1. дефектология — (от дефект и ...логия), педагогическая
наука, изучающая особенности развития,
обучения и воспитания аномальных детей.
Включает логопедию, олигофренопедагогику,
сурдопедагогику, тифлопедагогику
Дефектология подразделяется
на отдельные самостоятельные отрасли:
вопросами обучения и воспитания
глухих и слабослышащих детей
занимается сурдопедагогика, слепых -
тифлопедагогика, умственно отсталых
- олигофренопедагогика, детей с
нарушениями речи - логопедия. Специальные
области педагогической науки развиваются
в нашей стране на совершенно новой
психолого-педагогической материалистической
основе. Дефектология исходит из оптимистической
оценки познавательных возможностей детей
с недостатками физического и
умственного развития, считая, что
эти возможности могут быть значительно
повышены при правильном обучении и
воспитании. |
|
2. Основные задачи
дефектологии
Глубокое и разностороннее клинико-физиологическое
и психолого-педагогическое изучение
объективных закономерностей и особенностей
физического и психического развития
детей с разными видами дефектов является
одной из основных задач дефектологии.
Дефектология как целостная отрасль
знания сложилась в результате
развития и интеграции отдельных ее отраслей,
установления общих закономерностей развития,
обучения и воспитания аномальных детей
разных категорий. Выявление этих закономерностей
возможно при условии комплексного, разностороннего
подхода к изучению аномальных детей различных
специалистов (педагогов, дефектологов,
врачей, физиологов, психологов и др.).
Естественнонаучную основу специальных
педагогик составляет разностороннее
клиническое, физиологическое, психологическое
изучение аномальных детей. Оно включает:
определение сущности, структуры дефекта
и коррекционно-компенсаторных возможностей
ребенка с различными отклонениями в развитии;
решение проблемы педагогической классификации
аномальных детей с целью осуществления
организации дифференцированного обучения
и воспитания; выявление и учет аномальных
детей.
На основе научной разработки
эти мероприятия должны осуществляться
в раннем возрасте и по всем регионам страны.
Полученные данные используются для планирования
и организации специальных детских учреждений
с целью наиболее полного охвата аномальных
детей обучением.
С задачами выявления и
учета непосредственно связана
проблема научной разработки методов
ранней диагностики аномалий развития.
Разработаны методы выявления нарушений
слуха уже на первом году жизни ребенка,
что позволяет своевременно начинать
работу по развитию слуха к речи. Успешно
диагностируются на ранних этапах развития
нарушения зрения и опорно-двигательного
аппарата. Диагностика нарушений умственного
развития осуществляется на медико-педагогических
комиссиях. Дефектология занимается разработкой
теоретических вопросов, средств диагностики,
эффективных методик, гарантирующих надежные
результаты отбора умственно отсталых
детей, составляющих абсолютное большинство
всех аномальных детей (при нарушениях
слуха, зрения, двигательной сферы также
нередко наблюдаются недостатки умственного
развития). Однако ранняя диагностика
нарушений умственного развития в настоящее
время остается несовершенной, требует
глубокой научной разработки и нового
подхода к организации и работе комиссий
по отбору детей в специальные детские
учреждения
аномальных детей показала
преимущество содержания их в условиях
специальных педагогических учреждений. Обоснование и разработка
принципов организации и развития сети
специальных учреждений для обучения,
воспитания и развития аномальних детей.
Организация системы образования
аномальных детей в нашей стране
на общегосударственных принципах
обеспечивает обязательность, преемственность
и сроки их обучения. Дефектология научно
разрабатывает и практически решает проблему
раннего (дошкольного) воспитания и обучения
аномальных детей. Компенсация и коррекция
дефектов развития успешно осуществляются
в условиях раннего вовлечения аномального
ребенка в процесс специального обучения
и воспитания.
Единство обучения и воспитания
аномальных детей — один из
основных принципов деятельности
специальных школ.
