалистического общества и постепенному переходу к коммунизму. На этом съезде особо было подчеркнуто значение коммунистического воспитания для развития советского общества. В своих решениях XVIII съезд указал, что в период завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму «решающее значение приобретает дело коммунистического воспитания трудящихся, преодоление пережитков капитализма в сознании людей — строителей коммунизма».

За годы второй пятилетки в СССР проведена настоящая культурная революция, осуществлено всеобщее обязательное первоначальное образование на языках национальностей СССР, произошел значительный рост числа школ и учащихся, рост числа выпускаемых высшими школами специалистов, подготовлена новая, советская интеллигенция.

Принятый на XVIII съезде третий пятилетний план развития народного хозяйства в СССР (1938—1942) наметил грандиозную программу культурного строительства. Съезд вынес решение перейти к осуществлению среднего образования в городе и завершить всеобщее семилетнее обучение в сельских местностях и национальных республиках. Число учащихся к концу третьей пятилетки было запланировано в 40 миллионов, в то время как в дореволюционной России было около 8 миллионов учащихся.

На съезде указывалось, что выпускники средней школы должны будут пойти не только в вузы, но и на производство, поэтому необходимо, чтобы они получали в школе практическую подготовку к работе в сфере народного хозяйства.

Съезд принял резолюцию, которой была поставлена задача «поднятия культурно-технического уровня рабочего класса СССР до уровня работников инженерно-технического труда». Решения XVIII съезда партии требовали от школы решительного улучшения качества всей ее работы. Советские учителя добились значительных успехов в усвоении учащимися основ наук. Успеваемость школьников значительно повысилась, процент второгодников снизился, хотя требовательность учителей возросла. Наркомпросом РСФСР были выработаны нормы оценки успеваемости учащихся по русскому языку и математике; большое внимание уделялось повышению грамотности школьников.

Однако в работе школы имелись и существенные недостатки: меньше, чем в предшествующий период, уделялось внимания общественно полезной работе учащихся; зачастую применялись словесно-книжные методы обучения; знания учащихся не всегда были тесно связаны с жизнью; самостоятельной работе учащихся не везде придавалось должное значение.

Победа социализма в СССР создала благоприятные условия для дальнейшего развития советской педагогической науки. Сформировались научные кадры, овладевшие теорией и методом марксизма-ленинизма. Развитие советской педагогики в 30-е годы характеризуется подъемом научно-исследовательской работы во всех ее отраслях. Деятели педагогической науки стали глубже изучать и обобщать передовой опыт школ.

Решения XVI, XVII и XVIII партийных съездов и постановления ЦК ВКП(б) и Советского правительства в 30-х годах о школе способствовали улучшению ее работы и стимулировали оживление теоретической работы по педагогическим наукам.

Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936) устранило серьезное препятствие, мешавшее дальнейшему развитию педагогики, оно нацелило педагогов и психологов на борьбу с реакционными буржуазными педагогическими и психологическими теориями и воззрениями.

В это время перед советской педагогической наукой встали как самые актуальные задачи изучение и теоретическое обобщение опыта лучших школ и учителей, вооружение учительства и родителей педагогическими знаниями, обеспечивающими повышение уровня коммунистического воспитания детей и молодежи.

Показателем роста советской педагогической науки явилось издание новых учебников и пособий по педагогике. В 1932 году вышел учебник по педагогике для педтехникумов (под редакцией А. Африканова и П. Груздева); в 1934 году вышли учебники М. М. Пистрака для педагогических институтов и учебник П. Н. Шимбирева для педагогических училищ; в 1939 году — учебное пособие «Педагогика» под редакцией И. А. Каирова для педагогических институтов; в 1940 году — учебное пособие «Педагогика» под редакцией П. Н. Груздева для педагогических институтов, учебник педагогики Б. П. Есипова и Н. К. Гончарова для педагогических училищ.

Большую роль в развитии педагогической науки стал играть теоретический журнал «Советская педагогика», издающийся с 1937 года.

Центральное место в новых учебных пособиях по педагогике отводилось вопросам воспитания и обучения детей школьного возраста. Большое внимание уделялось воспитанию советского патриотизма и пролетарского интернационализма, сознательной дисциплины, дружбы, товарищества, вопросам сплочения и воспитания детского коллектива, содержанию и формам комсомольской и пионерской организаций.