Одним из ведущих принципов,
обязательным для всех специальных
образовательно-воспитательных учреждений,
является гуманное отношение к аномальным
детям, уважение их человеческого достоинства.
детей Определение целей,
задач, содержания и методов учебно-воспитательного
процесса в учреждениях для аномальных.детей. Принципиальными
для дефектологии являются вопросы о сущности
взаимоотношений общего и специального
воспитания, о возможности лечебными мерами
и средствами преодолеть дефекты развития,
о возможности психолого-педагогическими
средствами корригировать развитие аномального
ребенка.
Специальные дидактические системы
предусматривают для каждого типа
спецшкол определенные принципы обучения,
характерные формы организации учебного
процесса, типичные средства и методы
обучения.
Изучаемым в школах учебным
дисциплинам соответствуют специальные
учебники, методики, наглядные и технические
средства обучения. Педагогические средства
играют основную корригирующую роль в
обучении аномальных детей, повышают их
познавательные возможности, стимулируют
остаточные функции дефектные анализаторов.
Медико-лечебным средствам отводится
вспомогательная, дополнительная роль
в необходимых случаях. «Ве-
роятно, человечество победит
раньше или позже и слепоту, и глухоту,
и слабоумие, — писал Л. С. Выготский, —
но гораздо раньше оно победит их в социальном
и педагогическом плане, чем в плане медицинском
и биологическом»1.
Умственное воспитание аномальных
детей осуществляется в ходе
усвоения основ наук. Общее образование
неразрывно соединено с трудовым обучением
и воспитанием. Физическое воспитание,
с одной стороны, выполняет функцию укрепления
физических качеств, развития пространственной
ориентации и моторики, а с другой — выправляет
и сглаживает последствия перенесенных
заболеваний, т. е. несет коррекционную
функцию.
3.Аномальные дети
дети, имеющие значительные
отклонения от нормального физического
или психического развития. Лежащие
в основе этих отклонений аномалии,
или дефекты (от лат. с1е}ес!из — недостаток,
поэтому иногда применяется термин «дефективные
дети»), могут быть врожденными и приобретенными.
Причины возникновения врожденных аномалий
очень разнообразны. В ряде случаев важную
роль играют генетические (наследственные)
факторы; однако выявление или невыявление
наследственных влияний нередко определяетсяфакторами
внешней среды. Врожденные аномалии могут
возникнуть от непосредственных воздействий
на развивающийся плод химических, механических,
температурных влияний (интоксикация,
травма, охлаждение), нарушения питания
плода и т. д.
Внутриутробная
инфекция плода, напр., врожденный токсоплазмоз
приводит иногда к тяжелым нарушениям
эмбрионального развития— микроцефалии
и гидроцефалии, врожденной слепоте и
т. п.
Приобретенные аномалии
в основном являются последствиями
перенесенных в раннем детском возрасте
инфекционных болезней (эпидемического
цереброспинального менингита, полиомиелита,
кори, скарлатины, гриппа и др.). Сравнительно
меньшую роль в возникновении
приобретенных аномалий играют травмы,
интоксикации и др. причины.
В широком смысле
слова аномальными могут считаться
дети, имеющие более или менее
выраженные отклонения в своем физическом
или психическом развитии, однако
практически термин «аномальные
дети» применяется для обозначения
той категории детей, которые
вследствие серьезного психического или
физического дефекта должны воспитываться
и обучаться в спец. учебно-воспитательных
учреждениях.
Основные группы
А. д.: дети с недостатками слуха (глухие,
слабослышащие, позднооглохшие); с недостатками
зрения (слепые, слабовидящие); слепоглухонемые;
умственно отсталые; с тяжелыми нарушениями
речи.
В Украине проводится
большая работа по предупреждению аномальности
в развитии детей. Повышение материального
и культурного уровня, развитие профилактических
средств, применение спец. методов лечения
оказывают значительное влияние на предупреждение
нарушений в физическом и умственном развитии
детей.
В Украине происходит
закономерное снижение числа А. д. Дети,
имеющие нарушения в физическом и умственном
развитии, воспитываются и обучаются в
специально организованных условиях,
где под действием учебно-воспитательного
процесса и лечебных мероприятий у них
происходят преодоление, коррекция и компенсация
нарушений физического и умственного
развития.
4.Цель и основные задачи ПМПК
- Цель ПМПК - выявление детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проведение комплексного диагностического исследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение индивидуального образовательного маршрута и сопутствующего медицинского обслуживания.
- Основными задачами ПМПК являются:
- раннее выявление детей с отклонениями в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;
- комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика нарушений развития ребенка и его резервных возможностей;
- определение индивидуального образовательного маршрута несовершеннолетнего;
- подбор, проектирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
- рекомендации индивидуально - ориентированных методов коррекционной работы с детьми;
- отслеживание динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;
- формирование банка данных о детях и подростках с ОВЗ;
- использование информационной базы данных о научно-исследовательских, лечебно-профилактических, оздоровительных, реабилитационных и других учреждениях района, области, г. Санкт-Петербурга, в которые ПМПК направляет детей с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
- консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
- оптимизация процессов интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
5.
Понятие «сеть дошкольных
образовательных учреждений» возможно
определить как «совокупность взаимодействующих
между собой равноправных по статусу дошкольных
образовательных учреждений различных
видов». То есть сетевой принцип организации
дошкольных образовательных учреждений
предполагает, прежде всего, разнообразие
видов указанных учреждений при равноправии
правового, образовательного, финансового
статусов, а также возможности для организации
каких – либо дополнительных механизмов
обеспечивающих, например кратковременное
пребывание детей дошкольного возраста,
не посещающих детские сады под контролем
педагогических работников.
ТИПОВОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ УСТАНАВЛИВАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ:
детский сад;
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др.):
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Таким образом, в настоящее
время установлен закрытый перечень
возможных видов дошкольных образовательных
учреждений, дифференцирующихся в зависимости
от реализуемых направлений деятельности,
связанных с нуждаемостью воспитанников
в тех или иных услугах (оздоровительных,
интеллектуальных, художественно-эстетических,
коррекционных и т.д.).
Изложенное позволяет
сформулировать следующие предложения
относительно создания условий для обеспечения
дальнейшего развития сети дошкольных
образовательных учреждений:
- нормативные правовые акты, (в том числе муниципальные и региональные) должны способствовать широкому развитию различных видов дошкольных образовательных учреждений, позволяющих удовлетворить потребности общества в дошкольном образовании, при соблюдении всех необходимых гарантий;
- дошкольные образовательные учреждения (государственные и негосударственные) различных видов должны иметь равноправный статус, в том числе в части, касающейся бюджетного финансирования, при условии соблюдения ими установленных нормативными правовыми актами требований, с учетом особенностей тех или иных видов дошкольных образовательных учреждений;
- система дошкольных образовательных учреждений нуждается в дополнении ее сопутствующими гибкими системами организации дошкольного образования, могущими принимать вид так называемых групп кратковременного и иного пребывания детей дошкольного возраста при иных учреждениях, что может приобрести особую актуальность в сельской местности. Организация данных групп может осуществляться посредством принятия соответствующих муниципальных и региональных нормативных правовых актов;
- необходимым элементом сети дошкольных образовательных учреждений является система информирования родителей, иных заинтересованных лиц по вопросам, связанным с особенностями различных видов учреждений дошкольного образования, а также система организации и координации консультационной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;
- необходимо обеспечить возможности для сохранения и развития сети так называемых «ведомственных детских садов», созданных различного рода организациями для нужд «своих работников»;
- необходимо установление норм, исключающих возможность перепрофилирования помещений детских садов под иные объекты, за исключением случаев крайней необходимости.