В 30-е годы расширяются научные исследования по вопросам дидактики и теории воспитания. Проблемы дидактики рассматривались в свете марксистско-ленинской теории познания. Освещались дидактические принципы, методы и организационные формы учебной работы, используемые в советской школе, выяснялось существенное отличие их от дидактических принципов, методов и форм обучения, принятых в буржуазной школе.

Важное значение для разработки дидактических проблем имели центральные и местные научно-практические конференции, на которых обсуждались научные доклады и обобщался опыт работы передовых учителей. Эти конференции посвящались главным образом обсуждению проблем идейности преподавания, формирования в процессе обучения научного мировоззрения учащихся и воспитания у них коммунистической морали.

Всесоюзное совещание по педагогическим наукам, созванное в Москве весной 1941 года, подытожило достижения советской педагогической науки за предыдущие годы, отметило в то же время, что теоретическая разработка советской педагогики все еще отстает от требований социалистического строительства.

Серьезному пересмотру в этот период подверглись важные вопросы теории обучения: воспитание активного мышления учащихся во всех звеньях учебного процесса, связь теории с практикой в обучении, учет возрастных особенностей учащихся и индивидуальный подход к ним, дидактические требования к уроку и др.

Значительный шаг сделала педагогика и в области теории воспитания. Особую роль здесь сыграли работы Н. К. Крупской, которая большое внимание уделяла вопросам воспитательной работы школы, воспитанию коллективизма, организации детского коллектива, пионердвижению и ряду других.

Большую работу в области воспитания проводил А. С. Макаренко. В начале 30-х годов выходит «Педагогическая поэма», в которой Макаренко в яркой форме, в художественных образах отобразил свой интересный и удачный опыт по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей в детских колониях. Во второй половине 30-х годов Макаренко теоретически обобщил свой опыт и свои воззрения по вопросам коммунистического воспитания. Он часто выступал с лекциями для родителей, учителей, руководящих работников народного образования.

 

1.2 Проблемы советской школы в годы ВОВ

 

Улучшению учебно-воспитательной работы советской школы препятствовали педологи, пытавшиеся присвоить себе монополию на изучение детей, на решение вопроса о приеме детей в школы, о профориентации и других важных проблемах школьной жизни.

Проблемы дидактики рассматривались в свете марксистско-ленинской теории познания. Освещались дидактические принципы, методы и организационные формы учебной работы, используемые в советской школе, выяснялось существенное отличие их от дидактических принципов, методов и форм обучения, принятых в буржуазной школе.

Важное значение для разработки дидактических проблем имели центральные и местные научно-практические конференции, на которых обсуждались научные доклады и обобщался опыт работы передовых учителей. Эти конференции посвящались главным образом обсуждению проблем идейности преподавания, формирования в процессе обучения научного мировоззрения учащихся и воспитания у них коммунистической морали.

В предвоенные годы значительно продвинулась разработка проблем частных методик. Решения ЦК ВКП(б) о школе, принятые в 1931—1936 годах, создали для этого благоприятные условия. Установился правильный взгляд на роль частных методик в системе педагогических знаний, в улучшении школьной работы. Были созданы монографии, подготовлены или усовершенствованы учебники и учебные пособия по методикам преподавания, в числе которых работы В. А. Добромыслова, С. Е. Крючкова — по русскому языку; Н. К. Дмитриева, В. М. Чистякова — по русскому языку и родным языкам в нерусской школе; А. С. Пчелко, Е. С. Березанской, Н. Н. Никитина — по математике; Б. В. Всесвятского, А. А. Яхонтова — по естествознанию; А. И. Стражева и В. Н. Вернадского — по истории; Д. Д. Галанина, П. А. Знаменского — по физике и другие.

Дальнейшее укрепление и развитие советской школы требовало создания научного центра, который разрабатывал бы основные теоретические проблемы педагогики. По постановлению Совнаркома СССР в октябре 1943 года была организована в Москве Академия педагогических наук РСФСР, перед которой поставлена задача изучения проблем общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены и методов преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе. Академия педагогических наук объединила большие научно-педагогические силы.

Информация о работе Школа в условиях ВоВ